Определение о прекращении гражданского дела. Дело № 2- 639/2011



Дело № 2-639/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«04» августа 2011 года                               п. Берёзовка

Берёзовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                         Яловка С.Г.,

при секретаре                                   Корнеевой Т.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края о возложении обязанности разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, создать административную комиссию и определить ее персональный состав, опубликовать решение о создании комиссии в средствах массовой информации,

установил:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, в котором просила обязать администрацию Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда:

- разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов,

- создать на территории Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края административную комиссию, определить персональный состав комиссии,

- решение о создании комиссии опубликовать в средствах массовой информации.

Свои требования обосновали тем, что согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

Конституционное положение определяет взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Федеральный закон об охране окружающей среды, регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона об охране окружающей среды предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 10 Федерального закона об охране окружающей среды устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что:

- территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

- организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

    Действующим законодательством    предусмотрена административная ответственность за деятельность в области обращения с отходами производства и потребления – ст. 4.3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года №7-2161 «Об административных правонарушениях» - нарушение установленного органами местного самоуправления на территории муниципального образования порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий были выявлены нарушения экологического законодательства, а именно, на территории Березовского района Красноярского края не определен порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Отсутствие указанного порядка свидетельствует о бездействии должностных лиц администраций муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Однако до настоящего времени на территории Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края не разработан порядок сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов.

Полномочиями, позволяющими принимать меры к устранению нарушений по сбору, вывозу, утилизации отходов, а также привлечению виновных лиц к административной ответственности, наделены органы местного самоуправления.

На территории Красноярского края, субъектом, в силу п. 3.6 разд. 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 года № 19-п, на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об отходах производства и потребления, одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 6 названного закона, осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе, принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона об охране окружающей среды, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания от представителя Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Мартыненко И.С., действующей на основании доверенности от 16.02.2011 года, поступило заявление о полном отказе от иска, в связи с полным исполнением требований искового заявления. Указала, что последствия прекращения производства по делу, в связи с отказом от иска, предусмотренные ст.ст. 173, 220, 221 ГПК РФ, понятны.

Представитель ответчика Сафариев Д.К., действующий на основании доверенности от 18.03.2011 года, просил суд принять заявление Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края об отказе от иска, и прекратить производство по делу, в связи с тем, что на момент обращения Службы в суд с настоящим иском в июне 2011 года нарушений экологического законодательства, о которых идет речь в исковом заявлении, администрацией Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края допущено не было.

Как видно из материалов дела, администрацией Зыковского сельсовета Березовского района еще в 2009 году был разработан порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов – Зыковским сельским Советом депутатов принято решение № 53-220Р от 02.11.2009 года «О порядке сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов на территории Зыковского сельсовета», которое опубликовано в газете «Пригород» № 20 за 12.11.2009 года.

Первоначально административная комиссия создана Решением Зыковского сельского Совета депутатов № 52-216Р от 29.09.2009 года «О создании административной комиссии на территории Зыковского сельсовета, об избрании членов административной комиссии на территории Зыковского сельсовета» (решение опубликовано в газете «Пригород» N 8 за 08.09.2009 года). В связи с прекращением срока полномочий представительного органа муниципального образования, решением Зыковского сельского Совета депутатов от 02.08.2010 года № 6-20Р внесены изменения в решение от 02.11.2009 года № 52-216Р - утвержден новый состав административной комиссии (решение опубликовано в газете «Пригород» № 31 за 05.08.2010 года). Порядок созыва заседаний административной комиссии и их периодичность определяются регламентом работы комиссии, утвержденным постановлением администрации Зыковского сельсовета от 06.10.2009 года №41.

Судом установлено, что отказ от иска сделан представителем истца добровольно, правовые последствия отказа от иска, предусмотренные ст.ст. 173,220-221 ГПК РФ, представителю истца известны и понятны.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска.

Суд принимает отказ представителя истца от иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 220, 221 ГПК РФ,

решил:

принять отказ Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от иска, предъявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края о возложении обязанности разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, создать административную комиссию и определить ее персональный состав, опубликовать решение о создании комиссии в средствах массовой информации.

Производство по гражданскому делу № 2-639/2011 по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края о возложении обязанности разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, создать административную комиссию и определить ее персональный состав, опубликовать решение о создании комиссии в средствах массовой информации

прекратить.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что повторное обращение в суд с заявлением о том же предмете по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в десятидневный срок со дня его вынесения в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края.

Председательствующий

Судья:                                  С.Г.Яловка