Решение о признании незаконным бездействия по устранению нарушения требований санитарного законодательства. Дело № 2-648/2011



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2011 года                                         п.Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи                     Шарабаевой Е.В.,

при секретаре                                Шахматовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «Элвис» о признании бездействия по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Элвис». Просит суд:

     - признать бездействие ООО «Элвис» по устранению нарушений санитарного законодательства (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.

- обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил в организации розничной торговли пищевыми продуктами по адресу: <адрес>, и. Берёзовка, <адрес>, в срок 1 месяц следующим образом: установить в хозяйственной зоне организации торговли раздельные контейнеры с крышками (или специальные закрытые конструкции), установленные на площадке с твёрдым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в соответствии со ст. 46 ГПК РФ).

Согласно ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с п. 12 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 308 от 06.09.2006 г. руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю.

Поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц является возбуждение дела об административном правонарушении в связи с невыполнением ООО «Элвис» предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в организации розничной торговли, расположенной по адресу: <адрес>ёзовка, <адрес>.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В феврале 2011 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Элвис» в магазине «Элвис», расположенном по адресу: <адрес>ёзовка, <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлен факт нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившийся в нарушении п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» - для сбора мусора и пищевых отходов не предусмотрены - отсутствуют раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадке с твёрдым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны, - мусор собирается в один открытый контейнер, расположенный на площадке для сбора мусора жилищно-коммунального хозяйства, второй контейнер для сбора пищевых отходов отсутствует.

ООО «Элвис» и генеральный директор ООО «Элвис» за указанное нарушение привлечены к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (постановления по делам об административных правонарушениях №№ 487, 484 от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проведенной проверки ООО «Элвис», должностным лицом уполномоченным осуществлять государственный надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ /с, срок исполнения которого ДД.ММ.ГГГГ

При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения юридическим лицом не устранено, требование о его устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении ООО «Элвис» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ), материалы дела отправлены для рассмотрения по подведомственности мировому судье.

ООО «Элвис» продолжает осуществление своей деятельности с нарушением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, оказывая отрицательное воздействие на жизнь и здоровье людей, а именно:

- отсутствие в хозяйственной зоне организации торговли контейнеров для сбора мусора и пищевых отходов с крышками (или специальных закрытых конструкций), установленных на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны, приводит к загрязнению окружающей среды, способствует размножению и распространению членистоногих насекомых и грызунов, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе, иерсиниоза и псевдотуберкулеза, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний среди населения.

Осуществление ООО «Элвис» деятельности по розничной торговле пищевыми продуктами с нарушением санитарного законодательства создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределённого круга лиц.

Бездействие ООО «Элвис» нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, так как нарушается право неопределенного круга гражданин на благоприятную среду обитания, которая по определению ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 г. (далее Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 1. Положения).

Согласно п. 4. Положения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Представитель истца Халюзова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что ООО «Элвис» до настоящего времени не устранены нарушения санитарного законодательства, так как контейнеры под мусор установлены с нарушениями, указанного законодательства, поскольку стоят вплотную к стене магазина, а должны находиться на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 метр во все стороны.

Представитель ответчика ООО «Элвис» - Геворгян С.В., являющийся генеральным директором ООО «Элвис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания предоставил возражения на иск, в котором просил производство по делу прекратить, в связи с добровольным исполнением требований истца, так как он установил два контейнера для сбора мусора около магазина, расположенного по адресу <адрес> армии,41.

Суд рассматривает дело в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с подпунктами 1,2,4,5,5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 года (в ред. от 20.02.2010 N 67), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

В соответствии со ст.ст. 50,51 федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей, имеют право на проведении санитарно-эпидемиологические расследования. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с положением об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденным приказом федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 06.09.2006 года № 308, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребителей рынка.

Согласно свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, (сокращенное наименование – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) является действующим юридическим лицом с организационно-правовой формой – орган государственной власти.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В соответствии с п.5 ст.15 указанного закона граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

В соответствии с п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» - для сбора мусора и пищевых отходов должны быть предусмотрены раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадке с твёрдым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.

Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено    внепланоевое мероприятие по надзору в отношении ООО «Элвис» в магазине «Элвис», расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Роспотребнадзором по Красноярскому краю вынесено предписание /с об устранении выявленных нарушений санитарных правил для ООО «Элвис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

Согласно имеющегося в материалах дела постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении генеральный директор ООО «Элвис» Геворгян С.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.

Согласно имеющегося в материалах дела постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении ООО «Элвис» было признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.

В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения юридическим лицом не устранено, требование о его устранении не выполнено.

Согласно имеющегося в материалах дела протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Элвис» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющий государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Согласно указанного протокола проведенной Управлением Росптребнадзора по Красноярскому краю в отношении ООО «Элвис» проверкой было установлено, что мероприятия установленные предписанием от 11.02.2011 года № 463/с ООО «Элвис» не выполнены.

При данных обстоятельствах, учитывая, что специалистами Управления Роспотребнадзора но Красноярскому краю были выявлены нарушения норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации, ООО «Элвис» до настоящего времени не исполнил в полном объеме предписание, вынесенное ООО «Элвис» Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю /С от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении выявленных нарушений санитарных правил, суд считает необходимым признать действия ООО «Элвис» по нарушению норм санитарного законодательства Российской Федерации противоправными, также полагает необходимым обязать ООО «Элвис» устранить нарушения санитарного законодательства РФ.

Довод представителя ООО «Элвис» Геворгян С.В. изложенный в возражении на иск о прекращении производства по делу, так как он в добровольном порядке устранил указанные в иске нарушения, не является основанием для прекращения производства по делу. Основания прекращения производства по делу указаны в ст.220 ГПК РФ, их перечень является исчерпывающим и расширительному толкования не подлежит. Добровольное исполнение ответчиком требований истца само по себе не является основанием для прекращения производства по делу. Кроме того, в ходе производства по делу, было установлено, что ООО «Элвис» не устранены нарушения указанные в иске, так как контейнеры для сбора мусора установлены с нарушением санитарного законодательства вплотную к стене магазина, тогда как должны находится на расстоянии в 1 метр от нее.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 11 Налогового кодекса РФ с ООО «Элвис» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8000 рублей в доход бюджета Березовского района Красноярского края, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Элвис» по устранению нарушений норм санитарного законодательства Российской Федерации (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Элвис» устранить нарушения санитарного законодательства РФ, а именно санитарных правил (п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов») в организации розничной торговли пищевыми продуктами по адресу: Красноярский край, Березовский район, и. Берёзовка, <адрес>, в течении 1 месяца после вступления в законную силу настоящего заочного решения суда, следующим образом: установить в хозяйственной зоне организации торговли раздельные контейнеры с крышками (или специальные закрытые конструкции), установленные на площадке с твёрдым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Элвис» государственную пошлину в доход бюджета Березовского района Красноярского края в размере 8000 рублей.

Разъяснить ответчику право подать судье заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней по истечении срока, предусмотренного для подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, с подачей жалобы через Березовский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья                            Е.В.Шарабаева