Решение по иску об устранении недостатков по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Дело № 2-536/2011



Дело № 2-536/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Березовка                                                  22 июня 2011 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи                     Романовой О.А.,

с участием помощника прокурора Березовского района     Ковалевой Е.П.,

при секретаре                             Федорищевой Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-536/2011 по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края о признании незаконным бездействие администрации Бархатовского сельского совета Березовского района Красноярского края, выразившихся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с.Бархатово, д.Киндяково, д.Челноково Березовского района Красноярского края и обязании устранить имеющиеся недостатки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Бархатовского сельского совета Березовского района Красноярского края, выразившихся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с.Бархатово, д.Киндяково, д.Челноково Березовского района Красноярского края и обязании устранить имеющиеся недостатки.

Свои требования прокурор Березовского района Красноярского края мотивировал тем, что в нарушение требований действующего законодательства о пожарной безопасности, администрацией Бархатовского сельсовета не в полном объеме принимаются меры по обеспечению первичной пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования: в с.Бархатово, д.Киндяково, д.Челноково около расположения наружных водоисточников не установлены соответствующие указатели; в населенных пунктах с.Бархатово и д.Киндяково на берегу реки Есауловка не обнаружены площадки для забора воды на нужды пожаротушения с твердым покрытием и размерами площадок не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В нарушение требований п.107 Правил (ППБ 01-03) мотористы, закрепленные за пожарными мотопомпами, не прошли специальную подготовку, не отработали порядок доставки пожарных мотопом к месту пожара.

Бездействие администрации Бархатовского сельсовета, в части непринятия мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности, является незаконным.

Просит, с учетом уточненных требований, признать незаконным бездействие администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с.Бархатово, д.Киндяково, д.Челноково Березовского района Красноярского края и обязать администрацию Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в течение 6-и месяцев с момента вступления решения в законную силу, организовать прохождение мотористами, закрепленными за пожарными мотопомпами специальной подготовки, отработать порядок доставки мотопомп к месту пожара в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации. В остальной части от исковых требований отказался, последствия отказа от иска прокурору ясны и понятны.

В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Ковалева Е.П. заявленные требования поддержала по указанным в нем основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что в результате проведенной проверки соблюдения администрацией Бархатовского сельсовета Березовского района требований пожарной безопасности, относящихся к вопросам местного значения, было установлено, что в нарушение указанных требований действующего законодательства, администрацией Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края не в полном объеме принимаются меры по обеспечению первичной пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.

Представитель администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края Шлапак М.Э., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании признала требования прокурора в полном объеме, дополнительно ничего не пояснила.

Представитель заинтересованного лица – отдела надзорной деятельности по Березовскому району Красноярского края Главного управления МЧС России по Красноярскому краю – главный государственный инспектор Березовского района по пожарному надзору Евдокимов И.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

        Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Участником дела, согласно статьи 45 ГПК РФ также может быть прокурор, если он обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

На основании части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает как свои требования, так и возражения.

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Аналогичные положение содержатся в пунктах 1.8, 1.9 части 1 статьи 10 Устава Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края.

Согласно положениям статей 1 и 3 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления являются одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности. Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

На основании статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: … создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров, и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов…

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Положениями части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты … с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

    Согласно пункта 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

    Пунктом 112 ППБ 01-03 установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

    В соответствии с пунктом 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов … должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Из пункта 2 статьи 3 Устава Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края и статьи 1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2005 года № 13-3025 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Березовский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» следует, что в состав территории Бархатовского сельсовета входят сельские населенные пункты: село Бархатово, деревня Челноково, деревня Киндяково, а также иные земли в границах сельсовета независимо от форм собственности и целевого назначения.

Как установлено в судебном заседании, согласно проверок, проведенных отделом надзорной деятельности по Березовскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ и прокуратурой Березовского района ДД.ММ.ГГГГ, в населенных пунктах с.Бархатово, д.Киндяково, д.Челноково, были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03):

- в нарушение требований пункта 90 ППБ 01-03 в с.Бархатово, д.Киндяково, д.Челноково около расположения наружных водоисточниколв не установлены соответствующие указатели;

- в нарушение требований пункта 94 ППБ 01-03, в населенных пунктах с.Бархатово и д.Киндяково на берегу реки Есауловка не оборудованы площадки для забора воды на нужды пожаротушения с твердым покрытием и размерами площадок не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в нарушение пункта 107 ППБ 01-03 мотористы, закрепленные за пожарными мотопомпами, не прошли специальную подготовку, не отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.

За нарушение требований пожарной безопасности, в том числе указанных в заявлении прокурора, глава Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края Макаров С.Ю. постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

По информации администрации Бархатовского сельсовета, принят ряд мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Бархатовский сельсовет», в том числе, в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение пожарной бозопасности Бархатовского сельсовета на 2011-2013 годы», запланированы в 2011-2013 годах: постройка двух подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров на берегу р. Есауловка для установки пожарных машин и забора воды в целях пожаротушения; в д. Киндяково, д. Челноково, с. Бархатово. Проложен 1 км. минерализованных полос и обеспечен уход за ними.

Кроме того, главой администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края с ОАО «Птицефабрика Бархатовская» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на услуги по предоставлению пожарной машины для тушения пожаров в пределах территории Бархатовского сельсовета.

    Вместе с тем, доказательств организации надлежащего обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов <адрес>, д. Киндяково, д. Челноково муниципального образования «Бархатовский сельсовет» Березовского района Красноярского края, указанных в заявлении прокурора, Главой и представителем администрации Бархатовского сельсовета суду не представлено.

    Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации Бархатовского сельсовета меры, из материалов дела также не усматривается.

Каких-либо препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед администрацией Бархатовского сельсовета задач, которое могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности, не имеется.

    Таким образом, из анализа представленных в суд доказательств следует, что администрация Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края не надлежащим образом обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования «Бархатовский сельсовет», чем ставит под угрозу жизнь, здоровье и другие права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, неопределенного круга граждан, проживающих на территории Бархатовского сельсовета.

С учетом изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая, что у суда нет сведений о проведении администрацией Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края на день рассмотрения гражданского дела мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с. Бархатово, д. Киндяково, д. Челноково Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, суд считает необходимым предоставить администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края срок для проведения указанных действий, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Березовского района Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края по непринятию мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с. Бархатово, д. Киндяково, д. Челноково Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края.

Обязать администрацию Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в течение 6-ти месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу:

- организовать прохождение мотористами, закрепленными за пожарными мотопомпами специальной подготовки, отработать порядок доставки мотопомп к месту пожара в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                 О.А. Романова