Заочное решение по иску о признании юридического лица прекратившим деятельность. Дело № 2- 763/2011



Дело № 2-763/2011

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» сентября 2011 года                             п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

    председательствующего судьи                        Шарабаевой Е.В.,

    при секретаре                        Шахматовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю к Красноярской региональной общественной организации помощи подросткам «Наше время» о признании юридического лица прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Красноярской региональной общественной организации помощи подросткам «Наше время», в котором просит признать Красноярскую региональную общественную организацию помощи подросткам «Наше время» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о Красноярской региональной общественной организации помощи подросткам «Наше время» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрирована Красноярская региональная общественная организация помощи подросткам «Наше время» (далее - Организация).

Согласно информации, содержащейся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций, полномочия по ведению которого отнесены к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее - Управление), Организация зарегистрирована в ведомственном реестре некоммерческих организаций за номером

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером внесены сведения об Организации как о юридическом лице, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серия .

Положения абз. 4 ст. 8 Закона об общественных объединениях предусматривают, что с момента государственной регистрации Организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес>:

- местом нахождения Организации является: 662520, <адрес>;

- лицо, действующее без доверенности от имени Организации - председатель совета Толстихин Илья Александрович, зарегистрированный по адресу: <адрес>.

В связи с изложенным, учитывая, что Организация как юридическое лицо обладает специальной правоспособностью, Закон об общественных объединениях возлагает на нее исполнение определенных обязанностей, в том числе по информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения:

- о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Периодичность предоставления сведений - ежегодная (абз. 4 ч. 1 ст. 29);

- об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абз. 8 ч. 1 ст. 29).

Периодичность предоставления сведений - ежегодная, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»).

Невыполнение вышеуказанных обязанностей предусматривает применение в силу частей 4, 5 статьи 29 Закона об общественных объединениях санкции в виде лишения в судебном порядке по заявлению органа, принявшего решение о государственной регистрации, общественную организацию статуса юридического лица.

Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Министерства юстиции Российской Федерации и действует на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2009 Vg 147 (далее - Положение).

В соответствии с Положением Управление осуществляет функции по государственной регистрации некоммерческих организаций и контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

В результате анализа материалов, находящихся в учетном деле Организации, Управлением установлено, что Организация:

- в нарушение требований абз. 4 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях не представила в Управление ежегодную информацию о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения и названия постоянно действующего руководящего органа Организации, данных о руководителе Организации в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (должность в Организации в соответствии с уставом; фамилия, имя, отчество; место жительства (регистрации); паспортные данные) за 2007 - 2010 гг.

- в нарушение требований абз. 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, подп. «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 не представила в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, в Управление информацию в 2008 - 2011 г. об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

В целях устранения данных нарушений Управлением в адрес Организации направлялось предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако указанные выше сведения Организация в Управление не представила. Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 29 Закона об общественных объединениях, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо обстоятельств и является прямой и непосредственной обязанностью Организации.

В связи с изложенным, совершенные Организацией вышеуказанные нарушения являются в силу частей 4, 5, 8 статьи 29 Закона об общественных объединениях безусловными основаниями для обращения Управления с заявлением в суд о признании Организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключения ее из ЕГРЮЛ.

Дополнительно Управление полагает необходимым отметить следующее.

Предъявляя иск о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ, Управление выступает в защищу государственных и общественных интересов, поскольку основной целью заявленных исковых требований является обеспечение функционирования зарегистрированных общественных объединений (юридических лиц) в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Исходя из содержания и смысла статьи 5 Закона об общественных объединениях, общественная организация как объединение физических лиц может осуществлять деятельность, ради которой граждане объединяются на основе общности интересов и без образования юридического лица.

В этой связи прекращение деятельности общественной организации как юридического лица и исключение его из ЕГРЮЛ не является ограничением или нарушением права граждан на объединение для совместного достижения общих целей. В то время как ликвидация общественной организации по решению суда в соответствии с положениями статьи 44 Закона об общественных объединениях означает запрет на его деятельность независимо от факта его регистрации.

Представитель истца Зверева А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежаще, до начала судебного заседания предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, пояснений по существу иска не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Суд, на основании ст.ст. 167,233 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На Организацию, как на некоммерческую организацию, действующим законодательством возложено исполнение определенных обязанностей.

Статьей 29 Закона об общественных объединениях установлено, что Общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что с момента государственной регистрации Организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером внесена запись о Красноярской региональной общественной организации помощи подросткам «Наше время» (далее - Организация) как о юридическом лице, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 24 .

Согласно информации, содержащейся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций, полномочия по ведению которого отнесены к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее - Управление), Организация зарегистрирована в ведомственном реестре некоммерческих организаций за номером

В соответствии с Уставом Организации, утвержденным общим собранием учредителей ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> представленными в материалах дела:

- место нахождение Организации - <адрес>, пгт. Березовка, <адрес>;

- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации – председатель совета Толстихин Илья Александрович, проживающий по адресу: <адрес>

Судом установлено, что Организация в нарушение требований абз. 4 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях не представила в Управление ежегодную информацию о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения и названия постоянно действующего руководящего органа Организации, данных о руководителе Организации в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (должность в Организации в соответствии с уставом; фамилия, имя, отчество; место жительства (регистрации); паспортные данные) за 2007 - 2010 гг.

- в нарушение требований абз. 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, подп. «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 не представила в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, в Управление информацию в 2008 - 2011 г. об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Как видно из материалов дела в адрес Организации направлялось предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений по факту непредставления отчетов о продолжении деятельности, о персональном составе руководящих органов и т.д.

Однако, указанные в иске сведения Организация в Управление не представила.

Предъявляя иск о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ, Управление выступает в защищу государственных и общественных интересов, поскольку основной целью заявленных исковых требований является обеспечение функционирования зарегистрированных общественных объединений (юридических лиц) в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Исходя из содержания и смысла статьи 5 Закона об общественных объединениях, общественная организация как объединение физических лиц может осуществлять деятельность, ради которой граждане объединяются на основе общности интересов и без образования юридического лица.

В этой связи прекращение деятельности общественной организации как юридического лица и исключение его из ЕГРЮЛ не является ограничением или нарушением права граждан на объединение для совместного достижения общих целей. В то время как ликвидация общественной организации по решению суда в соответствии с положениями статьи 44 Закона об общественных объединениях означает запрет на его деятельность независимо от факта его регистрации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в связи с допущенными Организацией нарушениями Закона имеются основания для признания юридического лица прекратившим деятельность и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ст.333.36 НК РФ Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции размер госпошлины уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера для организаций составляет 2000 рублей.

С учетом указанного с Красноярской региональной общественной организации помощи подросткам «Наше время» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 4000 рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю к Красноярской региональной общественной организации помощи подросткам «Наше время» о признании юридического лица прекратившим деятельность и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить в полном объеме.

Признать Красноярскую региональную общественную организацию помощи подросткам «Наше время» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Красноярской региональной общественной организации помощи подросткам «Наше время» в доход местного бюджета Березовского района Красноярского края государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Разъяснить ответчику право подать судье заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней по истечении срока, предусмотренного для подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, с подачей жалобы через Березовский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья:                        Е.В. Шарабаева