Дело № 2-738/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2011 года п.Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шарабаевой Е.В., при секретаре Шахматовой Г.А., с участием старшего помощника прокурора Березовского района Красноярского края Шукана А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-738/2011 по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 ГПК РФ о признании бездействия администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов незаконным и об обязании администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования поселок Березовка на участке местности, расположенном в 100 метрах в южном направлении от дома № 124 по ул.Дружбы в п.Березовка Березовского района Красноярского края,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ к администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования поселок Березовка на участке местности, расположенном в 100 метрах в южном направлении от № п.Березовка Березовского района Красноярского края незаконным и об обязании администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края в 2-х месячный срок со дня вынесения решения организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования поселок Березовка на участке местности, расположенном в 100 метрах в южном направлении от дома № в п.Березовка Березовского района Красноярского края.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Березовского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами в муниципальном образовании <адрес> ФИО1 <адрес>, в ходе которой установлено, что в нарушении частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, части 2 статьи 2, части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, частей 1, 2, 5, 6 статьи 12 и статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов исполнительным органом муниципального образования поселок Березовка - администрацией поселка Березовка не исполняются.
На территории поселка Березовка проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено место несанкционированного складирования отходов, которое расположено на участке местности, расположенном в 100 метрах в южном направлении от <адрес> в <адрес> ФИО1 <адрес>.
По данному факту в адрес и.о. главы п. Березовка прокуратурой района внесенопредставление об устранении нарушений природоохранного законодательства с требованием о принятии мер к сбору и вывозу мусора с территории муниципального образования на указанных в представлении участках местности.
Бездействие администрации п. Березовка, в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, является незаконным.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве. Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Невыполнение администрацией п. Березовка обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также отсутствие регулярной очистки территории муниципального образования от отходов, негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, а также может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации.
Указанные обстоятельства существенным образом нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Шукан А.Н. требования поддержал по вышеуказанным основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края Колесниченко Т.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования прокурора не признала, суду пояснила, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Bo исполнение предоставленных полномочий администрация поселка Березовка организовала сбор и вывоз бытовых отходов, а именно заключила муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с победителем запроса котировок Березовским муниципальным унитарным ремонтно-строительным предприятием на оказание услуг по сбору, вывозу твердых бытовых отходов с улиц поселка Березовка. С 2006 года у администрации поселка Березовка отсутствуют полномочия по распоряжению, владению землей, на которой располагается несанкционированная свалка, так как данные полномочия переданы в администрацию Березовского района. На основании изложенного, считает, что администрация поселка Березовка в полной мере исполнила свои полномочия - организовала сбор и вывоз мусора с указанной территории, а также не выдавала разрешение гражданам, проживающим по <адрес> на размещение твердых бытовых отходов на указанной территории. Администрацией поселка Березовка организуется сбор и вывоза бытовых отходов и мусора и регулярная очистка территории муниципального образования от отходов, однако жители поселка Березовка периодически выбрасывают мусор и бытовые отходы в различных местах, где и появляются несанкционированные свалки. Администрация поселка Березовка в настоящий момент готовит смету на объем бытовых отходов, который надлежит вывезти с территории несанкционированной свалки. После составления сметы администрацией <адрес> будет заключен соответствующий контракт на сбор и вывоз мусора.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Устава поселка Березовка ФИО1 <адрес> к вопросам местного значения поселка Березовка относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании установлено, что на территории поселка Березовка установлено место несанкционированного складирования отходов, которое расположено в 100 метрах в южном направлении от <адрес> в <адрес>.
Данные фактические обстоятельства подтверждаются актом проверки со схемой и фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой ФИО1 <адрес>, рапортом временно исполняющего обязанности участкового уполномоченного милиции ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, письменным объяснением исполняющего обязанности главы <адрес> Кузнецова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ данным помощнику прокурора ФИО1 <адрес> Шукану А.Н., в котором он пояснил, что в ближайшее время несанкционированная свалка администрацией <адрес> будет устранена, при этом ликвидация таких свалок входит в компетенцию администрации <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором ФИО1 <адрес> в адрес исполняющего обязанности главы администрации <адрес> ФИО1 <адрес> вынесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.
При этом, в нарушении требований статей 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 1, 2, 6, 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», части 2, статьи 2, части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», администрацией поселка Березовка до настоящего времени не организован сбора и вывоза бытовых отходов на указанном участке местности, расположенном в 100 метрах в южном направлении от <адрес> в <адрес>, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов, расположенный в 100 метрах в южном направлении от <адрес> в <адрес>, не оборудован в соответствии с требованиями закона к полигонам отходов производства и потребления, указанная свалка в перечень объектов для размещения отходов не включена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации поселка Березовка ФИО1 <адрес> по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования поселка Березовка на участке местности, расположенном в 100 метрах в южном направлении от <адрес> в <адрес> - нарушает статью 42 Конституции РФ, статью 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют права каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Доводы представителя ответчика о том, что у администрации <адрес> отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, поэтому ответчик не может организовать сбор и вывоз мусора с территории несанкционированной свалки, а сбор и вывоз мусора с улиц <адрес> администрацией <адрес> обеспечен не могут быть приняты судом, поскольку они основаны на неверном понимании закона. Распоряжение земельными участками не является предметом настоящего судебного разбирательства, а в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, что также подтверждается п. 18 ст. 7 Устава поселка Березовка ФИО1 <адрес>, следовательно к компетенции администрации <адрес> относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории <адрес>.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
признать бездействие администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования поселок Березовка на участке местности, расположенном в 100 метрах в южном направлении от <адрес> в <адрес> ФИО1 <адрес> незаконным.
Обязать администрацию поселка Березовка Березовского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории муниципального образования поселок Березовка на участке местности, расположенном в 100 метрах в южном направлении от <адрес> в <адрес> ФИО1 <адрес>, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов и мусора на специализированный полигон бытовых отходов в двухмесячный срок с момента вынесения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Шарабаева