Решение об оставлении заявления без рассмотрения. Дело № 2-324/2011



<данные изъяты>

Дело № 2-324/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2011 года                                                                                                        п.Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Верхотурова И.И., при секретаре Титаренко Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-324/2011 по заявлению Гагаркина Сергея Владимировича о признании незаконным решения начальника ФБУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю о постановке на профилактический учет,

У С Т А Н О В И Л:

Гагаркин С.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника ФБУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю о постановке на профилактический учет, как лица склонного к суициду.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он узнал о постановке на профилактический учет, как лица склонного к суициду. Он не присутствовал на заседании комиссии ФБУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, на которой его поставили на профилактический учет, не был ознакомлен с решением комиссии. Считает данное решение незаконным и необоснованным в связи с тем, что о правилах внутреннего распорядка его не ознакомили, о том, что его поставили на профилактический учет, он узнал после заседания комиссии, с составленным на него рапортом и протоколом заседания комиссии он ознакомлен не был. Полагает, что при его постановке на профилактический учет были нарушены пункты 30, 35 Европейских пенитенциарных правил и пункт 6 Приказа Минюста РФ от 26 декабря 2006 года № 383 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по организации, рассмотрению предложений, заявлений, жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей». Просит признать незаконным решение начальника ФБУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю о постановки его на профилактический учет, как лица склонного к суициду.

Гагаркин С.В. извещен о дате и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом, отбывает наказание в виде лишения свободы.

Учитывая характер спора и значение личных объяснений Гагаркина С.В. для рассмотрения данного дела, а также возможность довести до суда свою позицию путем участия в деле представителя заявителя, суд считает возможным рассмотреть дело без этапирования заявителя в судебное заседание, поскольку гражданское процессуальное законодательство не обязывает суд принимать меры для обеспечения явки участников процесса в судебное заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания (в данном случае – доставки заявителя, находящегося в местах лишения свободы).

Представитель ФБУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был уведомлен своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

В силу статей 167, 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителя ФБУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. В силу статьи 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

Пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, установлено, что Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом подпунктом 3 пункта 7 указанного Положения Минюст России наделен полномочием на самостоятельное принятие нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Приказом Министерства юстиции РФ от 20 ноября 2006 года № 333 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), регламентирующая порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (пункт 1).

В соответствии с пунктом 3 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы специальных мероприятий, направленных на предупреждение (предотвращение и пресечение) противоправных действий. Деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью не допустить реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное преступление (на стадии покушения). Работа по предупреждению правонарушений направлена на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих их совершению, с использованием мер воздействия на определенные факторы и лиц с устойчивым противоправным поведением.

Следовательно, Инструкция принята уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросу, относящемуся к его компетенции.

Согласно пункта 8 Инструкции основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются достоверные и проверенные сведения о его приготовлении совершить правонарушение либо отрицательная характеристика до осуждения или в период пребывания в следственном изоляторе, карантинном помещении.

Пункты 22 - 41 раздела IV Инструкции регулируют порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений. Абзацем 8 пункта 23 Инструкции предусмотрено, что на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые) … имеющие психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии к окружающим…

Согласно пункта 26 Инструкции, работник или сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, владеющий информацией о замыслах осужденного на подготовку к совершению противоправных действий … готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения.

В соответствии с пунктами 28-33 Инструкции, оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу.

Начальник отряда, за которым закреплен этот осужденный, приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы (справка по личному делу, объяснения осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения.

Начальник учреждения после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения.

На заседании комиссии в присутствии осужденного заслушиваются начальник отряда, работник или сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке его на профилактический учет, и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются объяснения самого осужденного.

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет… Решение комиссии в обязательном порядке фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения уголовно-исполнительной системы и подписанном членами комиссии (пункт 32).

В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (пункт 33).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ психологом ФБУ ИК № 27 Б. на имя начальника ФБУ ИК № 27 подан рапорт, согласно которого была проведена проверка в отношении осужденного Гагаркина С.В., который выявляет склонность к суицидальному поведению (что следует из материалов личного дела и анамнеза), считает целесообразным поставить его на профилактический учет, как склонного к членовредительству, причинению тяжкого вреда своему здоровью.

В течение 10 дней сотрудниками ФБУ ИК № 27 проводилась проверка достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, о чем свидетельствуют согласие оперативного работника ИК № 27 и виза начальника ФБУ ИК № 27 на рапорте.

Решением комиссии по профилактике правонарушений ФБУ ИК № 27 ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Гагаркин С.В. поставлен на профилактический учет, как лицо склонное к суициду, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии по профилактике правонарушений ФБУ ИК № 27 ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, как следует из протокола заседания комиссии по профилактике правонарушений ФБУ ИК № 27 от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании комиссии, в присутствии осужденного Гагаркина С.В., были заслушаны: начальник отряда по воспитательной работе ИК № 27 Т., сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке его на профилактический учет – психолог психологической лаборатории Б., а также сам осужденный Гагаркин С.В.

Решение комиссии о постановке осужденного Гагаркина С.В. на профилактический учет, как лицо склонное к суициду, зафиксировано в протоколе, утвержденном начальником ФБУ ИК № 27 Р. и подписанном секретарем комиссии Е., за осужденным Гагаркиным С.В. закреплен сотрудник учреждения, ответственный за проведение профилактической работы с осужденным – психолог ПЛ ФБУ ИК № 27 Ч., на осужденного Гагаркина С.В. заведена учетная карточка.

Согласно сообщению начальника ФБУ ОИК № 40 от ДД.ММ.ГГГГ, осужденный Гагаркин С.В. ДД.ММ.ГГГГ был экстренно этапирован в КТБ-1 г. Красноярска, где и отбывает наказание по настоящее время, поскольку проглотил инородное тело – гвоздь, длиной мм, крест, изготовленный из колец прикроватной бирки.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение комиссии по профилактике правонарушений ФБУ ИК № 27 ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о постановке осужденного Гагаркина С.В. на профилактический учет, как лица склонного к суициду, принято в соответствии с законом, в пределах полномочий комиссии, в соответствии с требованиями Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 20 ноября 2006 года № 333, установленный порядок проверки сведений и постановки на профилактический учет осужденного соблюден, в связи с чем оспариваемое решение комиссии не может быть признано незаконным.

Доводы заявителя Гагаркина С.В. о нарушении пункта 6 Приказа Минюста РФ от 26 декабря 2006 года № 383 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по организации, рассмотрению предложений, заявлений, жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей» и его не информировании об исполнении государственной функции, суд считает несостоятельными, поскольку из существа рассматриваемой жалобы следует, что порядок подачи письменных и устных обращений, а также порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию, осужденному Гагаркину С.В. был разъяснен, при этом заявитель воспользовался своим правом обжалования.

Утверждения заявителя о том, что с составленным на него рапортом и протоколом заседания комиссии он ознакомлен не был, в связи с чем нарушены его права, суд считает не основанными на законе, поскольку Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 20 ноября 2006 года № 333, на администрацию исправительного учреждения обязанность по ознакомлению осужденного с рапортом и протоколом заседания комиссии, не возложена.

Доводы заявителя Гагаркина С.В. о том, что при его постановке на профилактический учет были нарушены пункты 30, 35 Европейских пенитенциарных правил, суд считает необоснованными.

Профилактический учет осужденных, связанный с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии к окружающим, обусловлен необходимостью обеспечить соблюдение режима в исправительных учреждениях, составной частью которого является обеспечение постоянного надзора за осужденными (статья 82 УИК РФ).

Согласно пунктам 67, 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года, необходима классификация осужденных с целью отделения осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделения осужденных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.

Следует также отметить, что оспариваемое решение комиссии по профилактике правонарушений ФБУ ИК № 27 ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о постановке осужденного Гагаркина С.В. на профилактический учет, как лица склонного к причинению существенного вреда своему здоровью (суициду), соответствует и пункту 52.1 Рекомендации Rес (2006) 2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам (Европейские пенитенциарные правила) об исполнении наказаний, предусматривающих лишение свободы и обращении с заключенными, закрепляющему обязанность администрации места лишения свободы проводить оценку заключенных на предмет того, создают ли они угрозу для безопасности других заключенных или лиц, работающих в пенитенциарных учреждениях или посещающих эти учреждения, и есть ли вероятность того, что они сами могут нанести себе вред.

Таким образом, оспариваемое решение комиссии по профилактике правонарушений ФБУ ИК № 27 ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о постановке осужденного Гагаркина С.В. на профилактический учет, как лица склонного к причинению существенного вреда своему здоровью (суициду), полностью согласуется с вышеприведенными нормами международного права.

    На основании части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение комиссии по профилактике правонарушений ФБУ ИК № 27 ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о постановке осужденного Гагаркина С.В. на профилактический учет, как лица склонного к причинению существенного вреда своему здоровью (суициду), соответствует требованиям закона и не нарушает права заявителя Гагаркина С.В., в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Гагаркина Сергея Владимировича о признании незаконным решения комиссии по профилактике правонарушений ФБУ ИК № 27 ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на профилактический учет, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Березовского районного суда                                                      И.И.Верхотуров