Решение по исковому в интересах РФ (в порядке ст.45 ГПК РФ) О взыскании суммы с ОАО `Сиб.Губерния`. Дело `2-507/2011



Дело № 2-507/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«15» июня 2011 года                                       п. Берёзовка

Берёзовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                         Яловка С.Г.,

при секретаре                                   Корнеевой Т.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Красноярского края, муниципального образования – Березовского района Красноярского края и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Сибирская Губерния» о взыскании суммы долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду,

установил:

прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Красноярского края, муниципального образования – Березовского района Красноярского края и неопределенного круга лиц к ОАО «Сибирская Губерния» о взыскании с ответчика суммы долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2009 года и 1-4 кварталы 2010 года в размере 1 263 831,77 руб.

Свои требования обосновал тем, что при проведении прокуратурой района проверки соблюдения природоохранного законодательства в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что филиал ОАО «Сибирская Губерния» - Птицефабрика «Красноярская» (далее Птицефабрика «Красноярская») в результате своей деятельности оказывает негативно воздействие на окружающую среду путем размещения отходов и осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Согласно выписке из ЮГРЛ, Уставу ОАО «Сибирская Губерния» с Приложением № 2 к нему, п.п. 1.1, 3.4. Положения о Птицефабрике «Красноярская» ОАО «Сибирская Губерния» (филиал), основным видом деятельности общества является разведение сельскохозяйственной птицы, одним из филиалов общества является Птицефабрика «Красноярская» ОАО «Сибирская Губерния» (филиал), расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, 5 км. автодороги «Красноярск-Железногорск», осуществляет деятельность от имени создавшего его общества, ответственность за деятельность филиала несет создавшее его общество, что соответствует положения ст. 55 ГК РФ.

Согласно проектам нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденных для Птицефабрики «Красноярская», а также разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, выданному на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и разрешению , выданному на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суммарный выброс вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных для Птицефабрики «Красноярская» по отделению «Березовское» к выбросу в атмосферный воздух составляет 430,873 т/год, по Птицефабрике «Красноярская» 1 280,97 т/год.

        Согласно справке Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю,Птицефабрика «Красноярская» имеет задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду: 190 725,88 руб. (с учетом переплаты по предыдущим платежам – 190 546,63 руб.) за 3 квартал 2009 года; 252 755,07 руб. за 4 квартал 2009 года; 210 107,96 руб. за 1 квартал 2010 года; 235 289,08 руб. за 2 квартал 2010 года; 234 984,41 руб. за 3 квартал 2010 года; 140 148,62 руб. за 4 квартал 2010 года, а всего 1 263 831, 77 руб. (с учетом переплаты по предыдущим платежам за негативное воздействие на окружающую среду).

До настоящего времени указанная сумма в добровольном порядке ОАО «Сибирская Губерния» - юридическим лицом, создавшим филиал Птицефабрика «Красноярская» и отвечающим по его обязательствам, в бюджеты разных уровней не внесена.

Ссылаясь на положения ст.ст. 210,211 ГК РФ, п. 1 ст. 4, ст.ст. 11,12,23 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 1-3 ст. 16 Федерального закона 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.06.2001 года № 462), прокурор указывает, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия, то есть являются обязательными, которые согласно п.п. 1,2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» вносятся не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является календарный квартал.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 года №284-0, плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных (индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление, то есть указанные платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджета. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст.ст. 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ, сборы зачисляются в доходную часть федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по 40%. Соответственно не поступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права.

Учитывая, что плата за негативное воздействие на окружающую среду идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды, на научные исследования безопасных технологий, выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения и т.д., уклонение от внесения указанных платежей затрагивает также конституционные права неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды») на благоприятную окружающую среду, так как реализация программ на восстановление среды обитания граждан, а также на решение других проблем, в том числе для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, осуществляется за счет средств, полученных от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Уклонения от нее снижает возможности предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Представитель ответчика ОАО «Сибирская Губерния», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких-либо заявлений от указанных участников процесса, в том числе, об отложении рассмотрения дела не поступало.

        В ходе судебного заседания помощник прокурора Березовского района Красноярского края Микерина Л.И. представила заявление прокурора об отказе от заявленных требований к ОАО «Сибирская Губерния» в связи с тем, что ОАО «Сибирская Губерния» с 29.04.2011 года признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, а Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, являющимся кредитором и администратором платежей, в связи с банкротством ОАО «Сибирская Губерния» подготовлено исковое заявление в Арбитражный суд Красноярского края о взыскании общей задолженности с ОАО «Сибирская Губерния» по платежам, в которую вошли и требования о взыскании суммы долга по платежам птицефабрики «Красноярская» ОАО «Сибирская Губерния» (филиал) за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2009 года, за 1-4 кварталы 2010 года.

        Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В соответствии со ст. 126 вышеуказанного закона, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В силу ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно определению и решению Арбитражного суда Красноярского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, определением арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда было принято заявление ООО «Гофросервис» о признании ОАО «Сибирская губерния» банкротом, ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества введено наблюдение, ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сибирская губерния» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю от 09.06.2011 года на имя прокурора Березовского района Красноярского края, в силу действующего законодательства служба и ее территориальные органы в субъектах РФ являются администраторами доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе, платы за негативное воздействие на окружающую среду. ОАО «Сибирская Губерния», являющееся плательщиком данной платы, имеет задолженность перед бюджетами всех уровней в размере 1 620 332,36 руб. В связи с тем, что в отношении общества начата процедура банкротства, Управлением Роспироднадзора по Красноярскому краю, как кредитором и администратором таких платежей, подготовлено исковое заявление в Арбитражный суд Красноярского края о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника на общую сумму задолженности. Выделить сумму задолженности структурного подразделения предприятия за период с 19.07.2010 года по 31.12.2010 года не представляется возможным.

        Судом установлено, что отказ от иска сделан прокурором добровольно, правовые последствия отказа от иска, предусмотренные ст.ст. 45, 173, 220-221 ГПК РФ, указанным лицам известны и понятны.

В силу 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска.

Суд принимает отказ прокурора от иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,220,221, ч. 3 ст. 173 ГПК РФ,

определил:

принять отказ прокурора Березовского района Красноярского края от иска, предъявленного им в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Красноярского края, муниципального образования – Березовского района Красноярского края и неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Сибирская Губерния» о взыскании суммы долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.

Производство по гражданскому делу № 2-507/2011 по иску прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Красноярского края, муниципального образования - Березовский район Красноярского края и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Сибирская Губерния» о взыскании суммы долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду

прекратить.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что повторное обращение в суд с заявлением о том же предмете по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в десятидневный срок со дня его вынесения в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края.

Председательствующий

Судья:                                                        С.Г. Яловка

<данные изъяты>

<данные изъяты>