Дело № 2-608/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 16 » ноября 2011 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Яловка С.Г.,
при секретаре Федорищевой Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» о признании незаконным бездействия ответчика по неисполнению предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и возложении на ответчика обязанности обеспечить уровни искусственной освещенности в вечернее время суток территории жилых домов,
установил:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Роспотребнадзор) обратилось в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с исковым заявлением к ООО УК «Заказчик ЖКУ» в котором просило:
- признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно эпидемиологический надзор №1097/з от 24.03.2011 года,
- обязать ответчика обеспечить уровни искусственной освещённости ввечернее время суток в соответствии с гигиеническими нормативами,установленными п. 2.12. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10) на территории жилых домовпо <адрес>«А», <адрес>«А» в <адрес>, в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что при проведении мероприятий по надзору в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ» Роспотребнадзором установлено, что ООО УК «Заказчик ЖКУ» не соблюдает требования санитарного законодательства, в результате чего нарушаются законные права неопределенного круга лиц.
В марте 2011 года на основании обращения администрации <адрес>, содержащего жалобу на отсутствие освещения дворов жилых домов по <адрес>«А»), <адрес>«А») Роспотребнадзором проведено административное расследование в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ», в ходе которого установлено, что ответчик выступает в отношениях с собственниками указанных многоквартирных жилых домов, как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве основной предпринимательской деятельности.
В силу взятых на себя обязательств по договору № от ДД.ММ.ГГГГ управления муниципальными жилыми помещениями в многоквартирном доме, в функции ответчика входит оказание услуг по управлению и выполнению работ по надлежащему содержанию, текущему ремонту, техническому обслуживанию общего имущества жилых многоквартирных домов, в том числе, по адресу: <адрес>«А», <адрес>«А».
По результатам проведения административного расследования, ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю - заместителем главного государственного санитарного врача по <адрес> Горяевым Д.В. вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Управлением Роспотребнадзора по результатам административного расследования выдано предписание №/з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарного законодательства, а именно п. 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части проведения мероприятий, обеспечивающих уровни искусственной освещённости в вечернее время суток в соответствии с гигиеническими нормативами на территориях вышеуказанных жилых домов.
В мае 2011 года при проверке выполнения предписания №/з от ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзором установлено, что требования предписания не выполнены в полном объеме, а именно: уровни средней горизонтальной искусственной освещённости на уровне земли в ночное время суток на придомовых дорогах (переходных) по <адрес> составили 1,4-3,8 Лк, <адрес> составили 2,1-2,7 Лк, <адрес>» составили 1,1-3,2 Лк, <адрес>» составили 2,4-3,2 Лк, при нормативе не менее 4 Лк; площадке для игр детей в районе жилых домов по <адрес>«А», <адрес> <адрес> составили от 1-1,1 Лк, при нормативе не менее 10 Лк, число не горящих ламп на придомовых территориях составляет от 60 до 100%.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон N 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
В силу ст. 8 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ праваграждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно,благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную средуобитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиямичеловека.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 года, жилые помещения должны соответствовать санитарным правилам, в том числе по освещенности, в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Применительно к освещенности такие требования установлены СанПиН 2.1.2.2645-10.
Согласно п. 1.2. СанПиН 2.1.2.2645-10, настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать, в том числе, при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
В соответствие с п. 1.4. СанПиН 2.1.2.2645-10, указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана, в том числе, с эксплуатацией жилых зданий и помещений.
Согласно п. 2.12. СанПиН 2.1.2.2645-10, территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.
Приложением № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 установлены нормыосвещенности придомовой территории, в том числе, средняя горизонтальнаяосвещенность на уровне земли на площадке для игр детей - 10 Лк, на дорогах - 4 Лк.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
В силу п. 2 Правил, в состав общего имущества включается, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Перечень, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 (далее – Правила эксплуатации) и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В силу п./п. 3 п. 1.4. Правил эксплуатации, граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Согласно п. 1.8 Правил эксплуатации, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, а именно: организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории), уход за зелеными насаждениями.
Согласно п. 2.7.2. Правил эксплуатации, организация и функционирование объединенной диспетчерской службы (ОДС), аварийно-ремонтной службы (АРС), ОДС осуществляет контроль за работой инженерного оборудования, в том числе, электрощитовых жилых домов, дежурного освещения дворовых территорий.
В силу п. 5.6.6. Правил эксплуатации, организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации, запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений.
Приложением № 2 Правил определены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, в том числе, в течение 7 суток должны устраняться неисправности в системе освещения общедомовых помещений (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, выключателей и конструктивных элементов светильников). Сроки устранения отдельных неисправностей указаны с момента их обнаружения или заявки жильцов.
В пунктах 4 и 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от предназначения и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, освещение помещений общего пользования.
Таким образом, оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего имущества многоквартирного дома, включается в оплату коммунальных услуг, вносится жильцами домов ответчику.
Исходя из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Обязанность ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена п./п. «в» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правил от 23.05.2006 N 307 и п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальныепредприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Таким образом, истец полагает, что, не соблюдая требования санитарного законодательства, ООО УК «Заказчик ЖКУ» нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым действиями ООО УК «Заказчик ЖКУ» может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным.
В судебное заседание представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании представитель ответчика - ООО УК «Заказчик ЖКУ» Шумкова А.А., действующая на основании доверенности от 07.11.2011 года, исковые требования не признала в полном объеме, ссылаясь на то, что предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об обеспечении уровня искусственной освещенности в вечернее время суток территории жилых домов не выполнено ответчиком по уважительной причине – опоры уличного освещения, сети электроосвещения не принадлежат ответчику, нести расходы по установке новых опор, ремонту сетей ответчик не имеет материальной возможности, общее собрание собственников помещений вопрос о ремонте и содержании сетей электроосвещения не решало, при этом при установке более сильных источников освещения, в тех местах, где это технически возможно (без установки новых опор), от граждан начинают поступать жалобы на излишне сильное освещение.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации Березовского района Красноярского края Климов Д.Ю., действующий на основании доверенности № 28 от 17.10.2011 года, просит принять решение не усмотрение суда.
Выслушав объяснения ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п./п. 1,2,4,5,5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004 года (в ред. от 20.02.2010 N 67), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.ст. 50,51 федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей, имеют право на проведении санитарно-эпидемиологические расследования. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с Положением об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 06.09.2006 года № 308, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребителей рынка.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ №А, свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, (сокращенное наименование – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) является действующим юридическим лицом с организационно-правовой формой – орган государственной власти.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 24 №, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия 24 №, Устава, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заказчик жилищно– коммунальных услуг»» (сокращенное наименование – ООО УК «Заказчик ЖКУ») является действующим юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам эти имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественных права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Целями деятельности общества является удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц в услугах по содержанию и ремонту жилищного фонда, инженерной инфраструктуры. Обеспечение коммунальными услугами потребителей - нанимателей и собственников жилых помещений жилищного фонда, а также извлечение прибыли. Основными видами (предметом) деятельности общества являются следующие: управление жилищно-коммунальным комплексом, в том числе, инженерной инфраструктурой, организация работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирных домов, инженерной инфраструктуры, обеспечению коммунальными услугами установленного качества и объема, на основании заключенных договоров в интересах и за счет собственников и нанимателей жилых помещений жилищного фонда, поставщиками коммунальных услуг, подрядными предприятиями и т.д., строительство, реконструкция и эксплуатация объектов жилищного фонда, зданий, строений, сооружений, иных объектов жилищно–коммунальной инфраструктуры, коммерческая деятельность.
В соответствии со ст. 2 Закона N 52-ФЗ, одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Аналогичные требования содержатся в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Согласно п.п. 1,3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 8 ст. 23 Закона N 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком дом
Согласно п. 1.1 указанной статьи, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2.3 указанной статьи, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из толкования содержания п.п. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ следует, что именно ответчик, как управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг для населения, а также работ по содержанию и ремонту недвижимости. Указанной статьей предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставлять собственникам коммунальные услуги.
В п.п. 4 и 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ч. 1 ст. 153 ЖК РФ.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 154 ЖК РФ определен состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от того, является ли потребитель коммунальных услуг собственником или нанимателем соответствующего жилого помещения. При этом независимо от правового статуса потребителя плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Обязанность ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена п./п. «в» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правил от 23.05.2006 N 307 и п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 ода N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в преамбуле которых указано, что они регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно п./п. «д» п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пункт 11 указанных Правил гласит, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
Перечень, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Согласно п. 1.8 данных Правил, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, а именно: организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями.
Согласно п. 2.7.2. Правил, объединенная диспетчерская служба (ОДС) осуществляет контроль за работой инженерного оборудования, в том числе электрощитовых жилых домов, дежурного освещения дворовых территорий, при этом в силу п. 5.6.6. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации, запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений.
Приложением 2 к названным Правилам определены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, в том числе в течение 7 суток должны устраняться неисправности в системе освещения обшедомовых помещении (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, выключателей и конструктивных элементов светильников). Сроки устранения отдельных неисправностей указаны с момента их обнаружения или заявки жильцов.
Из положений СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», следует, что санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (раздел I. Общие положения и область применения).
Согласно п. 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10, территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.
Приложением N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 установлены нормы освещенности придомовой территории, в том числе средняя горизонтальная освещенность на уровне земли на площадке для игр детей - 10 Лк, на дорогах - 4Лк.
В соответствии со ст. 11 Закона N 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Из договора № на управление муниципальными жилыми помещениями в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ и приложений № и № к нему следует, что администрация Березовского района Красноярского края, (собственник), в лице Главы администрации Рыбченко В.В., действующего на основании Устава, передает, а ООО УК «Заказчик ЖКУ» (управляющая компания) в лице директора ФИО5, действующей на основании Устава, принимает муниципальные жилые помещения в многоквартирных домах, в том числе, и дома по адресу: <адрес>«А», <адрес>«А» в <адрес> <адрес>, для управления ими с предоставлением услуг в интересах собственника имущества. Управляющая компания обязана управлять жилыми помещениями в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, с целями, задачами, определяемыми и указанными в настоящем договоре и иных нормативных документах, действующих в данной сфере (пункт 2.2.1 договора), заключать от своего имени договоры предоставления жилищно-коммунальных услуг с нанимателями жилых помещений (пункт 2.1.6), обеспечивать нанимателей жилых помещений жилищными и коммунальными услугами установленного уровня качества в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления (пункт 2.1.7 договора), состав и периодичность выполнения работ по обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда (приложение № 2), неисправности в системе освещения общедомовых помещений (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, включателей и конструктивных элементов светильников) устраняются в течении 7 суток.
Из предписания уполномоченного должностного лица Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю - заместителя руководителя Горяева Д.В. №/з от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в марте 2011 года на основании обращения администрации <адрес>, содержащего жалобу на отсутствие освещения дворов жилых домов по <адрес> Роспотребнадзором проведено административное расследование в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ», в ходе которого установлено, что по результатам осмотров придомовых территорий и измерений уровней искусственной освещенности на придомовых территориях жилых домов установлено, что уровни искусственной освещенности на придомовых территориях жилых домов по <адрес> не соответствуют гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 2.1.2.2645-10, то есть, выявлены нарушения норм санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, было предписано устранить нарушения п. 2.12. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» в части проведения мероприятий, обеспечивающих уровни искусственной освещенности в вечернее время суток в соответствии с гигиеническими нормативами на территории жилых домов по <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение мероприятий возложена на ООО УК «Заказчик ЖКУ» в лице руководителя.
По результатам проведения административного расследования, ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю - заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В. вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю - заместителем руководителя Горяевым Д.В. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено распоряжение № о проведении внеплановой проверки в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ» с целью проверки выполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №/з, об устранении выявленных нарушений, срок исполнения который истекает ДД.ММ.ГГГГ, период проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, срок проведения проверки 20 рабочих дней.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора о том, что ДД.ММ.ГГГГ, в 11 час. 00 мин., уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя руководителя Горяева Д.В. в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ» по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Центральная, 32 будет начато проведение внеплановой выездной проверки вручено ООО УК «Заказчик ЖКУ» ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ, специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО7 при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ», на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяева Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, в присутствии законного представителя юридического лица - ведущего специалиста ПХТ ООО УК «Заказчик ЖКУ», а также в присутствии понятых был произведен осмотр придомовых территорий домов по следующим адресам: <адрес> с целью проверки выполнения предписания заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяева Д.В. №/з от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Заказчик ЖКУ» о проведении мероприятий по обеспечению уровня искусственной освещенности в вечернее время суток в соответствии с гигиеническими нормативами на территории указанных жилых домов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Осмотром установлено, что на опорах, установленных на придомовых территориях, указанных домов для освещения (ночного) детских площадок, придомовой территории не подведены электрические сети, не установлены лампы (на все опорах). Полагая, что предписание не выполнено, так как электрические коммуникации не подведены, ламы не установлены, также указано, специалист указал, что для подтверждения невыполнения предписания требуется проведение санитарно– эпидемиологической экспертизы.
Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ, специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО7 при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ», на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяева Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, в присутствии законного представителя юридического лица – и.о. ПХТ ООО УК «Заказчик ЖКУ», а также в присутствии понятых был произведен осмотр придомовых территорий домов по следующим адресам: <адрес>А, в ходе которого на основании определения о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № проведены инструментальные измерения уровней искусственной освещенности на придомовых территориях указанных домов.
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам измерений уровней искусственной освещенности на придомовых территориях вышеуказанных жилых домов установлено, что уровни искусственной освещенности на придомовых территориях жилых домов по <адрес> не соответствуют гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 2.1.2.2645-10.
Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с выявленным неполным выполнением в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания от ДД.ММ.ГГГГ №/з.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенном заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В., в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ», которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, - нарушение санитарно-эпидемиологических к требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта и подвергнуто наказанию в виде штрафа 10 000 рублей, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в 20 час. 00 мин. были осмотрены придомовые территории жилых домов по <адрес>«А», <адрес>, при представлении в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам измерений уровней искусственной освещённости на придомовых территориях данных жилых домов на соответствие гигиеническим нормативам установлено: на придомовой территории - дороге <адрес>, измеренные значения средней горизонтальной освещённости на уровне земли составили 1,3-3,7 Лк (норматив 4 Лк), при этом число не горящих ламп составило 80% от общего количества; на придомовой территории - дороге <адрес> измеренные значения средней горизонтальной освещённости на уровне земли составили 3,0-3,6 Лк (норматив 4 Лк), число не горящих ламп составило 60% от общего количества; на придомовой территории - дороге <адрес> измеренные значения средней горизонтальной освещённости на уровне земли составили 2,8-3,4 Лк (норматив 4 Лк), число не горящих ламп составило 60% от общего количества; на придомовой территории - площадке для игр детей у жилого дома по <адрес> измеренные значения средней горизонтальной освещённости на уровне земли составили 1,0-1,3 Лк (норматив 10 Лк), при этом число не горящих ламп составило 100%,; на придомовой территории - дороге <адрес>, измеренные значения средней горизонтальной освещённости на уровне земли составили 2,4-2,7 Лк 8 (норматив 4 Лк), число не горящих ламп составило 60% от общего количества; измеренные значения средней горизонтальной освещённости на уровне земли на всех придомовых территориях, подвергавшихся инструментальному контролю по фактору искусственной освещённости не соответствуют гигиеническим нормативам, установленным в п. 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО УК «Заказчик ЖКУ» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявления ООО УК «Заказчик ЖКУ» ссылалось, в том числе, на то, что общество не является надлежащим субъектом, оспаривало наличие у общества обязанности по выполнению санитарных правил обеспечения уровня искусственной освещённости в вечернее время суток в соответствии с гигиеническими нормативами, установленными п. 2.12. СанПиН 2.1.2.2645-10 на территориях указанных жилых домов.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № в удовлетворении заявления ООО УК «Заказчик ЖКУ» отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО УК «Заказчик ЖКУ» подало апелляционную жалобу в Третий арбитражный апелляционный суд Красноярского края, в которой привело доводы об отсутствии у общества обязанности по обслуживанию сетей электроосвещения, находящихся на придомовых территориях вышеуказанным многоквартирных домов.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А33-6315/2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В силу ст. 4.1 КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При данных обстоятельствах, учитывая, что специалистами Управления Роспотребнадзора но Красноярскому краю были выявлены нарушения норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации, а ООО УК «Заказчик ЖКУ» до настоящего времени не исполнило в полном объеме вынесенное в адрес общества Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю предписание №/з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарных правил, суд считает необходимым признать незаконным бездействие ответчика по неустранению вышеперечисленных нарушений требований санитарного законодательства и обязать ООО УК «Заказчик ЖКУ» устранить нарушения санитарного законодательства РФ в сроки, от которых просит истец, поскольку данные сроки признаются судом разумными и достаточными для устранения выявленных еще в марта 2011 года нарушений санитарного законодательства (предписание об устранение нарушений вынесено ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п./п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ООО УК «Заказчик ЖКУ», подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в доход местного бюджета, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» о признании незаконным бездействия ответчика по неисполнению предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и возложении на ответчика обязанности обеспечить уровни искусственной освещенности в вечернее время суток территории жилых домов
удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» по не устранению нарушений требований санитарного законодательства, указанных в предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ №/з, а именно обеспечить уровни искусственной освещённости в вечернее время суток в соответствии с гигиеническими нормативами, установленными п. 2.12. СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории жилых домов по <адрес>
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обеспечить уровни искусственной освещённости в вечернее время суток в соответствии с гигиеническими нормативами, установленными п. 2.12. СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории жилых домов по <адрес>
Взыскать общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» в доход бюджета Березовского района Красноярского края госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья: С.Г. Яловка