Определение о прекращении гражданского дела. Дело №2-640/2011



№ 2-640/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«15» июля 2011 года п.Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шарабаевой Е.В., при секретаре Шахматовой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-640/11 по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, обязании создать на территории Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края административную комиссию,

У С Т А Н О В И Л:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

Конституционное положение определяет взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЭ Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с пунктами 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЭ к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что:

территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, статья 4.3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» - нарушение установленного органами местного самоуправления на территории муниципального образования порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий были выявлены нарушения экологического законодательства, а именно на территории Березовского района Красноярского края не определен Порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Отсутствие указанного порядка свидетельствует о бездействии должностных лиц администраций муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЭ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Однако до настоящего времени на территории Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края не разработан порядок сбора вывоза, бытовых и промышленных отходов.

Полномочиями, позволяющими принимать меры к устранению нарушений по сбору, вывозу, утилизации отходов, а также привлечению виновных лиц к административной ответственности, наделены органы местного самоуправления.

На территории Красноярского края, субъектом, в силу пункта 3.6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

В соответствии со статьёй 6 названного закона осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно пункта 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В соответствии со статьёй 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется по месту нахождения организации.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.

В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 3.8 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, утверждённого Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2008 №19-п, Службе предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного, Истец просит:

Обязать администрацию Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:

- разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов;

- обязать администрацию Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края создать на территории Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края административную комиссию, определить персональный состав комиссии. Решение о создании комиссии опубликовать в СМИ.

В судебное заседание представитель истца Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края – Мартыненко И.С., действующая на основании доверенности от 16.02.2011 года не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, до начала судебного разбирательства представила заявление об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу, в котором также просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Отказ сделан добровольно, правовые последствия отказа от иска истцу понятны.

Представитель ответчика администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края Завалихина О.А., действующая на основании доверенности от 15.04.2011г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска.

В силу п. 3 ст. 220 ГПК РФ судья прекращает производство по делу, если истец отказался от иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 93, 220, 224, 225 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по гражданскому делу № 2-640/11 по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании разработать порядок сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, обязании создать на территории Вознесенского сельсовета Березовского района Красноярского края административную комиссию, прекратить.

Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба или принесен протест в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Березовский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья: Е.В. Шарабаева