№ 2-17/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2012 года п. Берёзовка
Берёзовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Романовой О.А.,
при секретаре Медюк Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации Березовского района Красноярского края, администрации Есаульского сельского совета Березовского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО11 к муниципальному образованию Березовский район Красноярского края, министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Впоследствии прокурор исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Березовского района Красноярского края предоставить ФИО2, ФИО3, ФИО9 жилое помещение по договору социального найма в размере не менее установленных социальных норм по месту их фактического проживания в <адрес> Красноярского края, мотивировав свои требования тем, что ФИО2, ФИО12, ФИО9 отнесены к категории детей сирот, оставшихся без попечения родителей, которым согласно действующего законодательства должно быть предоставлено вне очереди жилье.
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Довбыш А.В. и истцы ФИО2, ФИО9 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Есаульской сельской администрации в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований об обязании администрации Березовского района предоставить жилье истцам.
Представитель ответчика администрации Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил оставить заявление без рассмотрения, при этом указав, что администрация Березовского района Красноярского края не наделена полномочиями в предоставлении жилья, данные полномочия относятся к компетенции поселка. Таким образом, считает администрацию Березовского района Красноярского края ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представив письменный отзыв, в котором изложил доводы о необоснованности заявленных исковых требований к министерству образования и науки Красноярского края, мотивируя, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований, для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Указом Губернатора края от 04.04.2005г. ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.
Представитель заинтересованного лица администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» № 12-961 от 02 ноября 2000 года, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, о также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от 05 марта 2010 года), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилых помещений, состоящим на учете в Министерстве образования науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (в редакции от 21 августа 2009 года № 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ФИО2 и её братья ФИО9, ФИО3 в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. ФИО6 – умерла в июне 1995 года, отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Есаульской сельской администрации Березовского района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3, ФИО14 определены в детский дом на полное государственное обеспечение. Этими же постановлениями за указанными лицами закреплено жилое помещение в <адрес> ( л.д. 32-33). Согласно акта обследования жилищно- бытовых условий истцов от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 86) закрепленная за ними жилая площадь в двухкомнатной неблагоустроенной квартире, общей площадью 42 кв.м., жилой 30 кв.м. не пригодна для проживания: пол провален, электрическая проводка и печь находятся в аварийном состоянии, на кухне под окном прогнила стена, в доме сыро, кровля крыши требует ремонта.
Вышеуказанное помещение, закрепленное за истцами в 2006 году сгорело, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.06.2006г. ( л.д. 71-75). На тот момент истцы являлись несовершеннолетними, ФИО2 являлась учащейся колледжа.
Постановления от 1996г. о закреплении на истцами жилья по протесту прокурора Березовского района ( л.д. 15-20 ) в 2011г. были отменены.
Постановлениями Есаульской сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3 и ФИО9 поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ. ( л.д. 29-31)
В связи с тем, что большая часть поселка Кедровый сгорела в 2006г., истцы как погорельцы вошли в список участников программы переселения жителей <адрес> в деревню <адрес> <адрес>.
Постановлением администрации ЗАТО <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, на основании решения единой жилищной комиссии при администрации ЗАТО <адрес> на состав семьи из 3-х человек (в том числе ФИО9 и ФИО3) выделена двухкомнатная квартира муниципального жилого фонда по адресу: ЗАТО <адрес>, д.Шивера, <адрес>15.
В материалах дела имеется договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, а также акт передачи ФИО2, жилого помещения, расположенного в <адрес> <адрес>, что истцам предоставлялось вышеуказанное жилое помещение. Однако, проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что договор социального найма фактически заключен не был, в договоре и акте приема передачи подпись не принадлежит ФИО2, это следует из представления прокуратуры <адрес> на имя главы администрации <адрес> <адрес> ( л.д. 11-14 ), что является прямым нарушением действующего законодательства, в соответствии с которым (ч.1 ст.63 ЖК РФ) договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
На основании ч.1 ст.420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно положениям ст.ст. 432, 433 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиями договора. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
В соответствии со ст. 434 Гражданского кодекса РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного экземпляра, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредствам почтовой, телеграфной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В судебном заседании установлено, что истцы в квартиру фактически не вселялись и не проживали там. В настоящее время жилым помещением не обеспечены, закрепленного жилого помещения не имеют, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ними не зарегистрированы.
В судебном заседании истица ФИО2 пояснила, что она и её братья ФИО9, и ФИО3 после смерти родителей были определены в детский дом на полное государственное обеспечение, за ними было закреплено жилое помещение в <адрес>, которое в 2006 году сгорело. В связи с чем, они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В декабре 2009 года решением Единой жилищной комиссии при администрации ЗАТО <адрес> на неё и её братьев ФИО9 и ФИО3 выделена двухкомнатная квартира муниципального жилого фонда по адресу: <адрес> согласно программы по переселению как погорельцев, однако данный договор она не подписывала, фактически жилое помещение ей предоставлено не было. Считает, что проживать в данной деревне они не могут, т.к. там нет ни работы, ни медицинских, учебных учреждений, предоставленное жилье является ветхим, т.к. в администрации ей сообщили, что приватизировать его нельзя из-за ветхости. Полагает, что им как детям сиротам согласно закона должно быть предоставлено жилье по месту их жительства в п.Березовка. В настоящее время она и её братья также никакого жилого помещения не имеют. Бекенштейн В.М. поставлен на учет Министерством науки и образования в качестве нуждающегося, как сироту. Просит требования прокурора в их интересах удовлетворить.
Истец ФИО9 пояснил, что в 1995 году их родители умерли, они были определены в детский дом. Жилье за ними было закреплено в <адрес>, но в 2006 году их дом сгорел. Им как погорельцам по программе переселения предоставлялось жилье в деревне Шивера, но там жить невозможно, т.к. там нет работы, транспорт практически не ходит, жилье было предоставлено ветхое, в деревянном доме. Договор социального найма, акт передачи ими на данную квартиру не подписывался. Они туда не переезжали, жить там не намерены. В настоящее время Министерство науки и образования Красноярского края его поставили на учет как сироту. Просит их требования удовлетворить.
Кроме того, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО15 показала, что работая в администрации Березовского района Красноярского края в органах опеки и попечительства, ФИО17 и её братьев она знает давно, так как они находились в детском доме. Вопрос о получении ими жилого помещения не ставился, так как за ними было закреплено жилье в <адрес>, после окончания обучения ФИО2 встал вопрос по жилью. Жилое помещение в Кедровом сгорело. Истцы обратились к ним, но сразу предоставить жилье им не могли. Позднее истцы были перераспределены в Шивера, им там дали двухкомнатную квартиру, сказали, что там сделан капитальный ремонт, при этом показали только фотографии, поскольку сами поехать туда не могли, так как там закрытый город, поэтому обследование данной квартиры администрацией Березовского района не было проведено. Истцы, побывав в предоставленной им квартире, отказались от заселения, так как дом в аварийном состоянии, отсутствуют рабочие места, транспорта нет. Бывший глава Есаульской администрации обещал помочь истцам, новый Глава не желает предоставлять истцам жилье на территории Есаулово.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в настоящее время истцы закрепленного жилого помещения не имеют, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ними не зарегистрированы, что подтверждается сведениями Управления федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю Березовского отделения, жилого помещения на условиях договора социального найма по месту жительства не предоставлялось
Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья, по наличию у истцов иного жилого помещения в пользовании.
Поскольку Законом Красноярского края от № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация Березовского района Красноярского края не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах ФИО2, ФИО9, ФИО3, в части возложения на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения в размере не менее установленных социальных норм по месту их фактического проживания в <адрес> Красноярского края.
В своих возражениях представитель администрации Березовского района Красноярского края ссылается на то, что администрация Березовского района Красноярского края не является надлежащим ответчиком, так как не является правообладателем спорных материальных обязанностей, к которому предъявлены претензии требования со стороны истца, мотивируя тем, что к вопросам местного значения поселения относятся; в соответствии с п.6 ст.14 ФЗ № 131 «Об общих принципов организации местного самоуправления в РФ» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. При этом указав, что администрация Березовского района Красноярского края не наделена полномочиями в предоставлении жилья, полномочия по предоставлению жилья в соответствии с п.6 ст.14 относится к компетенции Поселка, а не к администрации Березовского района.
Суд не может согласиться с доводами ответчика, поскольку в силу приведенных выше правовых норм обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, вне очереди жилыми помещениями возложены на органы местного самоуправления за счет средств краевого бюджета. При этом Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, в числе которых указан Березовский район, были наделены в 2010 году государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Поскольку закрепленного жилого помещения ФИО2, а также ее братья ФИО3, ФИО9 не имеют, договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> ими заключен не был, они сохранили право на предоставление жилого помещения по месту жительства в Березовском районе.
Поскольку требования к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации Есаульского сельского совета Березовского района Красноярского края прокурором не поддерживаются, оснований для их разрешения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию Березовского района Красноярского края предоставить ФИО8, ФИО3, ФИО9 по договору социального найма жилое помещение в размере не менее установленных социальных норм по месту их фактического проживания в <адрес> Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: О.А.Романова