Решение по иску о признании строения жилым и пригодным для постоянного проживания с правом регистрации проживания в нем. Дело № 2-166/2012



Дело № 2-166/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 05 » марта 2012 года                          п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего                            Яловка С.Г.,

при секретаре                             Шулюмовой Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евсеева Виталия Николаевича к администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Красноярскому краю Березовское отделение, о признании строения жилым и пригодным для постоянного проживания с правом регистрации проживания в нем,

установил:

Евсеев В.Н. обратился в суд к администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (далее администрация Есаульского сельсовета), ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Красноярскому краю Березовское отделение (далее БТИ) с иском о признании расположенного на дачном земельном участке строения, общей площадью 137,7 кв.м., количество этажей – 2, инвентарный номер , условный номер , адрес объекта: <адрес>, <адрес>, жилым строением, пригодным для постоянного проживания, с правом регистрации проживания.

Исковые требования обосновал тем, что истец является собственником указанного строения, которое фактически является жилым домом, расположенным на земельном участке по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, с кадастровым номером , площадью 1 436 кв.м.

Вышеуказанный жилой дом находится в работоспособном состоянии, является капитальным, соответствует эксплуатационным требованиям и не создает угрозу жизни и здоровью.

В настоящее время истец не имеет возможности зарегистрироваться в вышеуказанном доме и лишается права на выбор места жительства и других конституционных прав, так как согласно техническому паспорту от 31.08.2011 года, подготовленному Березовским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», дом - является нежилым зданием, и со слов сотрудников БТИ подготовить технический паспорт на жилой дом, они не имеют права.

Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 года, которым признан не соответствующим Конституции РФ абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в той части, в какой, им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом участке, который относится к землям населенных пунктов, истец указывает, что данным постановлением субъектам РФ было предписано определить порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органам местного самоуправления утвердить в соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки. Также Конституционным судом РФ указано, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере государственной деятельности, признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК РФ).

Таким образом, полагает истец, Конституционный суд РФ указал на необходимость соблюдения самого важного принципа жилых помещений - принципа пригодности для постоянного проживания. Пригодность для постоянного проживания граждан определяется соответствием санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В частности, согласно ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должно соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения и безвредных условий проживания независимо от его срока содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно техническому заключению ОАО «Красноярскгражданпроект» №10-3855/15 от 11.10.2011 года техническое состояние строительных конструкций, качество строительно-монтажных работ примененные материалы, тепло-влажностный режим помещений, соответствует строительным нормам и правилам для данного класса сооружений, обеспечивают безопасную эксплуатацию жилого дома <адрес> на нормативный срок службы, и не создают угрозу жизни и здоров проживающим в доме граждан.

Представитель ответчика - администрации Есаульского сельсовета Пьяных Д.С. (доверенность от 15.03.2011 года) о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, до начала судебного заседания представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании исковых требований Евсеева В.Н., указав при этом, что правовые последствия признания иска ему известны и поняты.

Представитель ответчика – ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиал по Красноярскому краю Березовское отделение, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу иска не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОУФМС России по Красноярскому краю в Березовском районе, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах не явки суд не известил, об отложении рассмотрении дела не просил, равно как и о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу иска не представил.

В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании истец Евсеев В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, пояснил, что построенный им дом пригоден для проживания и является его единственным местом жительства.

Выслушав истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся. В том числе, жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера (Постановления от 24.11.1995 года N 14-П, от 04.04.1996 года N 9-П, от 15.01.1998 года N 2-П, от 02.02.1998 года N 4-П, от 02.06.2011 года N 11-П, определения от 13.07.2000 года N 185-О, от 06.10.2008 года N 619-О-П, от 13.10.2009 года N 1309-О-О и др.).

Абзац 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет для целей данного Федерального закона садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 года признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1 и ч. 2), 27 (ч. 1) и 55 (ч. 3) абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом участке, который относится к землям населенных пунктов. Субъектам РФ предписано определить порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органам местного самоуправления – утвердить в соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки. Также Конституционным Судом РФ указано, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов данной сфере государственной деятельности, признание жилых строений пригодными для постоянного проживания, по указанию Конституционного суда РФ, может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК РФ).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 года N 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева» отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но - применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам - может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе правопользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны - привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, и в конечном счете воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Принимая Постановление от 14.04.2008 года N 7-П, которым нормативное положение абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было признано не соответствующим ст. 19 (ч. 1 и ч. 2), 27 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в части, ограничивающей право на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, Конституционный Суд Российской Федерации определил и особенности его исполнения, указав, в частности, на необходимость внесения изменений в названный Федеральный закон. Это требование Конституционного Суда Российской Федерации до сих пор не исполнено. Тем не менее в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 года N 7-П является общеобязательным и действует непосредственно.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков. Таким образом, нормативное положение абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в части, исключающей возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, не соответствует Конституции РФ, ее ст. 27 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3). Вместе с тем собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В соответствии со ст. 25.3 указанного закона, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.08.2006 года N 232 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ , выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ :

Евсееву В.Н. на основании договора купли–продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли–продажи 1/2 доли земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли–продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения дачного хозяйства, площадь участка 1 436 кв.м., адрес участка: Россия, <адрес>, кадастровый номер: ,

также Евсееву В.Н. на праве собственности принадлежит дом, назначение: жилое, общая площадь 140 кв.м., адрес объекта: Россия, <адрес>, условный номер: , запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, документы-основания: договор купли–продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли–продажи 1/2 доли земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли–продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, согласно техническому паспорту нежилого здания «Дом», составленному Березовским отделением филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, <адрес> расположен двухэтажный дом, общей площадью 137,7 кв.м., инвентарный номер , назначение: нежилое, на первом этаже здания располагаются: коридор, гостиная, комната, санузел, котельная, на втором – коридор, три комнаты, гардероб; год завершения строительства – 2011.

Из технического заключения ОАО «Красноярскгражданпроект» от 11.10.2011 года № 10-3855/15, составленного по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома № 16 по адресу: <адрес>, <адрес> с целью определения соответствия строительным нормам и правилам (СНиП) и возможности эксплуатации жилого дома, в режиме всесезонного проживания в нем, следует:

- несущие и ограждающие конструкции дома на обследуемом участке находятся в работоспособном состоянии,

- обследуемо домовладение является сооружением всесезонного проживания II уровня ответственности, согласно ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований», соответствует эксплуатационным характеристикам для данного класса сооружений,

- техническое состояние строительных конструкций, качество строительно–монтажных работ, примененные материалы, тепло–влажностный режим помещений, соответствует строительным нормам и правилам (СНиП) для данного класса сооружений, обеспечивают безопасную эксплуатацию жилого дома на нормативный срок службы, и не создают угрозу жизни и здоровью, проживающих в доме граждан.

Из пояснений истца, показаний свидетелей ФИО7, Рыц Д.М. судом установлено, на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ Евсеев В.Н. совместно с родителями и братом является совладельцем однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> (данный факт также подтверждается справкой Березовского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 17.01.2011 года). Иного жилья в собственности истца не имеется. С целью приобретения собственного жилья Евсеев В.Н. вступил в члены СНТ «Ермолаевское», приобрел в собственность земельный участок, на котором возвел дом для постоянного проживания. Строительство дома завершено летом 2009 года. Возведенный дом отвечает признакам жилого, пригоден для постоянного всесезонного проживания, угрозы для жизни и безопасности не представляет, возведенным строением ничьи права не нарушаются. Со времени постройки истец использует дом для постоянного проживания, это его единственное жилье. В квартире в <адрес> Евсеев В.Н. проживать не имеет возможности из-за стесненных жилищных условий. Реализовать право на регистрацию в доме во внесудебном порядке истец не может, поскольку дом расположен на землях сельскохозяйственного назначения за пределами населенного пункта - д. <адрес>, в связи с чем, технический паспорт на дом составлен органами БТИ как на нежилое здание, в связи с чем, Есаульская сельская администрация отказывает в регистрации истца в принадлежащем ему доме.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что расположенный на земельном участке, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения дачного хозяйства, площадь участка 1 436 кв.м., адрес участка: Россия, <адрес> дом, назначение: жилое, общей площадью 137,7 кв.м., адрес объекта: Россия, <адрес>, является жилым помещением – жилым домом, пригодным для постоянного проживания, в связи с чем, истец, как собственник объекта имеет право на регистрацию в нем по месту жительства в соответствии с действующим законодательством (ст. 292 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ).

Согласно ст. 93 ГПК РФ, основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Как видно из чека–ордера от 05.12.2012 года истцом при подаче искового заявления была уплачена госпошлина в размере 11 791,85 руб.

Между тем, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается физическими лицами при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера в размере 200 рублей.

    Следовательно, истцом при подаче иска излишне уплачена госпошлина в размере 11 591,85 руб. (11 791,85 – 200).

На основании ст. 333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законом.

Поскольку заявителем была излишне уплачена госпошлина в размере 11 591,85 руб., данная сумма подлежит возврату заявителю.

Согласно ч. 3 ст. 333.40 НК РФ, возврат уплаченной(взысканной) государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К указанному заявлению прилагаются решения, определения и справки судов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Евсеева Виталия Николаевича к администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Красноярскому краю, Березовское отделение, о признании строения жилым и пригодным для постоянного проживания с правом регистрации проживания в нем удовлетворить.

Признать двухэтажное здание, общей площадью 137,7 кв.м., адрес объекта: Россия, <адрес>, <адрес> инвентарный номер , жилым домом, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации проживания в нем.

Обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 15 по Красноярскому краю возвратить

Евсееву Виталию Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

государственную пошлину в размере

11 591 (одиннадцать тысяч пятьсот девяносто один) рубль 85 копеек, уплаченную наличными через терминал 161026005 на р/с 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка Росси по Красноярскому краю, ИНН 2404006410, КПП 240401001, КБК 18210803010011000110, код ОКАТО 04205551000, БИК 040407001

по чеку–ордеру от 05.12.2011 года на сумму 11 791 (одиннадцать тысяч семьсот девяносто один) рубль 85 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья:                     С.Г. Яловка