Решение по делу из публично - правовых отношений. Дело № 2- 450/2011



                                         № 2-450/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Березовка                                 19 апреля 2012 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Романовой О.А.,

с участием помощника прокурора Березовского района Серебренниковой Ю.В.,

при секретаре Медюк Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края действующего в интересах муниципального образования Маганский сельсовет Березовского района Красноярского края, неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону Устава Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края в части,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Березовского района Красноярского края действующий в интересах муниципального образования Маганский сельсовет Березовского района Красноярского края, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону Устава Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края в части.

Просил признать недействующими: пункт 1 статьи 9, подпункт 6 пункта 1 статьи 29 Устава Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края.

Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (далее - 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют в том числе уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с п.1 ст.43 Федерального закона 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан): 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Прокуратурой Березовского района в соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 проведена проверка Устава, муниципального образования Маганский сельсовет Березовского района (принят решением Маганского сельского Совета депутатов № 2 от 16.02.2000г., в настоящее время действует в редакции решения Маганского сельского Совета депутатов от 19.10.2011г. № 15-1Р). Указанный Устав с последующими изменениями и дополнениями зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 21.11.2011г. и официально опубликован в газете «Ведомости органов местного самоуправления Маганского сельсовета» № 6 от 23.08.2011г. В ходе проверки Устава установлено, что отдельные его положения противоречат положениям действующего законодательства.    

Подпункт 19 пункта 1 статьи 9 Устава в части, предусматривающей, что к вопросам местного значения сельсовета относится выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства, противоречит ст. 14 Закона № 131-ФЗ, не предусматривающей полномочия органов местного самоуправления в данной сфере.

Подпункт 29 п. 1 ст. 9 Устава в части, предусматривающей, что к вопросам местного значения сельсовета относится осуществление муниципального лесного надзора, противоречит п. 32 ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля.

Пункт 1 ст. 9 Устава, предусматривающая исчерпывающий перечень вопросов местного значения сельсовета, противоречит ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, согласно пунктам 5, 15, 27, 33.1, 33.2, 35-38, которой к вопросам местного значения поселения отнесены также: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом; предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; до 01 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Подпункт 6 п. 1 ст. 29 Устава в части, относящейся к исключительной компетенции Совета депутатов определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, противоречит п. 6 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ, согласно которому в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.

Не приведением Устава Маганского сельсовета в соответствие с действующим законодательством нарушается право на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края, поскольку в соответствии со ст.1 ФЗ- 131, вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Серебренникова Ю.В. заявленные требования поддержала по указанным в нем основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что в результате проведенной проверки Устава Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края были выявлены нормы, противоречащие Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Закону Красноярского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» от 26.06.2008 года № 6-1832.

Представитель Маганского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского в суд не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом, до начала судебного заседания заместитель главы сельсовета Авдеева Е.В., действующая на основании доверенности № 229 от 18.04.2012г. направила в суд отзыв по требованиям прокурора, в котором сообщила, что с требованиями прокурора Березовского района согласны, в настоящее время подготовлен проект решения Маганского сельского Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав Маганского сельсовета, который будет вынесен на ближайшую сессию Совета депутатов.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).

Исходя из ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает как свои требования, так и возражения.

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.4, п.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовую основу местного самоуправления составляют в том числе уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что Устав Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края, принят решением сессии Маганского сельского Совета депутатов № 2 от 16.03.2000г. В настоящее время действует в редакции с изменениями, принятыми решением депутатов Маганского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края от 19.10.2011г. № 15-1 Р. Указанный Устав с последующими изменениями и дополнениями зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 21.11.2011 года и официально опубликован в газете «Ведомости органов местного самоуправления Маганского сельсовета» № 6 от 23.08.2011г.

Судом установлено, что подпункт 19 пункта 1 статьи 9 Устава в части, предусматривающей, что к вопросам местного значения сельсовета относится выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства, противоречит ст. 14 Закона № 131-ФЗ, не предусматривающей полномочия органов местного самоуправления в данной сфере.

Подпункт 29 пункта 1 статьи 9 Устава в части, предусматривающей, что к вопросам местного значения сельсовета относится осуществление муниципального лесного надзора, противоречит п. 32 ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля.

Пункт 1 статьи 9 Устава, предусматривающий исчерпывающий перечень вопросов местного значения сельсовета, противоречит ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, согласно пунктам 5, 15, 27, 33.1, 33.2, 35-38, которой к вопросам местного значения поселения отнесены также: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом; предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; до 01 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Подпункт 6 пункта 1 статьи 29 Устава в части, относящейся к исключительной компетенции Совета депутатов определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, противоречит п. 6 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ, согласно которому в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.

Из представленного в суд письменного отзыва заместителя главы Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края Авдеевой Е.В. следует, что в настоящее время подготовлен проект решения Маганского сельского Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав Маганского сельсовета, который будет вынесен на ближайшую сессию Совета депутатов. Однако, в материалах дела каких-либо документов, свидетельствующих о проведении сессии и рассмотрении на ней изменений и дополнений в Устав Маганского сельсовета, в том числе принятия положительного решения не имеется. Требования, указанные в заявлении прокурора Березовского района, представителем Маганского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края не оспаривались.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд считает требования прокурора Березовского района Красноярского края законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199, 249, 251, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Березовского района Красноярского края удовлетворить.

Признать недействующими пункт 1 статьи 9, подпункт 6 пункта 1 статьи 29 Устава Маганского сельсовета Березовского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                         О.А. Романова