Решение № 2-128/2012 о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору соц.найма



Дело № 2-128/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2012 года п.Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Иншакова О.А.,

при секретаре Облаевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-128/2012 по иску Якубович Михаила Гельмановича к администрации Березовского района Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Якубович М.Г. обратился в суд с заявлением к администрации Березовского района Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Свои требования, которые в ходе рассмотрения дела были уточнены, Якубович М.Г. мотивировал тем, что 1 июня 1990 года родителей истца ФИО3 и ФИО4 решением Березовского районного суда ФИО10 края лишили родительских прав в отношении него и его сесте<адрес> постановлению Администрации <адрес> от «13» апреля 1992 года, после того, как родителей лишили родительских прав истца, определили в детский дом.

За ним жилплощадь закреплена не была. На заявление от ДД.ММ.ГГГГ Канского педагогического комплекса «Дом детства» о закреплении жилплощади за истцом, администрация <адрес>, ФИО10 края сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ Березовским МПП ЖКХ был подан иск к матери истца ФИО3 в суд и решением суда мать - ФИО3 утратила право на жилую площадь <адрес>. В данную квартиру была заселена ФИО12, квартира на данный момент является приватизированной.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией поселка Березовка в лице главы поселка ФИО5 и ФИО6 (сестра истца), был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно договора совместно с наймодателем в жилое помещение вселились следующие члены семьи: истец, ФИО7 (сестра истца); ФИО8 (сестра истца), дети ФИО8; ФИО9 (сестра истца), сын ФИО6, то есть общая площадь квартиры, в которую были официально заселены 6 человек отставляет 46 квадратных метров, что подтверждается выпиской из решения комиссии от «30» января 2009 года.

Общая площадь квартиры, в которой проживает истец, занимаемой по договору социального найма, значительно меньше нормы предоставления площади жилого помещения.

Другого жилого помещения истец не имеет, что подтверждается сообщением об отказе предоставления сведений из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним, причиной отказа является отсутствием информации в Едином государственном реестре о праве Истца на недвижимое имущество.

Истец направлял заявление и пакет документов в администрацию Березовского района, с просьбой предоставить ему жилое помещение площадью не меньше установленной нормы вне очереди, в данной просьбе было отказано.

26 февраля 2010 года решением Березовской жилищной комиссии № 2.1 было принято решение признать истца нуждающимся в жилищном помещении, предоставляемом по договору социального найма, поставить его на учет нуждающихся.

Якубович М.Г. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Березовского районного суда Красноярского края о лишении родительских прав в отношении родителей истца, от 01 июня 1990. Постановление №175 Администрации города Канск, об определении несовершеннолетних в детское государственное учреждение, истец был определен на воспитание в детское государственное учреждение.

Истец является сиротой, известно, что отца и матери истца нет в живых, согласно свидетельству о смерти I.

Заявление о предоставлении Якубович жилое помещение площадью не меньше установленной нормы вне очереди в Администрацию Березовского района, была направлено в рамках порядка досудебного разбирательства.

До сегодняшнего момента администрацией Березовского района не предпринято никаких действий по данному вопросу, жилое помещение по договору социального найма предоставлено не было.

    Просит обязать Министерство образования и науки Красноярского края поставить его на учет для предоставления жилого помещения вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

предоставить для него объем субвенций, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, согласно закону ФИО10 края от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе судебного разбирательства представитель Якубович М.Г. – Карпова О.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

В судебное заседание представитель администрации Березовского района Красноярского края О.П. Шевцова, действующая на основании доверенности от 30.03.2012 года не явилась, до его начала представила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель соответчика Министерство образования и науки Красноярского края Попова Е.С., действующая на основании доверенности от 20.01.2012 года, в судебное заседание не явилась, до его начала представила возражения на иск.

В силу статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что требования Якубович М.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1,2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении (абзац первый), а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном или ином учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением в размере не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» утверждены «Порядок учета детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» и «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», согласно которых – Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты предоставления документов.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании Якубович М.Г. остался без попечения родителей.

Вступившим в законную силу решением Березовского районного суда Красноярского края от 01 июня 1990 года мать и отец Якубович М.Г., ФИО16, ФИО7ФИО3, ФИО17 лишены родительских прав.

Постановлением главы г. Канска Красноярского края № 175 от 13 апреля 1992 года Якубович М.Г. был определен в детское учреждение.

Постановлением № 172 от 14 ноября 1995 года за Якубович М.Г., ФИО16, ФИО7 закреплена жилая площадь в ФИО10 крае <адрес>

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ решением суда признана утратившей право на жилую площадь в ФИО10 крае <адрес>3.

ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> предоставила сестре истца ФИО6 квартиру общей площадью 46 кв.м., в том числе жилой 25,1 кв.м в <адрес> «а»-6 куда совместно с ней вселены члены ее семьи истец, сестры ФИО9, ФИО8, ФИО7 сын ФИО18, племянники ФИО19, ФИО20

Решением администрации Березовского района от 21.12.2009 года за № 68 Якубович М.Г. признан малоимущим.

Решением жилищной комиссии № 2.1 от 26.02.2010 года Якубович М.Г. признан нуждающимся в жилом помещении.

Постановлением администрации п. Березовка от 26.02.2010 года за № 37 Якубович М.Г. признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и принят на учет.

Из выписки из домовой книги от 28.04.2011 года на регистрационном учете по адресу <адрес> «а»-6 состоят ФИО6, ФИО18, Якубович М.Г., ФИО9, ФИО7

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 34 Гражданского кодекса РФ установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относится обеспечение сохранности имущества подопечных.

Положения статей 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечисляющие вопросы местного значения, не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению сохранности имущества подопечных.

В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются правом, но не обязанностью участвовать в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

При этом, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве не предусмотрена передача органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по сохранению имущества подопечных органам местного самоуправления.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 6 которой установлено, что наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Красноярского края от 20 декабря 2007 года № 4-1089 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» полномочие по обеспечению сохранности имущества подопечных органам местного самоуправления не передавалось, как не передавались и субвенции на выполнение указанного полномочия.

Вступившим в законную силу 26 августа 2009 года решением Красноярского краевого суда от 26 мая 2009 года абзац 2 пункта 1 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» в части слов «и обеспечивают его сохранность» признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании установлено, что решением суда от 05.11.1993 года ФИО24 признана утратившей право на жилую площадь в <адрес>

Таким образом, обязанность по обеспечению сохранности закрепленного за Якубович М.Г. жилого помещения, возложенная в силу требований федерального законодательства на органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации - органы исполнительной власти Красноярского края, указанными органами не исполнялась, вследствие чего жилая площадь утрачена.

При таких обстоятельствах, несмотря на закрепление за сестрой истца жилого помещения в <адрес>, Якубович М.Г., оставшийся без попечения родителей, фактически не имеет жилого помещения, в связи с чем, должен быть обеспечен вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном или ином учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Пунктом 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» установлено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утверждены Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения и Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

В соответствии с указом Губернатора Красноярского края от 10 июля 2008 года № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», к органам исполнительной власти Красноярского края относится министерство образования и науки Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения о Министерстве образования и науки Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14 августа 2008 года № 42-п, одной из задач Министерства является обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пунктов 3.22, 3.48 указанного Положения в компетенции Министерства находится обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком. В компетенцию Министерства также входит осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством, в том числе по обеспечению сохранности имущества подопечных (пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»)».

При таких обстоятельствах требования Якубович М.Г. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство образования и науки Красноярского края поставить Якубович Михаила Гельмановича на учет для предоставления жилого помещения вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

Предоставить для Якубович Михаила Гельмановича объем субвенций, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, согласно закону ФИО10 края от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ .

    Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья О.А. Иншаков

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>