Решение № 2-324/2012 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку



Дело № 2-324/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Березовка 26 апреля 2012 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Иншакова О.А.,

при секретаре Облаевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-324/2012 по заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноярской природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ к администрации Зыковского сельсовета в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрацию Зыковского сельсовета Березовского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов размером 60 метров на 20 метров, расположенную на территории Зыковского сельсовета Березовского района на расстоянии 200 метров от д.9 по ул.Кооперативной д. Кузнецово - путем сбора и вывоза несанкционированно.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории Зыковского сельсовета Березовского района.

На территории Зыковского сельсовета Березовского района на расстоянии 200 метров от д.9 по ул.Кооперативной д.Кузнецово Березовского района расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов размером 60 метров на 20 метров.

Факт свалки подтверждается актом проверки помощника Красноярского природоохранного прокурора Сухарева М.В. от 16.01.2012.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом согласно п. 2 ст. 51 того же закона сброс отходов на почву запрещается.

Согласно п.5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов на территориях городских и других поселений запрещается.

Часть 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно- правовыми актами РФ.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производств и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления.

В нарушение указанных требований закона администрацией Зыковскогс сельсовета Березовского района несанкционированная свалка твердых бытовых отходов не ликвидирована до настоящего времени, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.ст.41,42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.

Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с ч.1 п. 3 ст. 22 ГПК Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст.245 ГПК РФ.

Споры в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» разрешаются в судебном порядке.

Статья 12 ГПК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно п.6 ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

     Представитель Красноярской природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации поселка Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края Радионов Д.В, действующий на основании доверенности от 10 января 2012 года, в судебном заседании требования прокурора признал в полном объеме, суду пояснил, что администрация Зыковского сельсовета обязуется в течение 3-х месяцев ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Зыковского сельсовета Березовского района на расстоянии 200 метров от д. 9 по ул. Кооперативной, д. Кузнецово.

    Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В судебном заседании установлено, что на территории населенного пункта д. Кузнецово на расстоянии 200 метров от д. 9 по ул. Кооперативной, д. Кузнецово Березовского района расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов размером 60 метров на 20 метров.

Данные фактические обстоятельства подтверждаются Актом проверки о 16.01.2012 года помощника Красноярского природоохранного прокурора Сухарева М.В. и фотографиями к нему. Из представленных фотографий видно, что на открытом пространстве вблизи населенного пункта видна свалка мусора из бытовых отходов.

При этом, в нарушении требований статей 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 1, 2, 6, 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», части 2, статьи 2, части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», администрацией Зыковского сельсовета мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов на указанном участке местности, расположенном на территории населенного пункта д. Кузнецово на расстоянии 200 метров от д. 9 по ул. Кооперативной, д. Кузнецово Березовского района, не принимается, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов, расположенный на территории населенного пункта д. Кузнецово на расстоянии 200 метров от д. 9 по ул. Кооперативной, д. Кузнецово Березовского района, не оборудован в соответствии с требованиями закона к полигонам отходов производства и потребления, указанная свалка в перечень объектов для размещения отходов не включена.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории населенного пункта д. Кузнецово на расстоянии 200 метров от д. 9 по ул. Кооперативной, д. Кузнецово Березовского района - нарушает статью 42 Конституции РФ, статью 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют права каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории Кузнецово на расстоянии 200 метров от д. 9 по ул. Кооперативной, д. Кузнецово Березовского района, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в трехмесячный срок с момента вынесения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Березовского районного суда О.А. Иншаков