Дело № 2-494/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Березовка 21 мая 2012 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Иншакова О.А.,
при секретаре Облаевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-494/2012 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг»,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» (далее ООО УК «Заказчик ЖКУ») о признании незаконным бездействия по невыполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований Управление Роспотребнадзора ссылается на то, что согласно Уставу целями деятельности ООО УК «Заказчик ЖКУ» является удовлетворение потребности населения в услугах по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории пгт. Березовка Красноярского края, а также извлечение прибыли.
На основании коллективного обращения жителей, проживающих по адресу: <адрес>, пгт. Березовка, <адрес> «А», с жалобой на содержание контейнерной площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено административное расследование в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ».
Управлением, по результатам проведенных мероприятий выявлены следующие нарушения:
на контейнерной площадке по адресу: <адрес> установлено девять контейнеров, при нормативе не более пяти, что является нарушением п. 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест»;
площадка для установки контейнеров по адресу: <адрес> «А») не имеет водонепроницаемого покрытия - контейнеры установлены на земле, что является нарушением п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест»;
для хранения пищевых и бытовых отходов на контейнерной площадке по адресу: <адрес> не используются плотно закрывающиеся емкости - на контейнерах отсутствуют крышки, что является нарушением п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».
По факту выявленных нарушений санитарного законодательства ООО УК «Заказчик ЖКУ», выдано предписание заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Д.В. Горяева № 2631/з от 31.08.2011 г. об устранении выявленных нарушений в срок до 04 ноября 2011 г.
При внеплановой выездной проверке выполнения предписания №2631/з от 31.08.2011 г. Управлением установлено, что предписание № 2631/з от 31.08.2011 г. ООО УК «Заказчик ЖКУ» Красноярский край, пгт. Березовка выполнено не в полном объеме, а именно:
отсутствуют плотно закрывающиеся крышки на контейнерах для хранения бытовых отходов, установленных на контейнерной площадке по адресу: <адрес>, что является нарушением требований п. 3.3 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации». Ответчик выступает в отношениях с собственниками многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В силу взятых на себя обязательств по договору управления муниципальными жилыми помещениями в многоквартирных дома по адресам: <адрес> № 18 от 03.04.2009г., в функции ответчика входит оказание услуг по управлению и выполнению работ по надлежащему содержанию, текущему ремонту, техническому обслуживанию общего имущества указанных жилых многоквартирных домов.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128- 4690-88).
Не соблюдение санитарного законодательства при эксплуатации и содержании площадки для установки контейнеров на дворовой территории жилых домов по <адрес>; <адрес>; <адрес> в части обеспечения использования для хранения бытовых отходов плотно закрывающихся ёмкостей, приводит к размножению синантропных членистоногих (мух) и грызунов (крыс), являющихся переносчиками опасных заболеваний, что способствует инфицированию территории и может нанести вред жизни и здоровью жителей близлежащих домов, а также иных лиц, посещающих указанную территорию.
Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства при эксплуатации и содержании площадки для установки контейнеров на дворовой территории жилых домов по <адрес> в части обеспечения использования для хранения бытовых отходов плотно закрывающихся ёмкостей, ООО УК «Заказчик ЖКУ» нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит признать противоправным бездействие ответчика, по принятию мер для устранения нарушения пункта 3 законного предписания № 2631/з от 31.08.2011 г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Обязать ответчика обеспечить использование для хранения бытовых отходов плотно закрывающихся ёмкостей на контейнерной площадке по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Представитель Управления Роспотребнадзора Быкова А.В., действующая на основании доверенности от 04 июля 2011 года, в судебном заседании исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО УК «Заказчик ЖКУ» Шумкова А.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 года, в судебном заседании исковые требования истца признала, дополнительно пояснила, что нецелесообразно ставить крышки на мусорные баки, так как их не гигиенично брать руками, был опыт, жители их не закрывали. Поставить ракушки не представляется возможным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (абзац 6 части 2 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года).
В соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 года, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Как установлено в судебном заседании при проведении мероприятий по надзору в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО УК «Заказчик ЖКУ», Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю установлено, что указанное юридическое лицо не соблюдает требования санитарного законодательства, в результате чего нарушаются законные права неопределенного круга лиц.
Согласно Уставу целями деятельности ООО УК «Заказчик ЖКУ» является удовлетворение потребности населения в услугах по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории пгт. Березовка Красноярского края, а также извлечение прибыли.
На основании коллективного обращения жителей, проживающих по адресу: <адрес> с жалобой на содержание контейнерной площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено административное расследование в отношении ООО УК «Заказчик ЖКУ».
Управлением, по результатам проведенных мероприятий выявлены следующие нарушения:
на контейнерной площадке по адресу: <адрес> установлено девять контейнеров, при нормативе не более пяти, что является нарушением п. 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест»;
площадка для установки контейнеров по адресу: <адрес> не имеет водонепроницаемого покрытия - контейнеры установлены на земле, что является нарушением п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест»;
для хранения пищевых и бытовых отходов на контейнерной площадке по адресу: <адрес>, пгт. Березовка, <адрес> не используются плотно закрывающиеся емкости - на контейнерах отсутствуют крышки, что является нарушением п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».
По факту выявленных нарушений санитарного законодательства ООО УК «Заказчик ЖКУ», выдано предписание заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Д.В. Горяева № 2631/з от 31.08.2011 г. об устранении выявленных нарушений в срок до 04 ноября 2011 г.
При внеплановой выездной проверке выполнения предписания №2631/з от 31.08.2011 г. Управлением установлено, что предписание № 2631/з от 31.08.2011 г. ООО УК «Заказчик ЖКУ» Красноярский край, пгт. Березовка выполнено не в полном объеме, а именно:
отсутствуют плотно закрывающиеся крышки на контейнерах для хранения бытовых отходов, установленных на контейнерной площадке по адресу: <адрес> что является нарушением требований п. 3.3 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанного имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Ответчик выступает в отношениях с собственниками многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В силу взятых на себя обязательств по договору управления муниципальными жилыми помещениями в многоквартирных дома по адресам<адрес> № 18 от 03.04.2009г., в функции ответчика входит оказание услуг по управлению и выполнению работ по надлежащему содержанию, текущему ремонту, техническому обслуживанию общего имущества указанных жилых многоквартирных домов.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128- 4690-88).
Согласно п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. 6.3. СанПиН 42-128-4690-88 учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны в том числе оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета, принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Согласно 1.2. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» настоящие санитарные правила устанавливают требования к защите производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, а также территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний от грызунов и некоторых других мелких млекопитающих (далее - грызунов) и к порядку проведения дератизации
Согласно п. 2.1. СП 3.5.3.1129-02 дератизация как система организационных, санитарно - технических, санитарно - гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на регулирование численности грызунов, осуществляется с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.
Согласно п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» при эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе использование для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающихся емкостей.
Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила содержания общего имущества), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
В силу п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается в том числе, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, уборку и санитарно- гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Перечень, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила) и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно- коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В силу пп. 3 п. 1.4. Правил граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Согласно п. 1.8 Правил, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, а именно: организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями.
Согласно п. 3.7.1 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно п. 3.7.2. Правил, сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел. и в контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.
Согласно п. 3.7.3. Правил, временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями.
Управлением установлен факт отсутствия плотно закрывающихся крышек на контейнерах для хранения бытовых отходов, установленных, на контейнерной площадке по адресу: <адрес> Данный факт подтвержден протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.11.2011 г. № 324.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Не соблюдение санитарного законодательства при эксплуатации и содержании площадки для установки контейнеров на дворовой территории жилых домов по <адрес> в части обеспечения использования для хранения бытовых отходов плотно закрывающихся ёмкостей, приводит к размножению синантропных членистоногих (мух) и грызунов (крыс), являющихся переносчиками опасных заболеваний, что способствует инфицированию территории и может нанести вред жизни и здоровью жителей близлежащих домов, а также иных лиц, посещающих указанную территорию.
Поскольку определить круг лиц, которым может быть причинен вред несоблюдением ООО УК «Заказчик ЖКУ» требований санитарного законодательства не представляется возможным, указанный круг лиц является неопределенным.
Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства при эксплуатации и содержании площадки для установки контейнеров на дворовой территории жилых домов по <адрес> в части обеспечения использования для хранения бытовых отходов плотно закрывающихся ёмкостей, ООО УК «Заказчик ЖКУ» нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В судебном заседании заявление о признании иска представителем ответчика ООО УК «Заказчик ЖКУ» сделано добровольно, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
Поскольку признание иска не нарушает права и законные интересы других лиц, других оснований для непринятия признания иска ответчиком судом не усматривается, суд полагает возможным принять признание иска представителя ответчика ООО УК «Заказчик ЖКУ».
При данных обстоятельствах, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в бюджет Березовского района Красноярского края, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» по принятию мер для устранения нарушения пункта 3 законного предписания № 2631/з от 31.08.2011 г. должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» обеспечить использование для хранения бытовых отходов плотно закрывающихся ёмкостей на контейнерной площадке по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Взыскать с ООО Управляющей компании «Заказчик жилищно-коммунальных услуг» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в бюджет Березовского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд, через Березовский районный суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Судья Березовского районного суда О.А. Иншаков