Решение по делу № 2- 525/2012 о защите прав неопределенного круга лиц



Дело № 2-525/2012

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Березовка                               29 мая 2012 года                             

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Иншакова О.А.,

при секретаре Облаевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-525/2012 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Павловой Людмиле Сергеевне о признании незаконным бездействия по невыполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Павловой Людмиле Сергеевне (далее ИП Павлова) о признании незаконным бездействия по невыполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование своих требований Управление Роспотребнадзора ссылается на то, что в апреле 2011 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена плановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя Павловой Людмилы Сергеевны в цехе по производству мясных полуфабрикатов, находящемся по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлен факт нарушения санитарного законодательства - п. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, СП «Санитарные правила для предприятий мясной промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ:

п. 4.8. - не обеспечено оборудование смывных кранов в производственных помещениях цеха (помещение мясного цеха, помещение пельменного цеха), смывные краны отсутствуют;

п. 6.1. - помещение моечной внутрицеховой инвентаря и тары не оборудовано, отсутствует, обработка внутрицехового инвентаря и тары осуществляется на участке для тепловой обработки сырья и приготовления полуфабрикатов;

п. 6.2. - не обеспечена отделка производственных помещений, где изготавливаются пищевые продукты (мясные полуфабрикаты) плиткой или масляной краской на высоту не менее 2 м, фактически стены на высоту 1,5 м выполнены плиткой, выше окрашены водоэмульсионной краской;

п. 8.16. - не обеспечено пропускание перед использованием соли через магнитоуловитель, магнитоуловитель отсутствует;

п. 8.17. - не обеспечено выделение специального помещения для приготовления мясного фарша для пельменей, приготовление фарша осуществляется в помещении, где осуществляется разделка мяса и птицы;

п.п. 10.1., 10.2., 10.3. - в наличии одно бытовое помещение с единственным входом, с участками для хранения домашней, рабочей и санитарной одежды и санузлом для персонала, помещения для приема грязной санитарной одежды, душевая не оборудованы, помещения не оборудованы по типу санпропускника;

п. 10.5. - раковина для мытья рук персонала не обеспечена подводкой горячей, подводка горячей воды отсутствует, в наличии только подводка холодной воды;

п.п. 1.5., 2.1. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - не обеспечено осуществление производственного контроля в соответствии с разработанной и утвержденной ИП Павловой JI.C. программой производственного контроля, не обеспечено осуществление производственного контроля за условиями труда работающих с проведением инструментальных измерений физических факторов (параметров микроклимата, уровней шума и освещенности), не представлены, отсутствуют.

Индивидуальный предприниматель Павлова JI.C. за указанные нарушения привлечена к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проведенной проверки индивидуальному предпринимателю Павловой JI.C. должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений /с от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого ДД.ММ.ГГГГ

При проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении индивидуального предпринимателя Павловой JI.C. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ).

Индивидуальный предприниматель Павлова JI.C. продолжает осуществление своей деятельности по производству мясных полуфабрикатов с нарушением санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.

Все вышеуказанное является серьезным нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение права граждан на безопасную среду обитания, а именно:

отсутствие смывных кранов в производственных помещениях цеха (помещение мясного цеха, помещение пельменного цеха), а также отделка стен плиткой на высоту 1,5 м, вместо 2 м, не гарантирует проведение надлежащей мойки и дезинфекции в производственных помещениях, ведет к скоплению и распространению патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в организации с их возможным попаданием на пищевые продукты, что может привести к реализации некачественных и небезопасных пищевых продуктов, к возникновению инфекционных заболеваний;

отсутствие помещения моечной внутрицеховой инвентаря и тары, осуществление обработки внутрицехового инвентаря и тары на участке для тепловой обработки сырья и приготовления полуфабрикатов, ведет к нарушению технологического процесса, к распространению микробов с внутрицеховой тары на оборудование, находящееся на участке для тепловой обработки сырья и приготовления полуфабрикатов, на пищевые продукты, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний;

отсутствие магнитоуловителя для просеивания соли не исключает попадания различных опасных предметов в изготавливаемые пищевые продукты, что может привести к механическому повреждению желудочно- кишечного тракта;

приготовление фарша в помещении, где обрабатывается мясо, птица ведет к обсеменению полуфабрикатов высокой степени готовности патогенными микроорганизмами (сальмонелла, листерия), что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний ;

отсутствие надлежащим образом организованного санпропускника, а также отсутствие подводки горячей воды к раковине для мытья рук персонала, не исключает проникновение с персоналом в производственные цеха патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, их попадания на пищевые продукты, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний;

отсутствие производственного контроля за условиями труда работающих с проведением инструментальных измерений физических факторов (параметров микроклимата, уровней шума и освещенности) не гарантирует их соответствие гигиеническим нормам, что может привести к ухудшению состояния здоровья работников (возникновению простудных заболеваний, болезней сердечнососудистой системы и т.д.).

Осуществление индивидуальным предпринимателем Павловой JT.C. деятельности по производству мясных полуфабрикатов с нарушением санитарного законодательства создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.

Бездействие индивидуального предпринимателя Павловой JI.C. по устранению нарушений санитарного законодательства, невыполнение требований предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор, нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, т.к. нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.

На основании изложенного просит суд:

Признать бездействие индивидуального предпринимателя Павловой Людмилы Сергеевны по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил в цехе по производству мясных полуфабрикатов индивидуального предпринимателя Павловой JI.C., находящегося по адресу: <адрес>, - в срок 3 месяца следующим образом:

оборудовать смывные краны в производственных помещениях цеха (помещение мясного цеха, помещение пельменного цеха);

оборудовать помещение моечной внутрицехового инвентаря и тары, не осуществлять обработку внутрицехового инвентаря и тары на участке для тепловой обработки сырья и приготовления полуфабрикатов;

произвести отделку производственных помещений, где изготавливаются пищевые продукты (мясные полуфабрикаты), плиткой или масляной краской на высоту не менее 2 м;

обеспечить пропускание перед использованием соли через магнитоуловитель, установить магнитоуловитель;

выделить специальное помещение для приготовления мясного фарша для пельменей, не осуществлять приготовление фарша в помещении, где осуществляется разделка мяса и птицы;

обеспечить оборудование бытовых помещений по типу санпропускника, наличие в составе бытовых помещений участка гардеробной верхней, домашней, рабочей и санитарной одежды, бельевой для чистой санитарной одежды, помещения для приема грязной санитарной одежды, душевой;

обеспечить раковину для мытья рук персонала подводкой горячей;

обеспечить осуществление производственного контроля в соответствии с разработанной и утвержденной ИП Павловой JI.C. программой производственного контроля - провести инструментальные измерения физических факторов (параметров микроклимата, уровней шума и освещенности) на трех рабочих местах.

Представитель Управления Роспотребнадзора Письменных Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ИП Павлова в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о рассмотрении дела извещена своевременно, надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие не представила, также не просила об отложении рассмотрения дела.

Дело рассматривается судом в порядке ст. 233 ГПК РФ в отсутствие возражений представителя истца, в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца Письменных Е.В., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю вправе обращаться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный орган государственной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подавший заявление в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).

Согласно ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ .-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с п. 12 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю.

Поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является не устранение выявленных нарушений санитарного законодательства, что установлено в ходе проведения проверки по выполнению предписания.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзо<адрес>, на основании п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Бездействие индивидуального предпринимателя Павловой JI.C. по устранению нарушений санитарного законодательства, невыполнение требований предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор, нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, т.к. нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.

Как установлено в судебном заседании, В апреле 2011 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена плановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя Павловой Людмилы Сергеевны в цехе по производству мясных полуфабрикатов, находящемся по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлен факт нарушения санитарного законодательства - п. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, СП «Санитарные правила для предприятий мясной промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ:

п. 4.8. - не обеспечено оборудование смывных кранов в производственных помещениях цеха (помещение мясного цеха, помещение пельменного цеха), смывные краны отсутствуют;

п. 6.1. - помещение моечной внутрицеховой инвентаря и тары не оборудовано, отсутствует, обработка внутрицехового инвентаря и тары осуществляется на участке для тепловой обработки сырья и приготовления полуфабрикатов;

п. 6.2. - не обеспечена отделка производственных помещений, где изготавливаются пищевые продукты (мясные полуфабрикаты) плиткой или масляной краской на высоту не менее 2 м, фактически стены на высоту 1,5 м выполнены плиткой, выше окрашены водоэмульсионной краской;

п. 8.16. - не обеспечено пропускание перед использованием соли через магнитоуловитель, магнитоуловитель отсутствует;

п. 8.17. - не обеспечено выделение специального помещения для приготовления мясного фарша для пельменей, приготовление фарша осуществляется в помещении, где осуществляется разделка мяса и птицы;

п.п. 10.1., 10.2., 10.3. - в наличии одно бытовое помещение с единственным входом, с участками для хранения домашней, рабочей и санитарной одежды и санузлом для персонала, помещения для приема грязной санитарной одежды, душевая не оборудованы, помещения не оборудованы по типу санпропускника;

п. 10.5. - раковина для мытья рук персонала не обеспечена подводкой горячей, подводка горячей воды отсутствует, в наличии только подводка холодной воды);

п.п. 1.5., 2.1. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - не обеспечено осуществление производственного контроля в соответствии с разработанной и утвержденной ИП Павловой JI.C. программой производственного контроля, не обеспечено осуществление производственного контроля за условиями труда работающих с проведением инструментальных измерений физических факторов (параметров микроклимата, уровней шума и освещенности), не представлены, отсутствуют.

Индивидуальный предприниматель Павлова JI.C. за указанные нарушения привлечена к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проведенной проверки индивидуальному предпринимателю Павловой JI.C. должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений /с от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого ДД.ММ.ГГГГ

При проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении индивидуального предпринимателя Павловой JI.C. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ).

Индивидуальный предприниматель Павлова JI.C. продолжает осуществление своей деятельности по производству мясных полуфабрикатов с нарушением санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.

Все вышеуказанное является серьезным нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение права граждан на безопасную среду обитания, а именно:

отсутствие смывных кранов в производственных помещениях цеха (помещение мясного цеха, помещение пельменного цеха), а также отделка стен плиткой на высоту 1,5 м, вместо 2 м, не гарантирует проведение надлежащей мойки и дезинфекции в производственных помещениях, ведет к скоплению и распространению патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в организации с их возможным попаданием на пищевые продукты, что может привести к реализации некачественных и небезопасных пищевых продуктов, к возникновению инфекционных заболеваний;

отсутствие помещения моечной внутрицеховой инвентаря и тары, осуществление обработки внутрицехового инвентаря и тары на участке для тепловой обработки сырья и приготовления полуфабрикатов, ведет к нарушению технологического процесса, к распространению микробов с внутрицеховой тары на оборудование, находящееся на участке для тепловой обработки сырья и приготовления полуфабрикатов, на пищевые продукты, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний;

отсутствие магнитоуловителя для просеивания соли не исключает попадания различных опасных предметов в изготавливаемые пищевые продукты, что может привести к механическому повреждению желудочно- кишечного тракта;

приготовление фарша в помещении, где обрабатывается мясо, птица ведет к обсеменению полуфабрикатов высокой степени готовности патогенными микроорганизмами (сальмонелла, листерия), что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний ;

отсутствие надлежащим образом организованного санпропускника, а также отсутствие подводки горячей воды к раковине для мытья рук персонала, не исключает проникновение с персоналом в производственные цеха патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, их попадания на пищевые продукты, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний;

отсутствие производственного контроля за условиями труда работающих с проведением инструментальных измерений физических факторов (параметров микроклимата, уровней шума и освещенности) не гарантирует их соответствие гигиеническим нормам, что может привести к ухудшению состояния здоровья работников (возникновению простудных заболеваний, болезней сердечнососудистой системы и т.д.).

Осуществление индивидуальным предпринимателем Павловой JT.C. деятельности по производству мясных полуфабрикатов с нарушением санитарного законодательства создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.

При данных обстоятельствах, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 (четыреста) рублей в бюджет <адрес>, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.

Признать бездействие индивидуального предпринимателя Павловой Людмилы Сергеевны по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил в цехе по производству мясных полуфабрикатов индивидуального предпринимателя Павловой JI.C., находящегося по адресу: <адрес>, - в срок 3 месяца следующим образом:

оборудовать смывные краны в производственных помещениях цеха (помещение мясного цеха, помещение пельменного цеха);

оборудовать помещение моечной внутрицехового инвентаря и тары, не осуществлять обработку внутрицехового инвентаря и тары на участке для тепловой обработки сырья и приготовления полуфабрикатов;

произвести отделку производственных помещений, где изготавливаются пищевые продукты (мясные полуфабрикаты), плиткой или масляной краской на высоту не менее 2 м;

обеспечить пропускание перед использованием соли через магнитоуловитель, установить магнитоуловитель;

выделить специальное помещение для приготовления мясного фарша для пельменей, не осуществлять приготовление фарша в помещении, где осуществляется разделка мяса и птицы;

обеспечить оборудование бытовых помещений по типу санпропускника, наличие в составе бытовых помещений участка гардеробной верхней, домашней, рабочей и санитарной одежды, бельевой для чистой санитарной одежды, помещения для приема грязной санитарной одежды, душевой;

обеспечить раковину для мытья рук персонала подводкой горячей;

обеспечить осуществление производственного контроля в соответствии с разработанной и утвержденной ИП Павловой JI.C. программой производственного контроля - провести инструментальные измерения физических факторов (параметров микроклимата, уровней шума и освещенности) на трех рабочих местах.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Павловой Людмилы Сергеевны государственную пошлину в доход бюджета Березовского района Красноярского края в размере 400 (четыреста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Березовского районного суда      О.А. Иншаков

<данные изъяты>

<данные изъяты>