Решение по иску о признании незаконным решения об отказе в предоставлении зем.уч-ка. и возложении обязанности выделить зем.участок. Дело № 2-685/12



Дело № 2-685/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2012 года          п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи                     Яловка С.Г.,

при секретаре                                Шулумовой Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зыряновой Людмилы Ивановны к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности выделить земельный участок,

установил:

Зырянова Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (далее АГЗ), в котором просила признать незаконным решение АГЗ об отказе ей в предоставлении земельного участка и обязать ответчика выделить истице земельный участок.

Свои требования обосновала тем, что 20.02.2012 года истица, будучи инвалидом второй группы, обратилась в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в АГЗ с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка.

Решением АГЗ истице было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, при этом АГЗ рекомендовало истице предоставить документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Истица не согласна с решением АГЗ, считает, что первоочередное выделение земельного участка никак не связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Зырянова Л.И. свои исковые требования поддержала в полном объеме, по вышеизложенным основаниям, при этом пояснила, что ни она сама, ни ее супруг не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истица проживает совместно с супругом и внуком в трехкомнатной квартире общей площадью 57,9 кв.м., и ей принадлежит 1/3 доля в праве собственности на данную квартиру. Земельный участок необходим истице и ее семье для выращивание овощей и постройки дома, так как ей тяжело жить в квартире.

Представитель ответчика – АГЗ Шевцова О.П. (доверенность № 8 от 27.02.2012 года), также являющаяся представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - администрации Березовского района Красноярского края (доверенность № 14 от 03.03.2012 года) (далее администрация райна) исковые требования Зыряновой Л.И. считает не подлежащими удовлетворению, поскольку из системного толкования ст. 17 «Обеспечение жильем инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», ст. 3 Закона Красноярского края от 25.03.2010 года № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», письма Минэкономразвития РФ от 27.06.2011 года № ОГ-Д23-198 следует, что для первоочередного получения земельного участка инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает иск Зыряновой Л.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно п. 1 ст. 15.1. Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, в ином льготном (первоочередном, внеочередном) порядке, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие установленное законодательством право заявителя на бесплатное, иное льготное (первоочередное, внеочередное) предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В силу п. 2 ст. 15.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N7-25422 орган местного самоуправления на основании указанного в п. 1 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, указанного в настоящей статье, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в п. 1 настоящей статьи, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность за плату или бесплатно заявителю и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В решении о предоставлении земельного участка в собственность за плату указывается цена выкупа земельного участка, определенная на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 3 ст. 15.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-25422).

Согласно п. 4 ст. 15.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N7-25422 в случае предоставления земельного участка в собственность за плату исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в п. 1 настоящей статьи, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи и направляют его заявителю с предложением о заключении договора.

В соответствии со ст. 6 Устава Березовского района Красноярского края органами и должностными лицами местного самоуправления являются: Березовский районный Совет депутатов, Глава Березовского района, администрация Березовского района, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (ст. 30 Устава).

Согласно Положению об Управлении по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, утвержденному постановлением администрации района от 13.10.2011 года № 2534 АГЗ осуществляет межотраслевое регулирование деятельности в области архитектуры, градостроительства и земельных вопросов на подведомственной территории, является органом администрации района, уполномоченным на управление и распоряжение муниципальной собственностью Березовского района, в том числе землей в границах Березовского района, государственная собственность на которую не разграничена. Управление является казенным учреждением, обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции. Управление осуществляет свою деятельность под руководством администрации района. Одной из основных задач управления является распоряжение землей в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 7.1 Положения о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Березовский район Красноярского края, утвержденного решением Березовского районного Совета депутатов № 15-68Р от 28.12.2010 года, договоры купли–продажи и аренды земельных участков от имени администрации муниципального образования Березовский район заключает АГЗ.

Как следует из постановления администрации Березовского района №268 от 10.03.2011 года «Об обеспечении надлежащей реализации Положения о порядке формирования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Березовского района Красноярского края» в целях создания условий для надлежащей реализации указанного Положения в соответствии с действующим законодательством РФ, на основании п. 5 решения Березовского районного Совета депутатов от 28.12.2010 года № 15-68Р, ст.ст. 34,36,37,43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устава Березовского района АГЗ уполномочено вести регистрацию, учет и рассмотрение заявлений, в том числе, по вопросам: установления категории и изменения разрешенного использования земельных участков, в случае если полномочия в области градостроительной деятельности относятся к полномочиям органов местного самоуправления района либо переданы органам местного самоуправления района, утверждения схем земельных участков в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласования акта местоположения, границ земельного участка с уполномоченными специалистами при проведении межевания смежных земельных участков, согласования размеров земельных участков в процессе образования земельных участков, предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, предоставления земельного участка в безвозмездное срочное пользование, участия в торгах по продажи права арены земельного участка, прекращения прав на земельные участники.

Согласно п. 2.4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Березовского района, утвержденного решением Березовского районного Совета депутатов № 19-99Р от 31.05.2011 года, АГЗ, в том числе, принимает, рассматривает заявления на предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, готовит проекты правоустанавливающих документов в сфере землепользования, предоставляет в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, осуществляет полномочия арендодателя при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью», следовательно, она направлена на регламентирование способов реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Согласно указанной статье инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Системный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение. Таким образом, получение земельного участка в льготном порядке, определенном ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Согласно свидетельству (повторное) о заключения брака, свидетельству о рождении, справки о рождении от <дата>, ФИО2 и ФИО3 заключили брак <дата>, после заключения брака супругам присвоена фамилия Зыряновы.

Решением Березовского районного суда <адрес> от <дата> ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО5, <дата>, который оставлен судом для дальнейшего проживания с попечителем ФИО10

Согласно справке администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края от 10.07.2012 года Зырянова Л.И. на учете в качестве нуждающейся на улучшении жилищных условиях не состоит.

Как следует из договора на передачу квартиры в собственность от <дата>, справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по <адрес>, Березовское отделение от <дата>, выписки из ЕГРП от <дата> , выписки из домовой книги и копии финансово–лицевого счета от <дата> Зырянова Л.И. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в которой она состоит на регистрационном учете с <дата>, иными сособственниками квартиры (по 1/3 доли каждый) являются ФИО2 (муж истицы), имеющий регистрацию в данной квартире с <дата>, и ФИО11(сын супругов).

Из пояснений истицы Зыряновой Л.И., представителя АГЗ и администрации района Шевцовой О.П., материалов дела: личного заявления Зыряновой Л.И., датированного 16.02.2012 года, на имя и.о. главы администрации <адрес> ФИО12, справки серия МСЭ-2011 на имя Зыряновой Л.И. от <дата>, ответа руководителя АГЗ Зыряновой Л.И от 01.03.2012 года, от 05.05.2012 года, судом установлено:

Зярянова Л.И. является инвалидом ,

16.02.2012 года в администрацию Березовского района поступило заявление Зыряновой Л.И. от 16.02.2012 года о предоставлении ей в с. Зыково Березовского района Красноярского края в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет.

01.03.2012 года в адрес Зыряновой Л.И. за подписью руководителя АГЗ ФИО14 был направлен ответ на вышеуказанное заявление Зыряновой Л.И., в котором было сообщено, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, и предложено Зыряновой Л.И. предоставить документы, подтверждающие ее нуждаемость в улучшении жилищных условий, после чего ее заявление будет рассмотрено повторно.

Письмом руководителя АГЗ ФИО14 от 05.05.2012 года Зыряновой Л.И. сообщено об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по причине непредоставления документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Поскольку действующим законодательством получение земельного участка в льготном порядке, определенном ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, однако Зырянова Л.И., обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не представила документов, подтверждающих её нуждаемость в улучшении жилищных условий, то предложение руководителя АГЗ Игнатович Е.С. (письмо от 01.03.2012 года) о предоставлении Зыряновой Л.И. документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, является законным и обоснованным.

Поскольку Зыряновой Л.И. такие документы в АГЗ представлены не были, то АГЗ правомерно было принято решение об отказе Зяряновой Л.И. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с неподтверждением факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, о чем сообщено заявителю письмом за подписью руководителя АГЗ ФИО14 от 05.05.2012 года.

При рассмотрении дела доказательств обратного – признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий Зыряновой Л.И. суду не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется. Доводы истицы о необоснованности отказа в предоставлении ей земельного участка основаны на неверном толковании норм права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Зыряновой Людмилы Ивановны к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности выделить земельный участок

отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья:     С.Г. Яловка