Решение по иску о признании незаконным бездействия администрации Вознесенского сельсовета Березовского района в части нереорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. Дело № 2-819/2012



Дело № 2-819/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Березовка                          «08» августа 2012 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                  Яловка С.Г.,

при секретаре                              Шулюмовой Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

установил:

прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края (далее администрация сельсовета) в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края (далее Бархатовский сельсовет) на участке местности, который расположен в 2,5км. от с. Вознесенка с правой стороны по гравийной автодороге «с. Вознесенка – д. Челноково» и в д.Киндяково в 250м. на восток от ограждения кладбища, и обязать администрацию сельсовета в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования Бархатовский сельсовет с данных участков местности.

Требования прокурора мотивированны тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами в муниципальном образовании Бархатовский сельсовет, в ходе которой установлено, что в нарушении ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.ч. 1,2,5,6 ст. 12 и ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Бархатовский сельсовет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора исполнительным органом муниципального образования Бархатовский сельсовет - администрацией сельсовета исполняются не в полном объеме.

Так в ходе проверки, проведенной прокуратурой района 29.05.2012 года на территории муниципального образования Бархатовский сельсовет, установлено место несанкционированного складирования отходов, которое расположено в 2,5км. от с.Вознесенка с правой стороны по гравийной автодороге «с. Вознесенка – д.Челноково», протяженностью 500м.х25м. Также установлено место несанкционированного складирования отходов, которое расположено на участке местности в д. Киндяково в 250м. на восток от ограждения кладбища, протяженностью 10м.х10м.

В ходе осмотра свалок установлено, что в указанных местах складированы в большом количестве мусор, различные бытовые и пищевые отходы.

Прокурор полагает, что бездействие администрации Бархатовского сельсовета в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов является незаконным. Невыполнение администрацией Бархатовского сельсовета обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также отсутствие регулярной очистки территории муниципального образования от отходов негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, а также может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства существенным образом нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Неудахина С.С. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила суд об удовлетворении требований в полном объеме, поскольку в добровольном порядке требования прокуратуры до настоящего времени не исполнены, оснований для предоставления более длительного срока для устранения недостатков, чем 2 месяца, не усматривает.

Представитель органа, чье бездействие оспаривается, - администрации Бархатовского сельсовета – Шлапак М.Э. (доверенность от 13.02.2012 года) требования прокурора, за исключением предлагаемого прокурором срока для устранения недостатков – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок, с учетом объема работы по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, при отсутствии у администрации сельсовета собственной материально-технической базы для выполнения данной работы (необходимо провести аукцион по размещению заказа на выполнение работ для муниципальных нужд) и при отсутствии в настоящее время в бюджете муниципального образования в необходимом размере денежных средств для оплаты работ, считает недостаточным для исполнения решения суда, просит суд установить срок для устранения выявленных недостатков до 12.03.2013 года, именно этот срок установлен в предписании Государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору ФИО6 от <дата> по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Также пояснила, что до обращения прокурора района с настоящим заявлением в суд, представления прокурора об устранении нарушений закона в адрес администрации не поступало и время для принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений, представлено не было.

15.03.2012 года Государственным инспектором Отдела надзорной деятельности по Березовскому и Манскому районам Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов, расположенных на территории Бархатовского сельсовета и выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности (п. 32 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности»), а именно на территории населенного пункта д.Киндяково не разрешается устраивать свалки горючих отходов. Предписанием Государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору ФИО6 от <дата> администрации сельсовета был установлен срок для устранения нарушений - <дата>. Исполняя предписание, администрация сельсовета подготовила смету на освобождение территории от твердых бытовых отходов и обратилась с письмом в Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края с просьбой профинансировать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки в д. Киндяково. До настоящего времени ответа в Бархатовскую сельскую администрацию не поступало.

Также после получения поступившего в суд заявления прокурора, администрация сельсовета выехала на участок местности, на котором обнаружена несанкционированная свалка (2,5 км. от с. Вознесенка с правой стороны по гравийной дороге «с.Вознесенка - д. Челноково») и пришла к выводу, что для устранение выявленных нарушений потребуется ориентировочная сумма 2 000 006,50 руб., между тем, в бюджете сельсовета на 2012 год на мероприятия по уборке и ликвидации несанкционированных свалок за счет средств местного бюджета заложено лишь 50 000 руб., из которых 14 250 руб. уже освоено. Администрация Бархатовского сельсовета обратилась к Главе Березовского района с просьбой оказать содействие в выделении денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Бархатовского сельсовета. На получение субсидий из бюджета Красноярского края для проведения мероприятий по организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории сельсовета необходимо подать заявки на участие в краевых целевых программах, провести процедуры размещения муниципальных заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что в свою очередь займет значительное количество времени.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с ч.ч. 1,2,6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с действующим законодательством, а также Уставом муниципального образования Бархатовский сельсовет, исполнительным органом данного муниципального образования является администрация сельсовета. Кроме того, в соответствии с п. 1.18 ст. 10 Устава Бархатовского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеизложенных требований природоохранного законодательства администрацией Бархатовского сельсовета конкретных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования Бархатовский сельсовет на участке местности, который расположен в 2,5 км. от с. Вознесенка с правой стороны по гравийной автодороге «с.Вознесенка – д.Челноково» и в д. Киндяково в 250м. на восток от ограждения кладбища не принято, что представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

Данные фактические обстоятельства признаны в судебном заседании представителем администрации Бархатовского сельсовета и объективно подтверждаются актом проведенной прокуратурой Березовского района Красноярского края проверки от 29.05.2012 года с прилагаемыми фототаблицами и схемой к нему, объяснениями главы администрации Бархатовского сельсовета ФИО7 о согласии с выявленными нарушениями природоохранного законодательства.

Кроме того, нарушение норм природоохранного законодательства в части обращения с отходами в муниципальном образовании Бархатовский сельсовет также подтверждается: предписанием Государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору ФИО6 от <дата> по устранению нарушений требований пожарной безопасности юридическому лицу – администрации Бархатовского сельсовета, из которого усматривается, что <дата> и <дата> указанным государственным инспектором совместно с Главой администрации Бархатовского сельсовета ФИО7 проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов, расположенных на территории Бархатовского сельсовета: с. Бархатово, д. Челноково, д. Киндяково; в ходе проверки, в том числе, было выявлено, что в районе д. Киндяково допускается устройство свалок горючих отходов; Главе администрации Бархатовского сельсовета установлен срок для устранения данного нарушения требований пожарной безопасности - до 12.03.2013 года.

Также из письма Главы администрации Бархатовского сельсовета от 19.03.2012 года, адресованного первому заместителю министра природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского краю, следует, что на территории муниципального образования Бархатовский сельсовет имеется несанкционированная свалка, находящаяся на землях сельскохозяйственного назначения, расположенная на выезде из д.Киндяково справа от автодороги «д. Киндяково – д. Челноково» в 200 метрах по направлению на юго-запад от дома № 78 по ул. Чапаева д. Киндяково в границах кадастрового квартала , общей площадью 0,3 га. На момент осмотра обнаружено захламление поверхностного плодородного слоя почвы твердыми бытовыми отходами (стеклобой, автомобильные покрышки, ветки деревьев, строительные отходы). Согласно локальному сметному расчету всего на несанкционированной свалке накоплено отходов 466,5 т., стоимость работ составляет 92 982 руб.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Бархатовского сельсовета по неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования Бархатовский сельсовет на вышеуказанных участках местности является незаконным, нарушающим ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют права каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

При таких обстоятельствах, суд считает, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что может негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровья населения.

На основании вышеизложенного суд полагает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Бархатовского сельсовета в виде неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования Бархатовский сельсовет являются обоснованными и подлежат удовлетворению, также как и требования о возложении на сельскую администрацию обязанности устранить допущенное нарушение.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого администрация Бархатовского сельсовета должна организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе, объема подлежащих выполнению работ по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов, отсутствия в настоящее время в местном бюджете необходимого количества денежных средств для оплаты данных работ (согласно локальным сметным расчетам, письму Главы Бархатовского сельсовета от 06.08.2012 года в адрес Главы Березовского района Красноярского края, выписке из бюджета сельсовета от 30.07.2012 года, ориентировочная стоимость работ составляет 2 099 006 руб., в бюджете сельсовета на 2012 год на мероприятия по уборке и ликвидации несанкционированных свалок за счет средств местного бюджета заложено лишь 50 000 руб., из которых 14 250 руб. уже освоено), полает недостаточным предложенный прокурором района срок для исполнения решения суда – два месяца со дня вступления решения в законную силу, и считает возможным установить администрации Бархатовского сельсовета срок для устранения выявленных нарушений продолжительность 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление прокурора Березовского района Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить.

Признать бездействие администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в части неорганизации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края на участке местности, который расположен в 2,5км. от с. Вознесенка с правой стороны по гравийной автодороге «с. Вознесенка – д. Челноково» и в д. Киндяково в 250м. на восток от ограждения кладбища незаконным,

и обязать администрацию Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с территории муниципального образования Бархатовский сельсовет с данных участков местности, который расположен в 2,5км. от с. Вознесенка с правой стороны по гравийной автодороге «с. Вознесенка – д. Челноково» и в д. Киндяково в 250м. на восток от ограждения кладбища.

Решение суда должно быть исполнено администрацией Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья: С.Г. Яловка