РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2010 годап. Берёзовка
Берёзовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьиИншакова О.А.,
при секретареГончаровой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варнавского Андрея Александровича к Стерликову Виктору Павловичу, администрации Березовского района Красноярского края, СНТ <адрес>» о признании недействительным государственный кадастровый учет земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости записи о земельном участке, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, определении границ земельного участка, признании недействительным постановления о предоставлении земельного участка, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Варнавкий А.А. обратился в суд с иском к Стерликову Виктору Павловичу, администрации Березовского района Красноярского края, СНТ «<адрес> в котором, после уточнения исковых требований, просит:
- признать недействительным решения от 19 марта 2009 г. № Ф24/09-2-15097 ФГУ «Кадастровая палата» по Красноярскому краю «О постановке на кадастровый учет объекта недвижимости» и государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, СНТ <адрес>, и исключить из государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке <адрес>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, <адрес>
- признать отсутствующим права собственности Стерликова Валерия Павловича на земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, СНТ <адрес>
- определить границы земельного участка с кадастровым номером <адрес>, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, СНТ «<адрес> участок № 152 в пределах следующих координат поворотных точек общей площадью 900 кв. м:
№ п.п. | Длина линии | Дирекционный угол |
1 | 12,26 | 66 52 27 |
2 | ||
28,62 | 116 28 06 | |
3 | ||
14,93 | 154 34 28 | |
4 | ||
15,08 | 248 19 55 | |
5 | ||
15,21 | 24818 42 | |
6 | ||
2,59 | 336 25 03 | |
7 | ||
5,22 | 334 28 53 | |
8 | ||
1 | 28,16 | 335 03 20 |
- признать недействительным постановления Администрации Березовского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Стерликову В.П. земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, СНТ <адрес> для ведения садоводства на праве собственности и Постановление Админитсрации Березовского района от 27.02.10 г. 3 197 «О внесении изменений в постановление администрации Березовского района от 28.08.09 г. № 991»,
- взыскать со Стерликова В.П. в пользу Варнавского А.А. расходы по уплате госпошлины в сумме 600 руб. и расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что на основании договора купли-продажи Варнавский А.А. приобрёл в собственность у ФИО15, ФИО2, ФИО16 земельный участок площ. 700 кв. м, с кадастровым номером 24: 04: 0304001: 0147, находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, СНТ <адрес> участок № 152. Разрешённое использование: для ведения садоводства.
Варнавский А.А. зарегистрировал право собственности на данный земельный участок, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 10.02.09 г.. На настоящий момент согласно кадастровой выписки участок имеет номер <адрес> (равнозначен кадастровому номеру <адрес>).
Согласно кадастрового плана от 17.01.2005 года № 04/05-125, выданного Березовским районным филиалом ФГУ ЗКП по Красноярскому краю местоположение участка установлено относительно ориентира <адрес> в районе д. Терентьево, расположенного в границах участка, площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании.
Данный земельный участок принадлежал продавцам на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.10.99 г., т.к. они являлись наследниками умершего ФИО2. ФИО2 участок принадлежал на основании свидетельства о праве собственности ККР-04-04-003117, выданного Березовским районным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам 22.10.92 г.. В 1999 году в качестве приложения к свидетельству о праве собственности была выдана выкипировка к плану на земельный участок, переданный в собственность (прилагается). Согласно выкипировки с одной стороны к участку прилегает участок № 218, с других сторон находится дорога.
07.06.10 г. Варнавский А.А. заключил договор с ООО «Вектор» для проведения работ по составлению межевого плана. В ходе осуществления межевания выяснилось, что председатель СНТ <адрес> Стерликов В.П. уже произвел межевание, в результате которого произошло наложение на земельный участок № 152, кадастровый номер <адрес> другого участка с кадастровым номером <адрес>. При этом земельный участок с номером <адрес> имеет наложение площадью 644 кв. м и прилегает к соседям участка № 152. Также в результате наложения участок с номером <адрес> захватывает полностью территорию, на которой находится фундамент дома, принадлежащий Варнавскому А.А..
Соседи участка Варнавского А.А. пояснили, что они никому никаких согласований кроме Варнавского А.А. не подписывали. Варнавский А.А. не извещался о согласовании месторасположения границ Стерликову В.П.. Участок огорожен, на нем находится объект незавершенного строительства, принадлежащий Варнавскому А.А.. И Варнавский А.А. и прежние собственники каждый год обрабатывали участок, производили зеленые насаждения, выращивали овощи и зелень.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ч. 14 ст. 45 Закона орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Имеется Письмо от 27.03.09 г. № 4448-ИМ/Д23 Министерства экономического развития РФ «Об устранении несоответствия в местоположении границ земельных участков». Согласно Письма Министерства экономического развития РФ от 11.03.20010 г. Письмо от 27.03.09 г. не содержит правовых норм и носит информационный характер. Проект нормативного акта, устанавливающий требования к картографической основе государственного кадастра недвижимости разрабатывается.
Согласно Постановления от 29.04.10 г. «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п. 1) к искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения, об установлении границ земельного участка. На земельный участок, который пересекает земельный участок Варнавского А.А. выдано свидетельство о регистрации права. Согласно п. 52 Постановления от 29.04.10 г. в случаях, если запись в ЕГРП нарушает право истца в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем иска о признании права отсутствующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным. Сведения о таких земельных участках должны быть внесены в Единый государственный реестр земель на основании и в соответствии с инвентаризационной описью, оформленной согласно "Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках" ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001.
В соответствии с п. 2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздела "Земельные участки", в редакции Приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301 внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. В соответствии с п. 3.2 указанного Порядка внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
В целях обеспечения полноты и достоверности данных, вносимых в Единый государственный реестр земель по ранее учтенным земельным участкам, инвентаризация преследует своей целью выявить действительное состояние земельных участков на дату проведения инвентаризации применительно к данным, подлежащим внесению в ЕГРЗ.
Присвоение земельному участку кадастровых номеров свидетельствует о постановке их на кадастровый учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Указ Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 и Постановление Правительства РФ от 25.08.1992 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации"), в связи с чем в документах государственного земельного кадастра должны были содержаться сведения о земельном участке 24: 04: 0304001: 0147 как о ранее учтенном земельном участке и его кадастровом номере на бумажном носителе.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости,осуществлениемгосударственногокадастрового учетанедвижимогоимуществаи кадастровой деятельности.
При этом, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Так, пунктом 7 статьи 39 Закона согласование месторасположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальное порядке с заинтересованным лицом.
Вопросы организации и порядка проведения землеустройства, согласования и утверждения землеустроительной документации регулируются статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 "Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства", от 11.07.2002 N 514 "Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Во исполнение вышеназванных Постановлений Правительства РФ Федеральной службой земельного кадастра России, 17.02.2003 утверждены Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства.
В соответствии с нормами ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" проведение территориального землеустройства предполагает осуществление, в том числе, работ по межеванию, заключающихся в установлении на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
В соответствии с пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, при определении границ объекта землеустройство на местности и их согласования обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее, чем за 7 дней до начала работ.
Пунктом 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17.02.2003 руководителем Федеральной службы земельного кадастра России, установлено, что работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, право которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).
Пункт 12 названных Методических рекомендаций устанавливает, что извещение передается заинтересованным лицам под расписку или иным способом.
Согласно пункту 14.3 этих же Методических рекомендаций, в течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течении указанного срока или не предоставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются согласованными.
Внесение записи в Единый государственный реестр земель о земельном участке 24: 04: 0304001: 615 произведено в результате неполно произведенной инвентаризации, осуществлено на основании документов, свидетельствующих о наличии спора о праве на данные земельные участки, не разрешенного в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах не имелось законных оснований для внесения записи в Единый государственный реестр земель относительно земельного участка 24: 04: 0304001: 615 до устранения существующих противоречий и разрешения спора о праве в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 69 ЗК РФ при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ
В силу п. 5 ст. 26 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в проведении кадастрового учета должно быть отказано, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Непонятно на каком основании администрация предоставила земельный участок Стерликову бесплатно. Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки могут предоставлять в собственность за плату. Стерликов не относится к той категории лиц, которым в качестве исключения земельные участки могут предоставляться в собственность бесплатно. Также Стерликов никогда не пользовался земельным участком, который предоставила ему администрация.
К участку № 152 «а» прилегает 5 участков, с собственниками или пользователями которых Стерликов должен был получить согласование. Согласно акта согласования границ от 10.12.08 г. имеются подписи только двух физических лиц: ФИО3 (участок №) и ФИО4 (участок № А), права которых на земельные участки ничем не подтверждены, нет даже их адресов и паспортных данных. Действительно ли они подписали акт не известно. В извещениях о согласовании не указан ни адрес участка 152 А, ни владелец уачстка № а, который согласовывает границы.. Т.к. Стерликов является председателем общества, люди имеют к нему доверие и могут подписать бумаги не разбираясь в ситуации, тем более Стерликов скрыл тот факт, что он претендует на участок. В извещениях и акте не указан пользователь или предполагаемый собственник участка № 152 А. Люди могли думать, что это участок ФИО2. Не известно также и то, какое они имеют отношение к земельным участкам и садоводческому обществу. Согласно акта согласования границ Стерликов согласовывая границы участка № 152 а подписался от имени ФИО2 (собственников участка № 152) на основании доверенности от 10.11.08 г. Если ознакомиться с текстом доверенности, то видно, что доверенность выдавалась на распоряжение с правом продажи участка № 152. Никаких прав в отношении участка № 152 А доверенность не предоставляет. ФИО2 поручали Стерликову оформить надлежаще все документы, включая получения межевого плана и акта согласования границ участка № 152, а не 152 А. О существовании последнего они даже не подозревали. Органы, осуществляющие кадастровый учет должны были изучить текст доверенности, прежде чем принимать акт согласования. Нет согласования с владельцами прилегающих участков № 163, № 153, № 152. Нарушены ст. 39, 40 ФЗ «О кадастре недвижимости» от 24.07.07 г., приказ № 412 от 24.11.08 г. «Об утверждении формы межевого плана и требования к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
Необходимо установить, кто действительно являлся собственником или владельцем прилегающих 5 участков на момент согласования - 10.12.08 г. такую информацию можно получить только на основании судебного запроса. В межевом плане. Раздел «Описание границ» в графе описание закрепленных точек Участка № 152 а указаны столбы деревянные, а в графе прохождение границ - деревянный забор. Фактически участок № 152 а не огорожен ни забором, ни столбами, т.к. накладывается на огороженный участок № 152, на котором стоит фундамент и который обрабатывается собственниками с 1992 года. Фундамент в результате наложения стал находиться на участке № 152 а. тем не менее на межевом плане он не указан. Хотя должен был быть указан.
Из акта согласования и прилагаемому на обратной стороне чертежа ясно видно, что собственники участков, имеющие в кадастровом номере последние цифры № 312 (учас. № ФИО9О и № (участ. № - ФИО10), которые акт согласования не подписали. Также ясно видно, что доверенность, представленная Стерлиговым не давала ему полномочий на подписание от имени ФИО2 акта согласования границ Участка № 152 А. ФГУ Кадастровая палата по Красноярскому краю нарушила ст. 39,40 Закона «О кадастре недвижимости». Она не имела право принимать решение о постановке на кадастровый учет участка № 152 А.
В судебном заседании Варнавский А.А. и его представитель Волкова С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Стерликов В.П. и его представитель Казанцев Г.В. исковые требования не признали, суду пояснили, что при выделении земельного участка Варнавскому А.А. его права не были ущемлены. Границы земельного участка истца не утверждены.
Представитель ответчика СНТ «Родничок-1» Стерликов В.П., действующий на основании устава, исковые требования не признал в полном объеме.
Представитель ответчика МП «Земля поселка Березовка» Савельев Г.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме.
Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю Орловский А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которому в соответствии с ч 4. ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. В данном случае, Стерликов В.П. как член СНТ «Родничок-1» получил в собственность земельный участок бесплатно, на основании документа (схемы), распределяющего земельные участки в СНТ «Родничок-1» и изданного на его основе акта местного самоуправления - не обжалованное и не отмененное в установленном порядке Постановления администрации Березовского района Красноярского края от 28.08.2009 г. №991 «О предоставлении Стерликову В.П. земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, СНТ <адрес> для ведения садоводства на праве собственности». Согласно Письма Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в кадастре недвижимости земельных участков согласование местоположения границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не включается. В нашем случае, согласно схемы расположения земельного участка №152А смежными с ним являются земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0304001:148 и 24:04:0304001:312, сведения о границах которых содержались в ГКН без наложения на формируемый участок В.П. Стерликова.
Истец в уточненном исковом заявлении ссылается на несоответствие межевого плана нормам закона и подзаконных актов, а именно ст. 39,40 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», Приказу Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 г. №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Истец не указал какому пункту Приказа №412 не соответствует межевой план. Сведения о границах земельного участка, в настоящее время принадлежащему А.А. Варнавскому в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, поэтому возможности определить его земельный участок как смежный у органа кадастрового учета не было. Далее, в период оформления спорного земельного участка ст.39 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» действовала в следующей редакции (до 01.03.2010 г.) - местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч.З настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения границ. В нашем случае в орган кадастрового учета 24.02.2009 г. поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка, которому был присвоен номер <адрес>, а не заявление об учете изменений объекта недвижимости. Из этого следует, что акт согласования границ не являлся обязательным документом в составе межевого плана на участок № 152 А. Постановка на государственный кадастровый учет (не уточнение границ путем подачи заявления об учете изменений) была осуществлена органом кадастрового учета в соответствии с требованиями законодательства РФ. При постановке на государственный кадастровый учет границы земельного участка не уточняются, а устанавливаются и нормами ст.ст 39,40 Закона о кадастре не регулируются.
В полномочия органа кадастрового учета не входит проверка данных, указанных кадастровым инженером в акте согласования границ, тем более, что в ГКН могут содержаться не актуальные сведения о правах на земельные участки. ФГУ ЗКП по Красноярскому краю, являясь лишь органом учета, не проводит правовую экспертизу документов.
Требование №1 об обжаловании Решения ФГУ ЗКП по Красноярскому краю от 19.03.2009 г. «О постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости» заявлено в рамках искового производства вместе с требованиями имущественного характера хотя должно быть заявлено отдельно, в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Требование №3 уточненного искового заявления об определении границ земельного участка А.А. Варнавского согласно длин линий и дирекционных углов не подлежит удовлетворению, так как вышеуказанное не является координатами земельного участка и не позволяет определить его положение на местности.
Представители ответчика администрации Березовского района Красноярского края, третьего лица – Березовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, третьего лица <адрес> в судебное заседание, о времени и месте проведения которого были извещены своевременно и надлежаще, не явились, до начала судебного заседания предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица ФИО15, ФИО2, ФИО16, ФИО10, ФИО9, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание, о времени и месте проведения которого были извещены своевременно и надлежаще, не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Закон к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относит земельные участки (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Исходя из положений п. 1 ст. 131 ГК РФ земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ).
Как предусмотрено ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и согласно ч. 3 ст. 1 данного закона кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
К числу уникальных характеристик земельных участков как объектов недвижимости п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» относят описание местоположения границ и площадь.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Характерные точки границ земельного участка отражаются в межевом плане (ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Приказ Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»).
Из вышеприведенных норм следует, что земельный участок должен быть индивидуализирован, то есть в установленном законодательством порядке определены предусмотренные законом особые характеристики объекта, которые однозначно выделяют данный участок среди иных земельных участков.
При этом основными уникальными характеристиками земельного участка являются местоположение, площадь и границы участка.
Установление границ земельного участка производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 38-40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», и для согласования местоположения границ привлекаются собственники (землевладельцы, землепользователи) всех смежных земельных участков, составляется соответствующий акт (ст. 40).
Отказ от согласования (возражения относительно согласования) при осуществлении кадастровым инженером вышеназванной процедуры,. зафиксированный в акте, влечет предусмотренные ч. 5 ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» последствия в виде разрешения судом по иску заинтересованного лица спора, не урегулированного в результате согласования местоположения границ, в порядке установленном Земельным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившего в силу с 01.03.2008 года, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменениями уникальных характеристик объекта недвижимости (в том числе площадь земельного участка) или любых указанных в пунктах 13-20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете (по установленной форме) и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. То есть, внесение сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется в заявительном порядке.
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.207 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Из положений подпункта 2 пункта 1 указанной нормы следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч 4. ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельства о государственной регистрации права 24 ЕИ 120503от 10.02.2009 года, кадастровой выписки о земельном участке от 14.06.2010 года, копий документов, хранящихся в деле правоустанавливающих документов на земельный участок, копии кадастрового дела, Варнавский Андрей Александрович является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:04:0304001:0147, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства или огородничества, общая площадь 700 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Березовский район, СНТ «<адрес>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Кроме того, из представленных суду выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.08.2010 года № 01/141/2010-367, копий документов, хранящихся в деле правоустанавливающих документов на земельный участок (в том числе копии постановлений администрации Березовского района Красноярского края № 991 от 28.08.2009 года и № 197 от 27.08.2010 года), копии кадастрового дела, Стерликов Виктор Павлович является собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадь объекта 894 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Березовский район, СНТ <адрес> площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
Исследовав указанные выше материалы дела, суд приходит к мнению, что действия по осуществлению государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости земельных участков, а также их дальнейшая государственная регистрация, произведены в полном соответствии с требованиями закона, на основании представленных документов, каких либо нарушений действующего законодательства суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Варнавского Андрея Александровича о
- признании недействительным решения от 19 марта 2009 г. № Ф24/09-2-15097 ФГУ «Кадастровая палата» по Красноярскому краю «О постановке на кадастровый учет объекта недвижимости» и государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, <адрес> и исключении из государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке <адрес>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, <адрес>,
- признании отсутствующим права собственности Стерликова Валерия Павловича на земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, <адрес>
- определении границ земельного участка с кадастровым номером <адрес>, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, <адрес>, участок № <адрес> в пределах следующих координат поворотных точек общей площадью 900 кв. м:
№ п.п. | Длина линии | Дирекционный угол |
1 | 12,26 | 66 52 27 |
2 | ||
28,62 | 116 28 06 | |
3 | ||
14,93 | 154 34 28 | |
4 | ||
15,08 | 248 19 55 | |
5 | ||
15,21 | 24818 42 | |
6 | ||
2,59 | 336 25 03 | |
7 | ||
5,22 | 334 28 53 | |
8 | ||
1 | 28,16 | 335 03 20 |
- признании недействительным постановления Администрации Березовского района Красноярского края от 28.08.09 г. № 991 «О предоставлении Стерликову В.П. земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, <адрес> для ведения садоводства на праве собственности и Постановление Админитсрации Березовского района от 27.02.10 г. 3 197 «О внесении изменений в постановление администрации Березовского района от 28.08.09 г. № 991»,
- взыскании со Стерликова В.П. в пользу Варнавского А.А. расходов по уплате госпошлины в сумме 600 руб. и расходов по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб.- отказать.
После вступления решения суда в законную силу отменить меры по обеспечению иска – снять арест на земельный участок с кадастровым номером <адрес> по адресу: Красноярский край Березовский район <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней с момента составления его в окончательной форме.
Председательствующий судья:О.А. Иншаков
Решение изготовлено в окончательной форме 30.12.2010 года.
<адрес>
<адрес>