Дело № 2-424/2012
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 10 » октября 2012 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Яловка С.Г.,
при секретаре Шулюмовой Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верх-Базайская основная общеобразовательная школа», администрации Березовского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в виде неустранения нарушений требований санитарного законодательства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) в порядке ст. 46 ГПК РФ, ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон о СБН) обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верх-Базайская основная общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Верх-Базайская ООШ), администрации Березовского района Красноярского края (далее администрация района), в котором после уточнения иска просило:
Признать бездействие ответчиков - МБОУ «Верх-Базайская ООШ» и администрации Березовского района в виде неустранения нарушений требований санитарного законодательства (неисполнении п.п. 1,2 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 763/р от 02.03.2011 года) незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать администрацию Березовского района обеспечить устранение МБОУ «Верх-Базайская ООШ» нарушений п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», п.п. 8.1., 8.2., 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в здании, помещениях МБОУ «Верх-Базайская ООШ», расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Верх-Базаиха, ул. Школьная, 3, в срок до 31.12.2015 года, следующим образом:
- организовать в учреждении для обучающихся двухразовое горячее питание (завтрак и обед),
- оборудовать здание общеобразовательного учреждения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения,
- оборудовать здание общеобразовательного учреждения канализацией,
- оборудовать здание общеобразовательного учреждения водостоками,
- оборудовать в здании общеобразовательного учреждения системы подогрева воды.
Требования мотивированы тем, что в феврале 2011 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Верх-Базайская ООШ» (в настоящее время именуется МБОУ «Верх-Базайская ООШ») в помещениях учреждения, находящегося по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Верх-Базаиха, ул. Школьная, 3. В ходе проведенной проверки установлены нарушения санитарного законодательства, а именно: п. 1 ст. 28 Закона о СБН, п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее СанПиН 2.4.5.2409-08), п.п. 2.7.1., 2.7.7. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», действовавших до 31.08.2011 года (далее СанПиН 2.4.2.1178-02).
В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний людей, заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В. 02.03.2011 года МОУ «Верх-Базайская ООШ» выдано предписание № 763/р об устранении выявленных нарушений, срок исполнения – до 10.01.2012 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального Закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с истечение срока исполнения юридическим лицом вышеуказанного предписания, 02.02.2012 года в отношении МБОУ «Верх-Базайская ООШ» была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания №763/р от 02.03.2011 года.
В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок некоторых пунктов предписания № 763/р от 02.03.2011 года: п. 1 - в части организации двухразового горячего питания для учащихся, пищеблок и место для приема пищи отсутствует; п. 2 - не оборудовано здание системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, с устройством подогрева воды, канализацией и водостоками, здание не оборудовано системами хозяйственно-питьевого холодного водоснабжения, с устройством подогрева воды, внутренней канализацией и водостоками.
По факту невыполнения в установленный срок предписания в отношении МБОУ «Верх-Базайская ООШ» возбуждено административное производство по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 07.02.2012 года № 451), материалы которого переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края.
С 01.09.2011 года вступили в силу СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10), а СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратил силу (п. 3 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 года).
В соответствии с п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Согласно п. 2.7.1. СанПиН 2.4.2.1178-02 (действовали по 31.08.2011 года) здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 2.7.7. СанПиН 2.4.2.1178-02 (действовали по 31.08.2011 года) в неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.
Согласно п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 (действуют с 01.09.2011 года) здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с п. 8.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 (действуют с 01.09.2011 года) при отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.
Согласно п. 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 (действуют с 01.09.2011 года) в неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа - люфтклозетами), при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.
Таким образом, действующие санитарные нормы и правила содержат требования к оборудованию и содержанию общеобразовательных учреждений, к организации образовательного процесса, аналогичные требованиям, содержащимся в ранее действовавшем СанПиН.
Несоблюдение требований п. 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия организации в образовательном учреждении для обучающихся двухразового горячего питания (завтрак и обед) не гарантирует соблюдение режима питания детей, что способствует развитию заболеваний желудочно- кишечного тракта, нарушению обмена веществ; несоблюдение требований п.п. 8.1., 8.2., 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 в части необорудования здания общеобразовательного учреждения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией, водостоками, устройствами систем подогрева воды не обеспечивает соблюдение санитарного режима, противоэпидемических мероприятий, правил личной гигиены, что ведет к возникновению, распространению инфекционных (вплоть до эпидемий) и массовых неинфекционных заболеваний.
На момент предъявления искового заявления указанные нарушения санитарного законодательства не устранены, соответствующие доказательства обратного отсутствуют.
Понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства, указывает истец, является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду обитания и охрану здоровья.
В судебное заседании представитель Управления Роспотребнадзора Халюзова И.В. (доверенность № СК-5724 от 15.03.2012 года) не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
В судебное заседание представители ответчиков – МБОУ МБОУ «Верх-Базайская ООШ» и администрации Березовского района Красноярского края, извещенные о рассмотрении дела, не явились, возражений по существу иска не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, равно как и об отложении рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право также закреплено в п. 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», под средой обитания человека как это следует из ст. 1 Закона о СЭБН, понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В соответствии с п./п. 1,2,4,5,5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004 года (в ред. от 20.02.2010 N67), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
В соответствии со ст.ст. 50,51 Закона о СБН, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей, имеют право на проведении санитарно-эпидемиологические расследования. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с Положением об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 06.09.2006 года №308, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребителей рынка.
В соответствии со ст. 2 Закона о СЭБН, одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Таким образом, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
В силу ст. 11 Закона о СБН и п. 1.5 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п.п. 1,3 ст. 39 Закона о СЭБН, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о СЭБН в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
Статьей 51 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Нормативным правовым актом санитарного законодательства, действие которого направлено на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования, являются применяемые на территории Российской Федерации Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года N 45, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся (п. 1.2, 1.3 Правил).
В соответствии с пунктом 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Аналогичные требования закреплены в п. 15 Приказа Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 года «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» - для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не следует превышать трех-четырех часов.
В соответствии с п. 1.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года N 189, - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
Согласно п. 1.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
Согласно п.п. 2,3 Постановления от 29.12.2010 года N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», указанные правила введены в действие с 01.09.2011 года.
С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 года N 44, утратили силу.
В соответствии с пунктом 8.1, 8.2, 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10:
Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях (п. 8.1). При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды (п. 8.2). В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа - люфтклозетами), при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов (п. 8.3).
Аналогичные положения содержались в действовавших до 01.09.2011 года СанПиН 2.4.2.1178-02:
Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (п. 2.7.1).
В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений (п. 2.7.7).
Как следует из акта проверки № 455 от 01.03.2011 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Горяева Д.В. от 01.02.2011 года № 497 с 10.02.2011 года по 01.03.2011 года проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Верх-Базайская ООШ», в ходе проведенной проверки установлены нарушения санитарного законодательства, а именно: п. 1 ст. 28 Закона о СБН, п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08, а также п.п. 2.7.1, 2.7.7 СанПиН 2.4.2.1178-02, действовавших до 31.08.2011 года.
С целью устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, а также предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, в адрес МБОУ «Верх–Базайская ООШ» 02.03.2011 года вынесено предписание № 763/р об устранении в срок до 10.01.2012 года выявленных нарушений санитарных правил, а именно:
- нарушения п. 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части организации двухразового горячего питания для учащихся (п. 1 предписания),
- нарушения п. 2.7.1., п. 2.7.7. СанПиН 2.4.2.1178-02 в части оборудования здания системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками (п. 2 предписания).
В предписании разъяснено, что невыполнение в установленный срок предписания влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
С целью проверки выполнения вышеуказанного предписания Управлением Роспотребнадзора было вынесено распоряжение № 380 от 26.01.2012 года о проведении внеплановой выездной проверки МБОУ «Верх–Базайская ООШ», в котором указано, что проверка проводится с целью контроля предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, 763/р от 02.03.2011 года.
Уведомление о проведении проверки направлено МБОУ «Верх–Базайская ООШ» 26.01.2012 года.
Как следует из акта проверки № 241 от 07.02.2012 года Управления Роспотребнадзора, в ходе проверки МБОУ «Верх–Базайская ООШ» установлены факты невыполнения вышеуказанных пунктов предписания.
По результатам проверки в отношении МБОУ «Верх–Базайская ООШ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок п.п. 1,2 предписания № 763/р от 02.03.2011 года, составлен протокол об административном правонарушении № 451 от 07.02.2012 года.
По результатам рассмотрения данного административного материала постановлением мирового судьи судебного участка № 9 в Березовском районе Красноярского края от 15.03.2012 года МБОУ «Верх-Базайстка ООШ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом Березовского района Красноярского края администрация Березовского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (ст. 6 Устава) и к ее компетенции в силу ст. 35 Устава района относится разработка и исполнение бюджета района, обеспечение исполнения бюджета района, осуществление функций главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета, администрация учреждает муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей.
Согласно уставу МБОУ «Верх-Базайская ООШ» учредителем школы является муниципальное образование – Березовский район Красноярского края, функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления - администрация Березовского района Красноярского края, администрация района вправе наделять полномочиями учредителя свои структурные подразделения в соответствии с компетенцией (п. 1.3 устава). Школа является юридическим лицом, имеет бюджетную смету, обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании. Может иметь самостоятельный баланс может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные личные неимущественные права, нести обязанности. Быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.7 Устава). Школа имеет лицевые счета в органах казначейства (п. 1.8 Устава). Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в органах казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 6.2 Устава). Собственником имущества школы является муниципальное образование Берёзовский район Красноярского края (п. 6.6 Устава). Собственник имущества школы не несет ответственности по обязательствам школы (п. 6.15 устава). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются, в том числе, собственные средства учредителя (п. 6.5 Устава).
Ч. 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ч. 2 ст. 120 ГК РФ установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (редакция, утратившая силу с принятием Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ).
Согласно абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Вместе с тем в силу п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ положения абз. 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011 года.
Поскольку обязательства МБОУ «Верх-Базайская ООШ» по организации двухразового горячего питания для учащихся, по оборудованию здания системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками (п. 2 предписания) возникли до 01.01.2011 года, в связи с чем, положения ст. 120 ГК РФ (в редакции от 08.05.2010 года) не подлежат применению к данным правоотношениям.
При данных обстоятельствах, учитывая, что специалистами Управления Роспотребнадзора были выявлены нарушения норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации, а МБОУ «Верх-Базайская ООШ» до настоящего времени не исполнило в полном объеме предписание № 763/р от 02.03.2011 года об устранении выявленных нарушений санитарных правил, суд считает необходимым признать незаконным бездействие ответчиков в виде невыполнению требований санитарного законодательства об организации в учреждении для обучающихся двухразового горячего питания (завтрак и обед) и оборудовании здания общеобразовательного учреждения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией, водостоками, системой подогрева воды. С учетом объема и характера допущенных нарушений, а также ранее предоставленного истцом времени МБОУ «Верх-Базайская ООШ» для выполнения предписания Управления Роспотребнадзора, суд считает необходимым обязать МБОУ «Верх-Базайская ООШ» устранить, а администрацию района обеспечить устранение школой нарушений п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 и п.п. 8.1., 8.2., 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до 31.12.2015 года. Учитывая обстоятельства дела, положения ст. 206 ГПК РФ, вышеуказанный срок признается судом разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
признать бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верх-Базайская основная общеобразовательная школа» и администрации Березовского района Красноярского края по невыполнению требований санитарного законодательства об организации в учреждении для обучающихся двухразового горячего питания (завтрак и обед) и оборудовании здания общеобразовательного учреждения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией, водостоками, системой подогрева воды незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верх-Базайская основная общеобразовательная школа» устранить,
а администрацию Березовского района Красноярского края обеспечить устранение муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Верх-Базайская основная общеобразовательная школа»
нарушений п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», п.п. 8.1., 8.2., 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в здании, помещениях муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верх-Базайская основная общеобразовательная школа», по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Верх-Базаиха, ул. Школьная, 3, в срок до 31.12.2015 года, следующим образом:
- организовать в учреждении для обучающихся двухразовое горячее питание (завтрак и обед),
- оборудовать здание общеобразовательного учреждения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения,
- оборудовать здание общеобразовательного учреждения канализацией,
- оборудовать здание общеобразовательного учреждения водостоками,
- оборудовать в здании общеобразовательного учреждения системы подогрева воды.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заявление об отмене заочного решения суда должно содержать:
1) наименование суда, принявшего заочное решение;
2) наименование лица, подающего заявление;
3) обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда;
4) просьбу лица, подающего заявление;
5) перечень прилагаемых к заявлению материалов.
Заявление об отмене заочного решения суда подписывается ответчиком или при наличии полномочия его представителем и представляется в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
судья: С.Г. Яловка