Решение по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Дело № 12-24/2011



Дело № 12-24/2011

Р Е Ш Е Н И Е

«12» апреля 2011 года                             п.Березовка

     Судья Березовского районного суда Красноярского края Шарабаева Е.В., при секретаре Шахматовой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Пикулина Олега Михайловича на постановление № А1041-с от 12.01.2011 года, вынесенное заместителем руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Савельевым Г.Ю., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, за проведение работ на объекте капитального строительства с нарушением обязательных требований п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.04 № 190-ФЗ, в отношении должностного лица - инженера отдела капитального строительства Краевого государственного бюджетного учреждения «Управления капитального строительства» Пикулина Олега Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

у с т а н о в и л:

инженер отдела капитального строительства Краевого государственного бюджетного учреждения «Управления капитального строительства» (далее по тексту - КГБУ «УКС») Пикулин О.М. обратился в суд с жалобой на постановление № А1041-с от 12.01.2011 года, вынесенное заместителем руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Савельевым Г.Ю., которым он как должностное лицо был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, за проведение работ на объекте капитального строительства: «Цех механического обезвоживания осадка на очистных сооружениях» по адресу: <адрес>, с нарушением обязательных требований п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.04 № 190-ФЗ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование жалобы Пикулин О.М. ссылается на то, что он не является субъектом данного правонарушения, поскольку ответственность по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ наступает за Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

При этом, субъектом правонарушения в данном случае является лицо, на которое распространяется действие требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, и которое нарушило требования указанных документов.

КГБУ «УКС» является застройщиком и осуществляет строительство объекта «Цех механического обезвоживания осадка на очистных сооружениях». При этом КГБУ «УКС» является государственным заказчиком по строительству данного объекта, то есть лицом, заключающим государственные контракты с подрядными организациями на выполнение работ и, таким образом, самостоятельно не осуществляющим строительство объекта.

В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ): «Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка».

Руководствуясь ст. 53 ГрК РФ, КГБУ «УКС», как государственный заказчик, осуществляет контроль за выполнением подрядчиками по государственным контрактам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, соответствием данных работ требованиям технических регламентов, а также контроль за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения и соответствием таких конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов.

Однако строительный контроль не предполагает контроль заказчика за безопасностью выполнения работ, данный вид контроля должно осуществлять лицо, непосредственно выполняющее работы - Подрядчик (генеральный подрядчик и субподрядные организации).

В ч. 3 ст. 52 ГрК РФ указано: «Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо».

А в ст. 1 ГрК РФ указано, что застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Таким образом, с точки зрения ГрК РФ КГБУ «УКС» является застройщиком, а в рассматриваемой ситуации с учетом заключенного государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ, лицом, осуществляющим строительство, является ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс».

Согласно п.5.1. заключенного между КГБУ «УКС» и ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» государственного контракта, обязанностью Подрядчика по данному контракту являлось выполнение работ по контракту в соответствии с требованиями проектно-сметной документации, технических и строительных норм и правил, технических регламентов, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка и другими обязательными требованиями.

Таким образом, ответственность за невыполнение данных требований также несет Подрядчик.

В обжалуемом постановлении содержится утверждение о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ «лицо, осуществляющее строительство (КГБУ «УКС»), обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, нормативными документами в области строительства и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц, выполнение требований безопасности труда, проводить строительный контроль».

Однако, дословно в ч. 6 ст. 52 ГрК РФ указано: «Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов».

Пикулин О.М. считает, что из анализа вышеуказанной статьи вытекает: во-первых, лицо осуществляющее строительство, застройщик и заказчик - разные лица; во-вторых, в указанной статье разделяются понятия: «строительный контроль», «выполнение работ с учетом требований технических регламентов» и «выполнение работ с обеспечением безопасности работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда». Из этого следует, что КГБУ «УКС» не является лицом, осуществляющим строительство, и к обязанностям застройщика (заказчика) не относится обеспечение выполнения работ с учетом требований безопасности труда и безопасности работ для третьих лиц, в случае если строительство осуществляет другое лицо на основании договора.

Таким образом, вышеуказанное утверждение, содержащееся в постановлении, не соответствует действительности.

Кроме того, нормы, ссылка на нарушение которых содержится в обжалуемом постановлении, не являются техническими регламентами. Также, все указанные в постановлении нормативные документы, распространяются на лицо, непосредственно осуществляющее строительство - Подрядчика.

Так, в п. 3.6 СНиПа «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» указано: «При совместной деятельности на строительной площадке нескольких подрядных организаций, включая граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, генеральный подрядчик осуществляет контроль за состоянием условий труда на строительном объекте.

В случае возникновения на объекте опасных условий, вызывающих реальную угрозу жизни и здоровью работников, генподрядная организация должна оповестить об этом всех участников строительства и предпринять необходимые меры для вывода людей из опасной зоны. Возобновление работ разрешается генподрядной организацией после устранения причин возникновения опасности».

Также в соответствии с п.1. ст.751 ГК РФ и п.3.4. СНиП 12-01-2004. «Организация строительства» (одобрены Постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 N 70) при подрядном способе строительства ответственность за безопасность действий на строительной площадке для окружающей среды и населения и безопасность труда в течение строительства в соответствии с действующим законодательством несет подрядчик.

Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебное заседание Пикулин О.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело рассматривается в его отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ, должностное осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Пунктом 8 части 2 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Как усматривается из материалов дела Пикулин О.М. как должностное лицо – инженер отдела капитального строительства Краевого государственного бюджетного учреждения «Управления капитального строительства» обжалуемым постановлением на основании проведенной в соответствии с действующим законодательством проверки выполнения КГБУ «УКС» законодательства в сфере строительной деятельности, и составленных по ее результатам акта проверки, протокола об административном правонарушении был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, в связи с тем, что 20.12.2010г., КГБУ «УКС», являясь застройщиком, осуществляет строительство объекта: «Цех механического обезвоживания осадка на очистных сооружениях» по адресу: <адрес> с нарушением обязательных требований проектной и нормативно-технической документации в области строительства, а именно: Проходы к рабочим местам по периметру и внутри здания замусорены производственными отходами. См. п. 6.1.6 СНиП 12-03-2001; На стройплощадке не обеспечены электробезопасные условия труда: временные электросети выполнены на земле, в том числе и в местах прохода работников внутри здания, распределительные щиты и рубильники в не защищенном исполнении, на электрооборудовании отсутствуют знаки, предупреждающие об опасности. См. п.п.6.4.1, п.6.4.3, п. 6.4.6 СНиП 12-03-2001; На территории стройплощадки не установлены металлические контейнеры для сбора строительного мусора и бытовых отходов. См. п. 6.1.6 СНиП 12-03-2001; Стройплощадка не обеспечена первичными средствами пожаротушения, а именно, пожарными щитами, См. п. 6.5.1 СНиП 12-03-2001; Работники, выполняющие работы по утеплению и облицовке фасадов здания, не обеспечены индивидуальными средствами защиты (касками). См. п. 5.13 СНиП 12-03-2001; Складирование строительных материалов и технологического оборудования осуществляется в местах не предусмотренных проектной документацией, на не выровненных площадках и уложены не в соответствии с требованием стандартов и технических условий на них. См. п. 6.3.2, п. 6.3.3 СНиП12-03-2001, проектную документацию шифр 1874-1-27-СГП, лист 1; Рабочие места, расположенные на перекрытии в осях 17-19/А-Б/1, отм. 4.400 не ограждены защитными ограждениями. См. п. ДД.ММ.ГГГГ СНиП12-03-2001, проектную документацию шифр 1874-1-27-АР.1, лист 8.

В соответствии с ч.3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Как видно из представленного Пикулиным О.М. государственного контракта .01-10 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение строительно –монтажных работ, приобретение оборудования и выполнения полного комплекса пуско-наладочных работ по объекту: «Строительство цеха механического обезвоживания осадка на очистных сооружениях», КГБУ «УКС» является заказчиком работ по строительству названного цеха механического обезвоживания осадка на очистных сооружениях, а ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» - Подрядчиком.

Согласно п.6.1.2 Заказчик обязан организовать ведение строительного и технического контроля за ходом и качеством выполняемых Подрядчиком работ…, для чего назначает на период проведения работ своего представителя, который от имени Заказчика осуществляет строительный контроль.

Ответственным лицом за строительный надзор и технический надзор на объекте капитального строительства - Цеха механического обезвоживания осадка на очистных сооружениях Приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначен Пикулин О.М.

В деле также представлена Должностная инструкция инженера отдела капитального строительства КГБУ «УКС», утвержденная руководителем ДД.ММ.ГГГГ, с которой Пикулин О.М. ознакомлен. В соответствии с п.4.2 инструкции Пикулин О.М. обязан вести строительный контроль, в том числе, осуществлять проверку соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов…

Понятие «технический регламент» дано в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Так, технический регламент – это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В связи с чем СНиПы относятся к техническим регламентам.

На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что КГБУ «УКС», как специализированная организация-заказчик, наряду с Подрядчиком, являются лицами, осуществляющими строительство, обязанными осуществлять строительство в соответствии с требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать: безопасность работ для третьих лиц, выполнение требований безопасности труда, строительный контроль.

Проведенной проверкой было установлено, что Пикулин О.М., как лицо, ответственное за строительство объекта, надлежащим образом не исполнял свои должностные обязанности по строительному контролю за ходом работ, в связи с чем правомерно и обоснованно был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Таким образом, при настоящем пересмотре дела установлено, что в действиях Пикулина О.М. имеется юридический состав нарушения законодательства в сфере строительства, а именно, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. № 190-РФ, и, как следствие, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, в связи с чем жалоба Пикулина О.М. удовлетворению не подлежит.

Доводы жалобы Пикулина О.М. о том, что он не является субъектом данного правонарушения по причине того, что организация, должностным лицом которой он является, не является застройщиком, основаны на неправильном толковании норм права.

Размер и вид административного наказания, примененные к Пикулину О.М. в связи с совершением им указанного административного правонарушения, полностью соответствуют требованиям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление А1041-с от 12.01.2011 года, вынесенное заместителем руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Савельевым Г.Ю., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - инженера отдела капитального строительства Краевого государственного бюджетного учреждения «Управления капитального строительства» Пикулина Олега Михайловича оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                                        Е.В. Шарабаева