Дело №1-18/2011



№ 1-18/2011 г.

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бердюжье 27 апреля 2011 года

Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:

судьи Бердюжского районного суда Тюменской области Журавлевой Е.Н.

с участием государственного обвинителя прокурора Бердюжского района Мехонцева А.В.

адвоката Филиппова В.Н., предоставившего удостоверение № 402 от 20.02.2003 года и ордер № 210 от 08.02.2011 года

подсудимого Саранчина А.А.

потерпевшей Есмагамбетовой Л.А.

при секретаре Папуловой К.В

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела № 1-18\2011 г. в отношении Саранчина Александра Анатольевича, родившегося Дата обезличена года в д.... ..., проживающего в д.... ..., по ... ... ..., гражданина РФ, имеющего среднее образование, ... ..., трудоспособного, без определенных занятий, состоящего на учете в военном комиссариате по Армизонскому и ...м ..., ранее судимого:

- 01.02.2010 года приговором мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского района Тюменской области за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.112 УК РФ к 1 году лишения свободы, условно, с испытательным сроком на 1 год;

- 06.07.2010 года приговором мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского района Тюменской области за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.139 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ на срок 140 часов, наказание отбыто. Условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского района Тюменской области от 01.02.2010 года сохранено и исполнялось самостоятельно,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ,

Установил:

Саранчин А.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах:

Дата обезличена года, около 20 часов, подсудимый Саранчин А.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения в квартире по адресу: ..., ..., ..., ... ... ..., в ходе ссоры, на почве внезапно возникших неприязненных отношений к своей матери Саранчиной В.С., действуя умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес не менее четыре ударов кулаком в область головы Саранчиной В.С., причинив последней закрытую черепно-мозговую травму, выразившуюся в виде субдуральной гематомы объемом 120 мл., обнаруженной на операции и субдуральной гематомы объемом 40 мл., обнаруженной при исследовании трупа, ушиб головного мозга, кровоподтек на лбу слева, вокруг левой глазницы и левой скуловой области, причинившую тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Осознавал, что наносит удары в область жизненно-важного органа человека, при этом не желал и не предвидел возможность наступления смерти Саранчиной В.С., хотя, при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление смерти Саранчиной В.С., от нанесенных им ударов кулаком в область головы потерпевшей.

8 февраля 2011 года, наступила смерть Саранчиной В.С. от закрытой черепно-мозговой травмы, выразившейся в виде субдуральной гематомы, объемом 120 мл., обнаруженной на операции и субдуральной гематомы, объемом 40 мл., обнаруженной при исследовании трупа, ушиба головного мозга, кровоподтека на лбу слева, вокруг левой глазницы и левой скуловой области, приведшей к двухсторонней бактериальной фиброзно-гнойной пневмонии, осложнившейся гангренизацией.

Подсудимый Саранчин А.А. вину в предъявленном ему обвинении признал частично, указав, что своей матери Саранчиной В.С., в ходе ссоры, он нанес всего два удара ладонью по лицу, допускает, что мог причинить ей своими действиями черепно-мозговую травму, но сомневается, что смерть потерпевшей наступила от его действий.

При допросе в качестве подсудимого пояснил суду, что 13.01.2011 года, около 20 часов, он пришел в квартиру своей матери Саранчиной В.С., которая находилась дома одна, в состоянии опьянения и распивала спиртное. Он прошел в комнату и лег на кровать. Саранчина В.С. зашла в эту же комнату и легла на соседнюю кровать. Ругалась на него, что он поссорился с женой, и выгоняла из дома. На его неоднократные просьбы успокоиться не реагировала, продолжала кричать. В результате, он не выдержал, подошел к ней и ударил ее рукой два раза по лицу, в область виска, в левую часть. Мать лежала при этом на правом боку. Она перестала кричать, начала говорить тише. Он лег спать. Проснувшись Дата обезличена года, утром, увидел, что Саранчина В.С. продолжала лежать на той же кровати, в той же позе, в которой он ее оставил. Левая часть лица ее, куда он наносил удары, припухла. Он решил, что мать спит, и ушел к К. Ближе к обеду к ним приехала машина скорой помощи, и мать увезли в больницу. В доме, в момент их ссоры и нанесения им ударов матери, никого, кроме них двоих не было, до того, как он ударил мать, телесных повреждений у нее также не было, никто другой, кроме него Саранчину В.С. не бил.

Аналогичные показания Саранчин А.А. давал при проверке его показаний на месте, что подтверждено исследованным в судебном заседании протоколом от Дата обезличена года и фототаблицей к нему л.д.136-148).

Суд считает показания подсудимого в части того, что он нанес потерпевшей всего два удара и не кулаком, а ладонью руки, недостоверными, поскольку они полностью опровергнуты исследованными в судебном заседании доказательствами. Суд считает, что таким образом подсудимый пытается смягчить себе наказание.

Вина подсудимого Саранчина А.А. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, несмотря на частичное признание им своей вины, помимо его показаний, изложенных выше, подтверждается следующими доказательствами:

-показаниями потерпевшей Е, пояснившей суду, что покойная Саранчина В.С.. являлась ее матерью. С начала января 2011 года с матерью проживал ее брат подсудимый Саранчин А.А., который злоупотреблял спиртными напитками и часто избивал мать. Дата обезличена года, она находилась в ..., когда по телефону фельдшер их деревни Е сообщила ей, что ее мать Саранчина В.С. умерла. Приехав к матери, она обнаружила, что Саранчина В.С. находилась у себя дома, на кровати. Лежала на правом боку. Левая сторона лица у нее была припухшая, на лице были синяки, была она без сознания. В момент, когда Саранчину В.С. переносили в машину «скорой помощи», подсудимый Саранчин А.А. сказал в отношении матери, чтобы она сдохла. Саранчина В.С. в сознание не приходила, находилась в реанимации. Дата обезличена года умерла. Характеризовала подсудимого и свою мать Саранчину В.С. в состоянии опьянения скандальными людьми, подсудимого агрессивным. Дополнила, что Дата обезличена года подсудимый пришел жить к матери, так как избил свою жену.

Гражданский иск к подсудимому не заявила, вопрос по мере наказания оставила на усмотрение суда, просила учесть наличие у подсудимого на иждивении несовершеннолетних детей.

Показаниями допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей Г и Е подтверждено обнаружение ими, Дата обезличена года, в первой половине дня, Саранчиной В.С., которая находилась в своей квартире, лежала на кровати, на правом боку, левая половина ее лица была опухшей, на губах была кровь, находилась в коме. После чего они вызвали «скорую помощь», Саранчину В.С. увезли в больницу. Дата обезличена года Саранчина умерла, не приходя в сознание.

Показаниями допрошенной в ходе судебного разбирательства свидетеля С, и показаниями свидетеля Н, данными им в ходе предварительного расследования, оглашенными в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ, подтверждена характеристика подсудимого, высказанная потерпевшей Е, в том, что подсудимый Саранчин в состоянии опьянения становится агрессивным.

Свидетель С дополнила, что с начала января 2011 года ее муж, подсудимый Саранчин А.А. жил у своей матери.

Свидетель Н дополнил, что вечером Дата обезличена года он слышал в соседней квартире, в которой проживала Саранчина В.С. и ее сын подсудимый Саранчин А.А., и которые в течение недели вместе распивали спиртные напитки, шум, крики. Дата обезличена года, в первой половине дня, увидел, что Саранчину В.С. вынесли из ее квартиры без сознания, на носилках, и увезли на машине «скорой помощи» в больницу л.д.96-97).

Показаниями свидетеля К подтверждено, что Дата обезличена года, утром к нему пришел подсудимый Саранчин А.А. и сообщил, что Дата обезличена года нанес несколько ударов кулаком по лицу своей матери.

Протоколом осмотра места происшествия от Дата обезличена года, в ходе которого была осмотрена квартира Саранчиной В.С., установлено место совершения преступления, с подушки, находящейся на кровати, на которой утром Дата обезличена года была обнаружена Саранчина В.С. без сознания, изъята наволочка со следами крови. В других местах квартиры следов крови не обнаружено, что подтверждает показания подсудимого о том, что после нанесения им телесных повреждений матери она не перемещалась, осталась лежать на кровати в том же положении, в котором он ее оставил л.д.30-37).

Постановлением о признании и приобщении к материалам дела вещественного доказательства и протоколом ее осмотра, а также заключением биологической судебной экспертизы Номер обезличен от Дата обезличена года, подтверждено обнаружение, на наволочке, изъятой Дата обезличена года при осмотре квартиры Саранчиной В.С., крови, одной групповой принадлежности с кровью Саранчиной В.С. л.д.79-81,83-85).

Протоколом осмотра места происшествия от Дата обезличена года, в ходе которого была осмотрена квартира Саранчиной В.С., подтверждено обнаружение в данной квартире трупа Саранчиной В.С., находящегося на кровати, в зале квартиры. На трупе обнаружены следы хирургического вмешательства, старые гематомы. Труп Саранчиной В.С. был изъят с места происшествия и направлен на исследование в морг ГЛПУ ТО Областная больница № 16 (с.Омутинское) л.д.39-48).

Заключением эксперта Номер обезличенА от Дата обезличена года (медицинской судебной экспертизы), которое суд считает объективным, подтверждено, что при исследовании трупа Саранчиной В.С. обнаружены следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, выразившаяся в виде субдуральной гематомы объемом 120 мл., обнаруженной на операции и субдуральной гематомы объемом 40 мл., обнаруженной при исследовании трупа, ушиб головного мозга, кровоподтек на лбу слева, вокруг левой глазницы и левой скуловой области, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Причинены в пределах последних суток до поступления в ГЛПУ ТО Областная больница Номер обезличен (с.Бердюжье), тупым предметом, возможно ударами кулаком.

Для причинения повреждений необходимо не менее четырех воздействий тупого предмета.

Смерть Саранчиной В.С. наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, выразившейся в виде субдуральной гематомы, объемом 120 мл., обнаруженной на операции, и субдуральной гематомы, объемом 40 мл., обнаруженной при исследовании трупа, ушиба головного мозга, кровоподтека на лбу слева, вокруг левой глазницы и левой скуловой области, приведшей к двухсторонней бактериальной фиброзно-гнойной пневмонии, осложнившейся гангренизацией.

В момент причинения повреждений Саранчина В.С. находилась передней поверхностью к нападающему, на что указывает локализация повреждений.

После причинения указанных телесных повреждений Саранчина В.С. не могла совершать активные действия л.д.64-66).

Показаниями судебно-медицинского эксперта Ж подтверждено, что он в силу своих обязанностей проводил судебно-медицинскую экспертизу трупа Саранчиной В.С., Дата обезличена года рождения. При обстоятельствах, указанных в показаниях Саранчина А.А. причинение Саранчиной В.С. закрытой черепно-мозговой травмы, указанной в заключении, было возможно, но при этом потерпевшей было нанесено не менее четырех ударов и удары были нанесены кулаком, а не ладонью руки, как показывает обвиняемый Саранчин А.А.

Двухсторонняя фиброзно-гнойная пневмония, осложнившаяся гангренизацией, возникла в результате нахождения Саранчиной В.С. длительное время в лежачем положении, чему предшествовала закрытая черепно-мозговая травма л.д.69-71).

Анализируя исследованные выше доказательства, суд считает установленным, что Саранчина В.С., в момент обнаружения ее после причинения ей подсудимым Саранчиным А.А. телесных повреждений, находилась в том же положении, что и в момент их причинения, то есть, после того, как подсудимый нанес ей удары, она никуда не перемещалась и, согласно заключения эксперта, вследствие получения закрытой черепно-мозговой травмы, по своему состоянию объективно не могла перемещаться, что исключает возможность получения ею телесных повреждений самой. Других лиц в доме Саранчиной, помимо нее и подсудимого Саранчина А.А. не было, то есть никто другой, кроме подсудимого, телесные повреждения ей нанести не мог, о чем подсудимый сообщил свидетелю Коенбаеву непосредственно после совершения преступления и подтвердил в судебном заседании. Таким образом, суд приходит к выводу, что тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, был причинен потерпевшей Саранчиной В.С. общественно опасными действиями подсудимого Саранчина А.А., который осознавал, что совершает действия, опасные для здоровья потерпевшей, предвидел возможность причинения тяжкого вреда ее здоровью и желал причинение такого вреда, о чем свидетельствует характер причиненных потерпевшей телесных повреждений, расположенных в области жизненно-важного органа человека, действовал из личных неприязненных отношений.

Причиняя телесные повреждения потерпевшей Саранчин А.А. не желал и не предвидел возможность наступления смерти Саранчиной В.С., хотя, при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление ее смерти от наносимых им ударов в область головы.

Доводы подсудимого о нанесении им не более двух ударов ладонью руки по голове Саранчиной В.С., судом проверены и своего подтверждения не нашли, так как совокупностью приведенных выше доказательств достоверно установлено, что закрытая черепно-мозговая травма Саранчиной В.С. причинена вследствие нанесения ей подсудимым не менее четырех ударов и удары были нанесены кулаком, а не ладонью руки, как показывает подсудимый Саранчин А.А.

Исследовав представленные сторонами обвинения и защиты доказательства, суд находит их достаточными и допустимыми для признания подсудимого Саранчина А.А. виновным в совершении преступления и квалифицирует его действия по ч.4 ст.111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При назначении подсудимому наказания суд учитывает характер и повышенную общественную опасность совершенного Саранчиным преступления, отнесенного, согласно ч.1 ст.139 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ на срок 140 часов. Наказание отбыто. Условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского района Тюменской области от Дата обезличена года сохранено и исполнялось самостоятельно. Рассматриваемое преступление совершил в период испытательного срока.

Также суд, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 43 УК РФ учитывает, что наказание применяется в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

По месту жительства и за период испытательного срока подсудимый характеризуется удовлетворительно. Женат. Имеет на иждивении малолетнего ребенка. К административной ответственности Саранчин не привлекался, на учете у врача психиатра- нарколога не состоит л.д.149-151,153,154,156,164-169,171).

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого, на основании п.Г,И ст.63 УК РФ, судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что исправление Саранчина А.А. без изоляции от общества невозможно, в соответствие с ст.70 УК РФ. Оснований для назначения дополнительного наказания в виде ограничения свободы суд не усматривает.

Гражданский иск не заявлен.

Вещественное доказательство, наволочка, в соответствии с ч.3 ст. 81 УПК РФ, как предмет, не представляющий ценности и никем не истребованный, подлежит уничтожению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.296-299,302-304,307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Саранчина Александра Анатольевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 8 (восемь) лет, без ограничения свободы.

В соответствие с ч.1 ст.112 УК РФ отменить.

В соответствие со ч.1 ст.112 УК РФ, и окончательно определить Саранчину А.А. наказание в виде лишения свободы на срок 8 (восемь) лет 6 (шесть) месяцев, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Саранчину А.А. исчислять с 27 апреля 2011 года. Зачесть Саранчину А.А. в срок наказания время нахождения его под стражей до судебного разбирательства с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Меру пресечения Саранчину А.А. заключение под стражу оставить прежней до вступления приговора суда в законную силу.

Вещественное доказательство наволочку уничтожить.

Приговор может быть обжалован и на него может быть внесено представление в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Тюменского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Саранчиным А.А. в тот же срок с момента вручения копии приговора, путем подачи кассационной жалобы, представления через Бердюжский районный суд Тюменской области.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный и другие участники уголовного дела вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Осужденный вправе в течение 10 суток со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы, заявлять ходатайство о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Если осужденный ходатайствует об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также поручает осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствует перед судом о назначении защитника, то об этом он указывает в кассационной жалобе.

Приговор изготовлен судьей в совещательной комнате в печатном виде с использованием технического средства- принтера «HP LaserJet 1018»

Судья Журавлева Е.Н.