Дело №2-99/2010



Дело № 2-99/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Бердюжье 21 сентября 2010 годаБердюжский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Заветских Н.А.,

с участием заместителя прокурора Бердюжского района Тюменской области Дудкиной О.И.,

при секретаре Ирцовой М.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-99/2010 года по заявлению Б о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение Бердюжского муниципального района Тюменской области № 34 от 08.09.2010 г., о возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатному округу № 2 Зарословского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Б обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 34 от 08.09.2010 г., которым ему было отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Думы Зарословского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 2. Также просит суд возложить обязанность на избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Зарословского сельского поселения, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2.

В обоснование своих требований указал, что основанием отказа в регистрации его кандидатом в депутаты Думы Зарословского сельского поселения явилось то обстоятельство, что при проверке подписных листов избирательной комиссией было установлено, что подписи избирателей были внесены в подписной лист до дня, следующего за днем подачи заявления о согласии баллотироваться. С учетом этого обстоятельства и со ссылкой на п.п. «а» п. 8 ст. 41 подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем заверения уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, признаны комиссией недействительными. Заявитель с таким толкованием закона не согласен. Полагает, что если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, письменно не известила его о выявленных недостатках в представленных им документах о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением закона, в чем состоит данное нарушение, поэтому избирательная комиссия не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п.п. 1.1, «в1, в2», п.п. «б1 б2» п. 25, п.п. «з, и» п. 26 ст. 38 Федерального закона. Письменное извещение из избирательной комиссии он не получал. О том, что подписной лист оформлен с нарушениями закона, его известили по телефону.

В судебном заседании Б и его представитель Я., действующий по доверенности от 22 октября 2009 г., поддержали заявленные Бахчивановым В.В. требования по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что избирательная комиссия устранилась от исполнения своих обязанностей по даче информации о порядке сбора подписей избирателей и оформлению подписных листов.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение Бердюжского муниципального района (далее - избирательная комиссия) Т., действующая на основании решения избирательной комиссии Зарословского сельского поселения № 1 от 15 января 2009 г.л.д. 41), с доводами заявления не согласилась. Пояснила суду, что 30 августа 2010 г., в 17 часов 30 минут, Б. предоставил в избирательную комиссию муниципального образования Зарословское сельское поселение документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 2 Думы Зарословского сельского поселения в порядке самовыдвижения, в том числе заявление о согласии баллотироваться, копию паспорта, копию документа, подтверждающего сведения об образовании, копию документа, подтверждающего сведения о месте работы, подписной лист на 1 листе. В соответствии с действующим законодательством, выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы. При этом, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверении списка кандидатов. При проверке подписных листов, представленных Б., было установлено, что подписи избирателей вносились в подписной лист до дня, следующего за днем подачи заявления о согласии баллотироваться. Согласно итогового протокола по проверке подписных листов в поддержку кандидата в депутата Думы Зарословского сельского поселения Б. по избирательному округу № 2, утвержденного решением избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение от 02.09.2010 г. № 32, и в соответствии с п.п «а» п. 8 ст. 41 Избирательного кодекса Тюменской области, данные подписи были признаны недействительными. Кроме того, согласно п. 3.1 статьи 38 Избирательного кодекса Тюменской области, кандидат обязан составить список лиц, осуществляющих сбор подписей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей. Данные документы должны быть предоставлены в избирательную комиссию вместе с подписными листами. Но Б. не представил данные документы. В связи с изложенным, решением избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 34 от 08.09.2010 г. ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 2 Думы Зарословского сельского поселения.

Представитель заинтересованного лица Бердюжской территориальной избирательной комиссии Р действующий на основании удостоверения № 4/1 от 23 ноября 2006 г., с доводами заявления не согласился по основаниям, указанным представителем Избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение Бердюжского муниципального района Т В судебном заседании дополнил, что законом предусмотрена возможность замены любых документов, предоставленных кандидатом, кроме подписных листов. Также предусмотрено, что кандидат обязан предоставить в избирательную комиссию вместе с подписными листами нотариально удостоверенный список лиц, осуществляющих сбор подписей, и нотариально удостоверенные подписи этих лиц. Не предоставление этих документов является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав представленные в суд доказательства, заслушав заключение заместителя прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявления, поскольку Б. не были представлены список лиц, осуществляющих сбор подписей, нотариально заверенные сведения о данных лицах и их подписи, а замена подписных листов не предусмотрена законом, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, заявленных Б

Установлено, что 08.09.2010 г. Избирательная комиссия муниципального образования Зарословское сельское поселение приняла решение № 34, которым Б отказано в регистрации его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 2 Думы Зарословского сельского поселениял.д. 15-16). Основаниями для отказа в регистрации кандидата послужило отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, подписного листа, списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверенных сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей.

Согласно п. 1 ст. 37.1 Закона Тюменской области от 03.06.2003 N 139 (ред. от 07.07.2010) "Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области" (далее - Избирательный кодекс Тюменской области), выдвижение кандидата, списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 или 3 настоящей статьи.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 38 Избирательного кодекса Тюменской области, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.

При этом, согласно п. 2 ст. 33 Избирательного кодекса Тюменской области, соответствующая Избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), о том, что кандидат является депутатом, а также о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (п.п. 2, 3 ст. 33 Избирательного кодекса Тюменской области).

Согласно п.п. «а» п. 8 ст. 41 Избирательного кодекса Тюменской области, на выборах в органы местного самоуправления подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем заверения копии списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией или уведомления соответствующей избирательной комиссией о выдвижении кандидата, считаются недействительными.

Как следует из Подтверждения о приеме документовл.д. 17), 30.08.2010 г., в 17 час. 30 мин., Б. представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться на одном листе, копию паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, на одном листе, копию документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании на одном листе, копию документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности на одном листе, и подписной лист на 1 листе. Данное обстоятельство не оспаривалось заявителем в судебном заседании.

Из подписного листа, предоставленного Б в избирательную комиссиюл.д. 12), следует, что избиратели вносили свои подписи в данный лист 22, 24 и 30 августа 2010 года, то есть за несколько дней и в день подачи Б. заявления в избирательную комиссию о своем согласии баллотироваться с приложенными к нему документами.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ст. 33, абз. 2 п. 1 ст. 38 и под. «а» п. 8 ст. 41 Избирательного кодекса Тюменской области, суд находит обоснованным вывод избирательной комиссии о том, что все подписи избирателей, внесенные в подписной лист, представленный Б в избирательную комиссию 30.08.2010 г., являются недействительными.

Суд также учитывает, что при составлении указанного подписного листа были нарушены и другие требования законодательства о выборах.

В силу п. 7 ст. 38 Избирательного кодекса Тюменской области, при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному либо единому избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Подписной лист, представленный Б в избирательную комиссию 30.08.2010 г., был удостоверен лицом, собиравшим подписи и самим Б 22 августа 2010 г., в то время как сбор подписей продолжался 24 и 30 августа 2010 года. Соответственно, подписи избирателей, внесенные в подписной лист 24 и 30 августа 2010 года, не могут считаться заверенными.

Также в подписном листе данные о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны им не собственноручно, а напечатаны машинописным способом, что также является нарушением закона.

Согласно п. 3.1. ст. 38 Избирательного кодекса Тюменской области, кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей по единому и одномандатному избирательным округам, а также нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц представляются соответственно в избирательную комиссию, организующую выборы, либо окружную избирательную комиссию вместе с подписными листами.

Соответственно, требование избирательной комиссии, о необходимости предоставления Б указанных документов, являются законными и обоснованными.

Указанные документы не были предоставлены Б в избирательную комиссию, что не оспаривалось заявителем в судебном заседании.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Согласно п. 24 ст. 38 указанного Федерального Закона основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п. «в») и отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п. «д»).

Доводы заявителя о том, что положения п. 1.1 ст. 42 Избирательного кодекса Тюменской области и пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» позволяют ему заменить представленные в избирательную комиссию не надлежаще оформленные подписные листы на надлежащие, основан на ошибочном толковании заявителем указанной нормы.

В соответствии п. 1.1 ст. 42 Избирательного кодекса Тюменской области, которая аналогична пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Из приведенной нормы следует, что уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы. Законом не предусмотрена возможность дополнительного предоставления недостающих документов (в данном случае - списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, и нотариально заверенные сведения о данных лицах и их нотариально заверенные подписи). Более того, законом прямо предусмотрено, что все документы предоставляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть в данной ситуации до 30 августа 2010 г. до 18 час. 00 мин (п. 5 ст. 40 Избирательного кодекса Тюменской области).

Из п. 1.1 ст. 42 Избирательного кодекса Тюменской области также следует, что уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, а на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, на замену таких подписных листов законом установлен запрет.

При таких обстоятельствах, учитывая, что законодатель не допускает замену подписных листов, после представления их на регистрацию в избирательную комиссию, решение избирательной комиссии об отказе Бахчиванову в замене подписных листов, требованиям избирательного законодательства не противоречит.

Указанный вывод согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 года № 2003/1272-4, утвердившем разъяснения о порядке применения пункта1.1. подпунктов «в.1», «в.2», пункта 24, подпунктов « б.1», «б.2», пункта 25, подпунктов «з» и «и» пункта 26 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ». Согласно подпункту 2 пункта 2 данных Разъяснений, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона кандидат, в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных им документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе исправить недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом, для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.

При указанных обстоятельствах, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Б кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатному округу № 2 Думы Зарословского сельского поселения, является законным. Оснований для отмены данного решения судом не выявлено. По этим основаниям требования Бахчиванова В.В. об отмене решения № 34 и о возложении обязанности на избирательную комиссию по регистрации его кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования Зарословское сельское поселение не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Бахчиванова Валерия Валерьяновича об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 34 от 08.09.2010 г. и о возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать Бахчиванова Валерия Валерьяновича по одномандатному избирательному округу № 2 кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования Зарословское сельское поселение, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Бердюжский районный суд в течение 5 дней со дня вынесения решения.

Судья: Заветских Н.А.