Дело №2-78/2011



№ 2-78/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Бердюжье 27 июля 2011 года Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:

судьи Бердюжского районного суда Тюменской области Заветских Н.А.,

с участием заместителя прокурора Бердюжского района Тюменской области Ануфриева А.М.,

при секретаре Ирцовой М.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-78/2011 г. по исковому заявлению прокурора Бердюжского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области о возложении обязанностей выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бердюжского района Тюменской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Бердюжского сельского поселения о возложении обязанностей на администрацию Бердюжского сельского поселения Бердюжского муниципального района Тюменской области: установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах с. Бердюжье, д. Гагарино, д. Глубокое и д. Чесноки; обеспечить в населенном пункте д. Гагарино водонапорную башню устройством для забора воды пожарными автомобилями и обеспечить свободный проезд с двух сторон; устроить в д. Гагарино и д. Глубокое у озер подъезды с твердым покрытием, размерами не менее 12 и 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обеспечить с. Бердюжье прицепной, д. Гагарино, д, Глубокое и д. Чесноки в целях пожаротушения переносными пожарными мотопомпами, - мотивируя тем, что с Дата обезличена года сотрудниками ОНД по Бердюжскому муниципальному району МОНД Номер обезличен УНД ГУ МЧС России по Тюменской области в отношении администрации Бердюжского сельского поселения Бердюжского муниципального района проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства, а именно:

- в нарушение п. 94 Правил пожарной безопасности 01-03 населенные пункты д. Гагарино, д. Глубокое не обеспечены наружным противопожарным водоемом, приспособленным для забора воды пожарными автомобилями, в том числе не устроены подъезды с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в нарушение п. 31 Правил пожарной безопасности 01-03 в населенных пунктах с количеством усадеб не более 300 в д. Гагарино, д. Глубокое, д. Чесноки в целях пожаротушения не приобретены переносные пожарные мотопомпы, в ... - прицепная мотопомпа;

- в нарушение п. 114 Правил пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов ..., д. Гагарино, д. Глубокое и д. Чесноки не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- в нарушение п. 95 Правил пожарной безопасности водонапорная башня в д. Гагарино не оборудована устройством для забора воды пожарными автомобилями и не обеспечена свободным проездом с двух сторон.

По указанным фактам в адрес администрации Бердюжского сельского поселения ОНД по Бердюжскому муниципальному району МОНД Номер обезличен УНД ГУ МЧС России по ... Дата обезличена года выносилось предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проверки указанного предписания установлено, что мер к устранению всех выявленных нарушений не предпринято, полагает, что администрацией Бердюжского сельского поселения Бердюжского муниципального района не выполняются требования Федерального законодательства в области пожарной безопасности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья, закрепленных в Конституции Российской Федерации л.д. 7-9).

В предварительном судебном заседании по ходатайству заместителя прокурора судом была произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Бердюжского сельского поселения, на надлежащего - администрации Бердюжского муниципального района ... л.д. 80-81).

В судебном заседании заместитель прокурора ... ... Ануфриев А.М. уточнил заявленные требования: в части обеспечения водонапорной башни д. Гагарино устройством для забора воды пожарными автомобилями от иска отказался, в части устройства пирсов у озер д. Гагарино и д. Глубокое уточнил название озер «Пастухово» и «Глубокое». Пояснил, что по оборудованию пирсов он не может конкретизировать место их расположения, поскольку не обладает специальными познаниями, не может уточнить, какие объекты находятся в радиусе 200 метров от естественного водоема.

Представитель ответчика администрации Бердюжского муниципального района Матвеева Е.С., действующая на основании доверенности от Дата обезличена года л.д.70), с требованиями прокурора в части установки средств звуковой сигнализации, обеспечения ... прицепной, д. Гагарино, д. Глубокое и д. Чесноки в целях пожаротушения переносными пожарными мотопомпами согласилась, пояснила что, в настоящее время начальнику МЧС России по ... направлено письмо о выделении денежных средств, для установки сигнализации, поскольку перечнем мероприятий, предусмотренных целевой программой «Основные направления развития гражданской обороны, защита населения и территории Бердюжского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2011-2013 годы» предусмотрено техническое обслуживание установок звукового оповещения, в то время как оснащение территории района установками звукового оповещения не предусмотрено. По вопросу обеспечения населенных пунктов переносными и прицепными пожарными мотопомпами пояснила, что Дата обезличена года состоится заседание Думы, на котором будет решен вопрос о внесении изменений в бюджет, после этого незамедлительно будут направлены финансовые средства для покупки мотопомп для населенных пунктов. Просит отсрочить исполнение решения суда на два месяца.

С требованием об обязанности устроить в д. Гагарино и д. Глубокое у озер « Пастухово» и «Глубокое» подъезды с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, не согласна, полагает необходимым отказать в удовлетворении указанных требований, поскольку не указано место расположения пирсов, не определены объекты, находящиеся в радиусе 200 метров от естественного водоема.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика -администрации Бердюжского сельского поселения Прокопьев В.Р., действующий на основании доверенности от Дата обезличена года л.д.75), пояснил суду, что Дата обезличена года в адрес администрации Бердюжского сельского поселения было вынесено второе предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности и им представлен новый срок для исполнения до Дата обезличена года л.д. 66-68). Кроме того, в случае удовлетворения заявленных требований, по обустройству пирса, решение суда в этой части невозможно будет исполнить, поскольку в требованиях не конкретизировано место расположения пирсов. Просил в этой части иск прокурора оставить без удовлетворения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив в совокупности доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 3 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ установлено, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности:

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе:

- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

В соответствии с п. 9 ст. 14 ФЗ, п. 4 ст. 15 от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и пунктами 12, 13 соглашения Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного между главой администрации Бердюжского сельского поселения и главой администрации Бердюжского муниципального района, органами местного самоуправления сельского поселения передана часть полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления муниципального района, в том числе организация и осуществлением мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения л.д. 62-65).

Соответственно, обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности лежит на администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области, что не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчика и третьего лица.

Как следует из п. 114 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС от Дата обезличена года Номер обезличен (ППБ 01-03), на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Согласно п. 95 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Согласно п. 31 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), сельские населенные пункты, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Как следует из акта проверки Номер обезличен от Дата обезличена года, проведенной начальником ОНД по Бердюжскому муниципальному району МОНД № 5 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области Куклиным А.Ю., администрацией Бердюжского сельского поселения не выполнены мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, ранее предложенные предписанием от Дата обезличена года Номер обезличен, а именно:

- обеспечить населенные пункты д. Гагарино, д. Глубокое источниками наружного противопожарного водоснабжения, в том числе оборудовать пожарные пирсы с подъездными путями для 2-х пожарных автомобилей с площадкой для разворота, размером 12 на 12 метров с твердым покрытием дорог;

- установить на территориях населенных пунктов средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, а также определить порядок вызова пожарной охраны;

- приобрести для ликвидации очагов пожаров пожарную мотопомпу: в ... прицепную, в д. Гагарино, д. Глубокое, д. Чесноки переносные и обеспечить доставку мотопомп к месту пожара (загорания).

Допрошенный в качестве свидетеля начальник ОНД по Бердюжскому муниципальному району МОНД Номер обезличен УНД ГУ МСЧ России по Тюменской области Куклин А.Ю. пояснил суду, что в их обязанности входит выявление и предотвращение пожарных ситуаций, поэтому в целях противопожарной безопасности в 2011 году были проведены проверки, в ходе которых были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выданы предписания, ряд нарушений по предписаниям были устранены. Однако, некоторые нарушения остаются до настоящее времени не устранёнными. В отношении администрации Бердюжского сельского поселения было вынесено второе предписание от Дата обезличена года, согласно которому для устранения нарушений требований пожарной безопасности был установлен срок до Дата обезличена года, полагает, что несмотря на то что, увеличен срок исполнения требований, данные нарушения необходимо устранять.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Бердюжского муниципального района Тюменской области обязанностей по установке средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах с. Бердюжье, д. Гагарино, д. Глубокое и д. Чесноки, и обеспечению с. Бердюжье прицепной, а д. Гагарино, д. Глубокое и д. Чесноки - переносными пожарными мотопомпами, поскольку выполнение указанных мероприятий является обеспечением первичных мер пожарной безопасности и относится к вопросам местного значения муниципального района.

Суд отклоняет доводы представителя третьего лица, на стороне ответчика, администрации Бердюжского сельского поселения Прокопьева В.Р. о том, что согласно предписанию от Дата обезличена года нал.д. 66-68 у сельской администрации есть время для устранения выявленных нарушений до Дата обезличена года, поскольку исковые требования предъявлены к администрации Бердюжского муниципального района, которая является надлежащим ответчиком по делу и согласна с иском в части указанных требований. Срок устранения выявленных нарушений, установленный должностным лицом, является обязательным для органа местного самоуправления, но не имеет юридического значения для суда.

При этом, с учетом мер принятых ответчиком для устранения допущенных нарушений, суд считает целесообразным установить срок для исполнения ответчиком вышеуказанных обязанностей в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В отношении обустройства двух площадок с твердым покрытием в д. Гагарино и д. Глубокое у озер «Пастухово» и «Глубокое», соответственно, размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных исковых требований, поскольку прокурором не представлено доказательств необходимости возведения площадок, не обозначены объекты, которые бы находились в радиусе 200 метров от них, не конкретизировано место для их обустройства. В судебном заседании заместителем прокурора данные требования не конкретизированы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора частично.

Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ, Федеральным законом РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от Дата обезличена г Номер обезличенФЗ, Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от Дата обезличена года Номер обезличен - ФЗ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Бердюжского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области о возложении обязанностей выполнить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать администрацию Бердюжского муниципального района Тюменской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах с. Бердюжье Бердюжского района Тюменской области, д. Гагарино Бердюжского района Тюменской области, д. Глубокое Бердюжского района Тюменской области и д. Чесноки Бердюжского района Тюменской области.

Обязать администрацию Бердюжского муниципального района Тюменской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в целях пожаротушения с. Бердюжье Бердюжского района Тюменской области прицепной, д. Гагарино Бердюжского района Тюменской области, д. Глубокое Бердюжского района Тюменской области и д. Чесноки Бердюжского района Тюменской области переносными пожарными мотопомпами.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Бердюжский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения.

Судья Заветских Н.А.