Дело №2-58/2010



№ 2-58/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Бердюжье 25 июня 2010 года

Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Заветских Н.А.,

с участием заместителя прокурора Бердюжского района Ануфриева А.М.,

при секретаре Ирцовой М.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-58/2010 года по заявлению прокурора Бердюжского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Полозаозерского сельского поселения, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бердюжского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие администрации. .. сельского поселения Бердюжского района Тюменской области в части непринятия мер по организации проведения обваловки свалок, буртовки твердых бытовых отходов и установлению информационных щитов на свалках, расположенных на территории. .. сельского поселения и обязать ответчика организовать проведение обваловки свалок, буртовку твердых бытовых отходов и установление информационных щитов на свалках: площадью 1 га. с северной стороны села за складом сена. .. на расстоянии 200 метров, от озера «Большое Красное 350 метров; площадью 1 га, с северной стороны деревни. .. на расстоянии 500 метров, до ближайшего озера «Баухино» 500 м.

Требования мотивированы тем, что совместная проверка прокуратурой и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в. .. соблюдения природоохранного законодательства показала результаты бездействия администрации Полозаозерского сельского поселения. ... .., к ведению которой относятся вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, а именно: в. .. и. .., территории свалок не соответствуют требованиям п. 4.4. СанПин 2.1.7. 1322 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживаю отходов производства и потребления», не принимаются меры по проведению обваловки свалок, не установлены информационные щиты, не производится буртовка твердых бытовых отходов на свалках, расположенных на территории. .. сельского поселения, что представляет угрозу безопасности для здоровья населения и среды обитания.

В судебном заседании заместитель прокурора А заявленные требования поддержал. Полагает, что в результате бездействия ответчика по приведению свалок в соответствии с санитарными правилами нарушается право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека. Права человека обеспечиваются выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. Настаивал обязать администрацию. .. сельского поселения привести данные свалки в соответствие с санитарными правилами.

Представитель ответчика администрации. .. сельского поселения К, обоснованность обращения прокурора в суд не оспаривал, связывает их бездействие с отсутствием необходимых денежных средств. Пояснил суду, что в 2001 году места для свалок в. .. и. .. были согласованы с администрацией Бердюжского района, были составлены акты, согласно которым выделены земельные участки под размещение участка для хранения бытовых отходов вышеуказанных населенных пунктов. С тех пор на указанных местах население и организации складируют бытовые отходы. Буртовка свалок дорого обходится для их сельского поселения, у них имеются финансовые затруднения, в текущем году выделено на содержание свалок 85000 рублей, у них их две, денег не хватает на организацию указанной работы, специальная техника для буртования стоит 1500 рублей в час, в настоящее время они начали работу, проводят буртовку, установили аншлаги.

Выслушав стороны, представителя третьего лица на стороне ответчика администрации Бердюжского муниципального района Н, пояснившего суду, что в настоящее время готовится программа по наведению порядка в районе по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ, готовится документация, проектируются полигоны, изучив материалы дела, оценив в совокупности доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле судом установлено.

На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ, актом выбора местности под сельские свалки от Дата обезличена года, для хранения бытовых отходов села Полозаозерья - на землях Полозаозерского муниципального образования, определены границы земельных участков и закреплены под размещение свалок площадью 1 га. с северной стороны села за складом сена. .. на расстоянии 200 метров, от озера «Большое Красное 350 метров; площадью 1 га, с северной стороны деревни Кутырево на расстоянии 500 метров, до ближайшего озера «Баухино»л.д. 23-24).

Согласно Устава муниципального образования Полозаозерское сельское поселение оно является муниципальным образованием, границы которого установлены Законом Тюменской областил.д.40-55).

Из ч. 1 ст. 6 устава Полозаозерского сельского поселения следует, что органы местного самоуправления сельского поселения осуществляют полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст. 14 Федерального Закона от 06. 10. 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из данных протокола Номер обезличен от Дата обезличена года Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, при осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий, в ходе проведенной специалистом управления Роспотребнадзора по. .. отдела защиты прав потребителей совместной с заместителем прокурора Бердюжского района А проверки, установлено: нарушение п.4.21 СаНПиН 2.Дата обезличена.22 ««Гигиенические требования к размещению и обеззараживаю отходов производства и потребления», что территория свалок не обвалована; свалки не ухожены, мусор буртуется не регулярно, чем нарушено п. 4.4. СанПин 2.Дата обезличена «Гигиенические требования к размещению и обеззараживаю отходов производства и потребления»; информационные щиты не установлены, что является нарушением п.3.4 2.1.7. 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБл.д.10-11,19-20.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 7 того же закона к вопросам местного значения городских и сельских поселений относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ст.8 того же закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, администрация. .. сельского поселения, как орган местного самоуправления, призвана и полномочна в соответствии с законодательством РФ, решать весь круг вопросов по охране окружающей среды, в том числе круг вопросов по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.

Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п.2 ст.51 того же закона, сброс отходов на почву запрещается.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Из справки о результатах совместной проверки свалок ТБО. .. нл.д. 10-11 следует, что на выбранные земельные участки под размещение свалок отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии выбранных участков для устройства полигонов ТБО, территории не обвалованы, не установлены информационные щиты, территории свалок не ухожены, твердые бытовые отходы не буртованы, не обеспечена уборка территорий санитарно-защитной зоны и прилегающей земли к подъездной дороги.

Доказательств тому обстоятельству, что ответчиком принимались меры по надлежащему исполнению своих функций, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов в части организации надлежащих мест и условий сбора, хранения ТБО, суду не представлено. Ответчик не отрицает того обстоятельства, что свалки образованы в результате вывоза твердых бытовых отходов с территории. .. и. .., при этом размещены они на территории муниципального образования. .. поселение.

Объективно в судебном заседании установлено, что несанкционированные свалки, на территории Полозаозерского сельского поселения существуют с 2001 года. С введения в действие Федерального закона Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «Об охране окружающей среды» складирование отходов на почву запрещено. Вывоз отходов, несмотря на это, продолжал производиться на поверхность земельного участка, который, в соответствии с требованиями закона к полигонам отходов производства и потребления, не оборудован и складирование твердых бытовых отходов осуществлялось без изоляции уплотнительным слоем, а путем простого буртования в кучи. Таким образом, администрации Полозаозерского сельского поселения в период с 2002 года бездействовала, не предпринимая мер к обваловке свалок, установлению информационных щитов, проведению буртовки твердых бытовых отходов на свалках.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика об отсутствии финансовой возможности по реализации требований истца, поскольку органы местного самоуправления поселений муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпукт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9,139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При изложенной ситуации суд считает, что отсутствие в бюджете Полозаозерского муниципального образования денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов, утилизацию и переработку бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федероации и ст. 11 Федерального закона от Дата обезличена года № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом и на защиту прав жителей Полозаозерского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретало особое общественное значение.

Таким образом, суд пришел к выводу, что заявление прокурора Бердюжского района в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконными бездействие администрации Полозаозерского сельского поселения Бердюжского муниципального района Тюменской области необходимо удовлетворить: признать незаконным бездействие администрации Полозаозерского сельского поселения и принять меры к устранению нарушений природоохранного законодательства: принять меры к проведению обваловки свалок, установить информационные щиты, произвести буртовку твердых бытовых отходов на свалках.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенных требований.

В связи с тем, что истцом по настоящему гражданскому делу является круг физических лиц, которых невозможно индивидуализировать, что характеризует заявленные требования как неимущественные, суд приходит к выводу, что размер государственной пошлины определен в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ и составляет 200 рублей.

Таким образом, с учетом изложенного, суд считает возможным взыскать государственную пошлину с администрации Полозаозерского сельского поселения Бердюжского муниципального района в указанном размере.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Бердюжского района Тюменской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации. .. сельского поселения Бердюжского муниципального района Тюменской области в части непринятия мер к проведению обваловки свалок, буртовки твердых бытовых отходов, установки информационных щитов на свалках, расположенных на территории Полозаозерского сельского поселения.

Обязать администрацию Полозаозерского сельского поселения Бердюжского района Тюменской области привести территорию свалок расположенных: на территории Полозаозерского сельского поселения площадью 1 га. с северной стороны села за складом сена. .. на расстоянии 200 метров, от озера «Большое Красное 350 метров; площадью 1 га, с северной стороны деревни. .. на расстоянии 500 метров, до ближайшего озера «Баухино» 500 м., в соответствие с санитарными правилами: провести обваловку свалок, буртовку твердых бытовых отходов, установить информационные щиты на свалках.

Взыскать с администрации Полозаозерского сельского поселения госпошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Получатель платежа УФК по. ... Межрайонная ИФНС России № 11 по Тюменской области. р/с Номер обезличен в ГРКЦ ГУ Банка России по. ..,. .., БИК Номер обезличен ИНН Номер обезличен КПП Номер обезличен. Код бюджетной классификации Номер обезличен, ОКАТО Номер обезличен

Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Тюменского областного суда в течение 10 дней со дня его объявления путем подачи жалобы через Бердюжский районный суд Тюменской области.

Судья Заветских Н.А.