Дело № 2-100/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Бердюжье 21 сентября 2010 годаБердюжский районный суд Тюменской области в составе:председательствующего судьи Заветских Н.А., при секретаре Ирцовой М.Я., с участием заместителя прокурора Бердюжского района Тюменской области Дудкиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-100/2010 года по заявлению Яковлева Сергея Михайловича об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 35 от 08.09.2010 г., о возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать Яковлева С.М. кандидатом в депутаты Думы Зарословского сельского поселения, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 3, УСТАНОВИЛ: Яковлев С.М. обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 35 от 08.09.2010 г., которым ему было отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Думы Зарословского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 3. Также просит суд возложить обязанность на избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Зарословского сельского поселения, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 3. В обоснование своих требований указал, что основанием отказа в регистрации его кандидатом в депутаты Думы Зарословского сельского поселения явилось то обстоятельство, что при проверке подписных листов избирательной комиссией было установлено, что подписи избирателей были внесены в подписной лист до дня, следующего за днем подачи заявления о согласии баллотироваться. С учетом этого обстоятельства и со ссылкой на п.п. «а» п. 8 ст. 41 подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем заверения уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, признаны комиссией недействительными. Заявитель с таким толкованием закона не согласен. Полагает, что в силу п. 1.1 ст. 42 Избирательного кодекса Тюменской области избирательная комиссия, не позднее чем за три дня до дня своего заседания, обязана была уведомить его о несоблюдении требований закона к оформлению документов, и что он имел право заменить подписные листы, представленные в избирательную комиссию. Письменное извещение из избирательной комиссии он не получал, соответственно не знал о том, что допустил нарушение. А когда его уведомили по телефону о том, что подписные листы оформлены неправильно, он сразу оформил другой подписной лист и сдал его за 4 дня до начала заседания. Однако ему отказали в приеме указанно листа. Полагает, что при указанных обстоятельствах избирательная комиссия не имела права отказать в регистрации его кандидатом. Также указал, что не согласен с доводами избирательной комиссии о том, что он не составил список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, и не удостоверил нотариально сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей. Полагает эти доводы незаконными. В судебном заседании заявитель Яковлев С.М. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что избирательная комиссия устранилась от исполнения своих обязанностей по даче информации о порядке сбора подписей избирателей и оформлению подписных листов. Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение Бердюжского муниципального района (далее - избирательная комиссия) ФИО6., действующая на основании решения избирательной комиссии Зарословского сельского поселения № 1 от 15 января 2009 г.л.д. 41), с доводами заявления не согласилась. Пояснила, что 30 августа 2010 г. в 17 часов 40 минут Яковлев С.М. предоставил в избирательную комиссию муниципального образования Зарословское сельское поселение документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 3 Думы Зарословского сельского поселения в порядке самовыдвижения, в том числе заявление о согласии баллотироваться, копию паспорта, копию документа, подтверждающего сведения об образовании, копию документа, подтверждающего сведения о месте работы, подписной лист на 1 листе. В соответствии с действующим законодательством, выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы. При этом, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверении списка кандидатов. При проверке подписных листов, представленных Яковлевым С.М., было установлено, что подписи избирателей вносились в подписной лист до дня, следующего за днем подачи заявления о согласии баллотироваться. Согласно итогового протокола по проверке подписных листов в поддержку кандидата в депутата Думы Зарословского сельского поселения Яковлева С.М. по избирательному округу № 3, утвержденного решением избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение от 02.09.2010 г. № 33, и в соответствии с пп «а» п. 8 ст. 41 Избирательного кодекса Тюменской области, данные подписи были признаны недействительными. Кроме того, согласно п. 3.1 статьи 38 Избирательного кодекса Тюменской области, кандидат обязан составить список лиц, осуществляющих сбор подписей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей, и подписи этих лиц. Данный нотариально удостоверенный список и нотариально удостоверенные подписи должны быть предоставлены в избирательную комиссию вместе с подписными листами. Данные документы Яковлевым С.М. представлены не были. В связи с изложенным, решением избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 35 от 08.09.2010 г. ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 3 Думы Зарословского сельского поселения. Представитель заинтересованного лица Бердюжской территориальной избирательной комиссии ФИО7., действующий на основании удостоверения № 4/1 от 23 ноября 2006 г., с доводами заявления не согласился по основаниям, указанным представителем Избирательной комиссии муниципального района ФИО8 В судебном заседании дополнил, что законом предусмотрена возможность замены любых документов, предоставленных кандидатом, кроме подписных листов. Также предусмотрено, что кандидат обязан предоставить в избирательную комиссию вместе с подписными листами нотариально удостоверенный список лиц, осуществляющих сбор подписей, и нотариально удостоверенные подписи этих лиц. Не предоставление этих документов является основанием для отказа в регистрации кандидата. Заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав представленные в суд доказательства, заслушав заключение заместителя прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, поскольку Яковлевым С.М. не были представлены список лиц, осуществляющих сбор подписей, нотариально заверенные сведения о данных лицах и их подписи, а замена подписных листов не предусмотрена законом, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, заявленных Яковлевым С.М. Установлено, что 08.09.2010 г. Избирательная комиссия муниципального образования Зарословское сельское поселение приняла решение № 35, которым отказала Яковлеву С.М. в регистрации его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 3 Думы Зарословского сельского поселениял.д. 15-16). Основаниями для отказа в регистрации кандидата послужило отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, подписного листа, списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверенных сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей. Согласно п. 1 ст. 37.1 Закона Тюменской области от 03.06.2003 N 139 (ред. от 07.07.2010) "Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области" (далее - Избирательный кодекс Тюменской области), выдвижение кандидата, списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 или 3 настоящей статьи. В силу абз. 2 п. 1 ст. 38 Избирательного кодекса Тюменской области, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов. При этом, согласно п. 2 ст. 33 Избирательного кодекса Тюменской области, соответствующая Избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), о том, что кандидат является депутатом, а также о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (п.п. 2, 3 ст. 33 Избирательного кодекса Тюменской области). Согласно пп. «а» п. 8 ст. 41 Избирательного кодекса Тюменской области, на выборах в органы местного самоуправления подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем заверения копии списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией или уведомления соответствующей избирательной комиссией о выдвижении кандидата, считаются недействительными. Как следует из Подтверждения о приеме документов Яковлев С.М. 30.08.2010 г. в 17 час. 40 мин. представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться на одном листе, копию паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, на одном листе, копию документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании на одном листе, копию документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности на одном листе, и подписной лист на 1 листе. Данное обстоятельство не оспаривалось заявителем в судебном заседаниил.д. 9). Из подписного листа, предоставленного Яковлевым С.М. в избирательную комиссиюл.д. 10), следует, что избиратели вносили свои подписи в данный лист 20 и 21 августа 2010 года, то есть за несколько дней до дня подачи Яковлевым С.М. заявления в избирательную комиссию о своем согласии баллотироваться с приложенными к нему документами. При указанных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ст. 33, абз. 2 п. 1 ст. 38 и пп. «а» п. 8 ст. 41 Избирательного кодекса Тюменской области, суд находит обоснованным вывод избирательной комиссии о том, что все подписи избирателей, внесенные в подписной лист, представленный Яковлевым С.М. в избирательную комиссию 30.08.2010 г., являются недействительными. Суд также учитывает, что при составлении указанного подписного листа были нарушены и другие требования законодательства о выборах. В силу п. 7 ст. 38 Избирательного кодекса Тюменской области, при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному либо единому избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. Подписной лист, представленный Яковлевым С.М. в избирательную комиссию 30.08.2010 г., был удостоверен лицом, собиравшим подписи и самим С.М. Яковлевым 20 августа 2010 г., в то время как сбор подписей продолжался и 21.08.2010 года. Соответственно, подписи избирателей, внесенные в подписной лист 21 августа 2010 года, не могут считаться заверенными. Также в подписном листе данные о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны им не собственноручно, а напечатаны машинописным способом, что также является нарушением закона. Согласно п. 3.1. ст. 38 Избирательного кодекса Тюменской области, кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей по единому и одномандатному избирательным округам, а также нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц представляются соответственно в избирательную комиссию, организующую выборы, либо окружную избирательную комиссию вместе с подписными листами. Соответственно, требование избирательной комиссии о необходимости предоставления Яковлевым С.М. указанных документов являются законными и обоснованными. Указанные документы не были предоставлены Яковлевым С.М. в избирательную комиссию, что не оспаривалось заявителем в судебном заседании. В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Согласно п. 24 ст. 38 указанного Федерального Закона основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п. «в») и отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п. «д»). Довод заявителя о том, что положения п. 1.1 ст. 42 Избирательного кодекса Тюменской области и пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» позволяют ему заменить представленные в избирательную комиссию не надлежаще оформленные подписные листы на надлежащие, основан на ошибочном толковании заявителем указанной нормы. В соответствии п. 1.1 ст. 42 Избирательного кодекса Тюменской области, которая аналогична пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Из приведенной нормы следует, что уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы. Законом не предусмотрена возможность дополнительного предоставления недостающих документов (в данном случае - списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, и нотариально заверенные сведения о данных лицах и их нотариально заверенные подписи). Более того, законом прямо предусмотрено, что все документы предоставляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть в данной ситуации до 30 августа 2010 г. до 18 час. 00 мин (п. 5 ст. 40 Избирательного кодекса Тюменской области). Из п. 1.1 ст. 42 Избирательного кодекса Тюменской области также следует, что уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, а на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, на замену таких подписных листов законом установлен запрет. При таких обстоятельствах, учитывая, что законодатель не допускает замену подписных листов, после представления их на регистрацию в избирательную комиссию, решение избирательной комиссии об отказе Яковлеву в замене подписных листов, требованиям избирательного законодательства не противоречит. Указанный вывод согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 года № 2003/1272-4, утвердившем разъяснения о порядке применения пункта1.1. подпунктов «в.1», «в.2», пункта 24, подпунктов « б.1», «б.2», пункта 25, подпунктов «з» и «и» пункта 26 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ». Согласно подпункту 2 пункта 2 данных Разъяснений, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона кандидат, в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных им документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе исправить недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом, для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона. При указанных обстоятельствах, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Яковлева С.М. кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатному округу № 3 Думы Зарословского сельского поселения, является законным. Оснований для отмены данного решения судом не выявлено. По этим основаниям требования Яковлева С.М. об отмене решения № 35 и о возложении обязанности на избирательную комиссию по регистрации его кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования Зарословское сельское поселение не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Яковлева Сергея Михайловича об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 35 от 08.09.2010 г. и о возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать Яковлева Сергея Михайловича по одномандатному избирательному округу № 3 кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования Зарословское сельское поселение, отказать полностью. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тюменский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Бердюжский районный суд в течение 5 дней со дня вынесения решения. Судья: Заветских Н.А. |