Решение от 26.08.2010г.Об оспаривании решения Совета Депутатов г.Бердска.



Дело № 2-909/2010

Поступило в суд 26 мая 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2010 г. г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Ачикалова С.В.,

при секретаре Кильчике А.А.,

с участием прокурора Стулиной О.Ж.,

представителей органа, решение которого оспаривается, Дорофеевой Н.А. и Железняк Н.А.,

представителя заинтересованного лица Асмодьярова Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Бердска Новосибирской области об оспаривании решения Совета депутатов г. Бердска Новосибирской области,

установил:

Прокурор г. Бердска Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 3 решения Совета депутатов второго созыва города Бердска от 19 ноября 2009 года № 600 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Бердска» незаконным, недействующим и не влекущим правовых последствий с момента издания, и о возложении на Совет депутатов города Бердска обязанности внести изменения в решение Совета депутатов второго созыва города Бердска от 19 ноября 2009 года № 600 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Бердска», исключив пункт 3 из данного решения.

Заявленные требования прокурор г. Бердска обосновывает тем, что пунктом 3 оспариваемого нормативного акта установлены нормативы потребления услуг населением на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов согласно приложению № 3, которые данным решением отнесены к коммунальным услугам. Данный пункт решения является незаконным и подлежит отмене, по тем основаниям, что услуга по утилизации твердых бытовых отходов не входит в закрытый перечень коммунальных услуг, определенных в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, а потому орган местного самоуправления на момент принятия данного решения законодательством Российской Федерации не был наделен правом устанавливать норматив на данную жилищную услугу коммунального комплекса, связанную с содержанием жилья.

Определением Бердского городского суда от 21 июня 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент по тарифам Новосибирской области л.д.33).

В судебном заседании прокурор г. Бердска поддержала заявление по указанным в нем основаниям.

Представители Совета депутатов г. Бердска заявление прокурора обоснованным не признали по тем основаниям, что заявление прокурора основывается на том, что ч.4 ст.154 ЖК РФ не содержит такого вида коммунальной услуги как «утилизация твёрдых бытовых отходов», в связи с чем, по мнению прокурора, Совет депутатов г.Бердска не имел права устанавливать норматив на такую услугу. Однако, в п.п. 1 п. 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» утилизация (захоронения) твердых бытовых отходов наряду с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод причислена к видам услуг, тарифы на которые подлежат регулированию в соответствии с названным законом. Действующие в настоящее время Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, также относят вывоз твёрдых бытовых отходов к услугам. В соответствии с разъяснением Минрегионразвития РФ от 03 октября 2008 года № 25080-СК/14, «утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги. Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов». Таким образом, вне зависимости от того, что утилизация твёрдых бытовых отходов не поименована в перечне коммунальных услуг, перечисленных в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, по сути, она является коммунальной услугой. Включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов расходы по их утилизации могут только при согласии потребителя. В ином случае утилизация твёрдых бытовых отходов может выделяться в системе расчета за квартирную плату и коммунальные услуги отдельной строкой. Поскольку в отдельно взятом доме отсутствует система, позволяющая определить объем мусора, собираемого, вывозимого и утилизируемого от отдельного потребителя, учитывая, что объем мусора напрямую зависит от количества пользователей (лиц, проживающих в квартире), и не может быть пересчитан на квадратные метры, что характерно для понятия «содержание жилого помещения», в целях защиты потребителей от излишне начисляемой платы за утилизацию твёрдых бытовых отходов, Совет депутатов города Бердска правомерно установил норматив на утилизацию твердых бытовых отходов. При определении норматива Совет Депутатов исходил из статистических данных о среднегодовом размере (объеме) принимаемого полигоном мусора от населения, в том числе и частного сектора. По мнению представителей Совета Депутатов г. Бердска, не имеет принципиального значения, в какие расходы будет включена утилизация: в сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов или будет выделена отдельно, что максимально защищает население от произвола управляющих компаний и интересы полигона.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании полагал, что заявление прокурора г. Бердска подлежит удовлетворению, поскольку ч. 2 ст. 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Перечень указанных в данной норме коммунальных услуг является закрытым. Услуга по утилизации твердых бытовых отходов является жилищной услугой коммунального комплекса, но не коммунальной услугой. В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, органы местного самоуправления устанавливают лишь нормативы отдельных видов коммунальных услуг. Установление иных нормативов органами местного самоуправления действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора, представителей органа, нормативный акт которого оспаривается, представителя заинтересованного лица, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Решением Совета депутатов второго созыва города Бердска от 19 ноября 2009 года № 600 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Бердска» в пункте 3 установлены нормативы потребления коммунальных услуг населением на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов согласно приложению № 3.

Из данного нормативного акта видно, сто Советом депутатов города Бердска утилизация твердых бытовых отходов отнесена к коммунальной услуге.

В соответствии со ст.ст. 156, 157 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого прокурором нормативного акта, органы местного самоуправления были наделены правом устанавливать лишь нормативы потребления коммунальных услуг.

Однако, в соответствии со ст.154 ч.4 ЖК РФ, услуга по утилизации твердых бытовых отходов в перечень коммунальных услуг не входит. Перечень коммунальных услуг, предусмотренный данной нормой, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно письму Министерства Регионального развития Российской Федерации от 03 октября 2008 года № 25080-СК/14, утилизация (захоронение) твёрдых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

В соответствии со ст.ст. 13, 14 ЖК РФ, органы местного самоуправления не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) и утилизации бытовых отходов.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления не наделены правом установления норматива потребления населением услуги по утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов.

На основании ст.ст. 13, 14, 154 ч.4, 156, 157 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать пункт 3 решения Совета депутатов второго созыва города Бердска от 19 ноября 2009 года № 600 «об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Бердска» незаконным, недействующим и не влекущим правовых последствий с момента издания.

Обязать Совет депутатов города Бердска внести изменения в решение Совета депутатов второго созыва города Бердска от 19 ноября 2009 года № 600 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Бердска», исключив пункт 3 из данного решения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья /подпись/ С.В. Ачикалов.

Решение _______________________________________________,

вступило в законную силу «___________» _________________________________20 г.,

выдано «___________» ________________________________ 20 г.,

подлинник находится в Бердском городском суде в гражданском деле № 2-909/10г.,л.д. 58-59.

Копия верна: судья –

секретарь -