Дело № 2-1129
Поступило 12.07.2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 ноября 2010 годаг.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Зотовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой М.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бердске Новосибирской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
Романова М.П. обратилась с иском к УПФ России в г.Бердске о признании незаконным решения ответчика от 17.06.2010 г. №9785 в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по п\п.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы с 18.11.1985 по 30.05.1988 г. в должности медсестры в Залесовской средней школе №2; с 01.11.1999 по 31.12.1999 г. в должности разъездной фельдшер в отделении скорой медицинской помощи Бердской центральной городской больницы; с 16.03.1993 по 28.04.1993, с 06.05.2000 по 28.06.2000, с 10.05.2006 по 26.04.2005, с 06.04.2010 по 04.05.2010 г. в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи Бердской центральной городской больницы; признать за Романовой М.П. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бердске засчитать в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой деятельности по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения вышеуказанные следующие периоды: с 18.11.1985 по 30.05.1988 в должности медсестры Залесовской средней школы №2 в льготном исчислении как 1 месяц работы за 1,2 месяца; с 01.11.1999 по 31.12.1999 в должности разъездной фельдшер в отделении скорой медицинской помощи Бердской центральной городской больницы – календарно; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.1993 по 28.04.1993, с06.05.2000 по 2806.2000, с 10.05 по 26.04.2005, с 06.042010 по 04.05.2010 – календарно и назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения - 05 мая 2010 года.
Истец требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Демешко Н.Н. не признала заявленных требований по основаниям, подробно указанным в письменных возражениях ответчика (л.д.33-37). Пояснила, что период работы в должности медицинской сестры в Залесовской средней школе №2 не может быть учтен в специальном стаже, поскольку данное учреждение не поименовано Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Средняя общеобразовательная школа является учебным заведением и не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям. Период работы в должности разъездной фельдшер также не может быть учтен, поскольку наименование должности не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка профессий и должностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066. В периоды обучения на курсах повышения квалификации истец не осуществляла трудовые функции, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а повышала уровень профессиональных знаний. Порядок подсчета специального стажа, предлагаемый истцом, может применяться в том случае, когда гражданин до отмены нормативного правового акта полностью выработал необходимый трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж для назначении пенсии за выслугу лет. Если данный стаж не выработан, как имеет место у истца, - должно применяться законодательство, действующее на момент обращения за пенсией.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
05.05.2010 г. Романова М.П. обратилась в территориальное Управление Пенсионного фонда РФ в городе Бердске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К заявлению приложила трудовую книжку, заполненную 01.06.1979 г., справки №№ 74, 51, 77, 28 о периодах работы в Новосибирской областной клинической больнице, Карасукской центральной районной больнице, Залесовской средней общеобразовательной школе №2, Бердской центральной городской больнице, копию положения о фельдшере, справку о переименовании, свидетельства о рождении детей.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бердске Новосибирской области от 17.06.2010 г. за №9785 заявителю было отказано во включении в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для назначения досрочной трудовой пенсии по старости спорных вышеуказанных периодов. Территориальный орган пришел к выводу, что по состоянию на 04.05.2010 г. стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона составляет 26 лет 09 месяцев 28 дней, страховой стаж – 30 лет 01 месяц 18 дней.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.7 Федерального закона).
При этом, согласно подпункта 20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
1) Территориальным органом отказано во включении в специальный стаж периода работы истца с 18.11.1985 по 30.05.1988 г. в должности медицинской сестры в Залесовской средней школе №2, так как данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. №494. Данный отказ, по мнению суда, является не обоснованным по следующим основаниям.
В подтверждение выполнения обязанностей, аналогичных обязанностям медицинской сестры поликлиники истец представила Положение о фельдшере (медицинской сестре) детской городской поликлиники по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в школах, утвержденного Приказом Минздрава СССР о 19.01.1983 г. №60 (л.д.39). Пояснила, что в своей работе руководствовалась данным положением. Из представленного Положения усматривается, что средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в школе оказывает помощь врачам в проведении медицинских осмотров школьников и в выполнении всех назначенных после медицинского осмотра рекомендаций, ведет установленную Министерством здравоохранения СССР медицинскую документацию, осуществляет медицинский контроль, проводит под контролем врача профилактические прививки, ведет наблюдение за бывшими в контакте с инфекционными больными детьми, проводит совместно с врачом амбулаторный прием учащихся, проводит с учениками занятия в санитарных кружках, осуществляет подготовку санитарных постов, принимает участие в соревнованиях санитарных постов, проводит работу по профилактике травматизма, повышает свою квалификацию и т.д..
Из справки №77 (л.д.23) за подписью директора Залесовской средней школы следует, что Романова М.П. работала полный рабочий день. Не имела периодов, не подлежащих включению в специальный стаж.
При этом представитель ответчика не оспаривает факт осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в указанный период времени.
В соответствии с п.2 Постановления №494 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). При этом в Списке, утвержденном данным Постановлением указаны лечебно-профилактические и санитарно- эпидемиологические учреждения всех форм собственности. Общеобразовательные школы в Списке действительно не указаны. По профилю деятельности общеобразовательные школы не являются лечебно-профилактическими или санитарно-эпидемиологическими учреждениями.
Вместе с тем, на момент работы истца в указанный период времени действовало также Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (л.д.40-43). Данное Постановление утратило силу с 01.10.1993 г.. В Перечне Приложения учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в пункте 1 раздела 1 указаны начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования. Раздел 2 «Наименование учреждений» (л.д.41 оборот) отсылает к учебным заведениям, перечисленным в разделе 1 настоящего перечня. В перечне «Наименование должностей» данного раздела содержится наименование должности «медицинская сестра». Из чего следует, что действующее до 01.10.1993 г. законодательство засчитывало в специальный стаж периоды работы медицинских сестер в общеобразовательных учреждениях.
Кроме того, возражения ответчика в данной части противоречат и действующему законодательству в части невозможности включения данного периода в специальный стаж. Во-первых, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 указал на то, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Во-вторых, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в его Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, и поскольку на момент работы в указанной должности и учреждении Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось включение данной работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, этот период работы подлежит включению в стаж для назначения досрочной пенсии.
Кроме того, общий принцип недопущения ухудшения положения, существовавшего до отмены нормативного правового акта, регулирующего данные отношения, также должен быть принят во внимание, поскольку правоотношения в сфере пенсионного обеспечения граждан являются одними из социально значимых.
Довод представителя ответчика в части необходимости при рассмотрении данного дела руководствоваться п.1 Разъяснений от 17.10.2003 г. №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не состоятелен, в частности,- положением о том, что когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
По мнению суда, следует руководствоваться данными разъяснениями в части, не противоречащей Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 и Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан. Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
2) 15.09.1988 г. Романова М.П. была принята на должность разъездного фельдшера скорой медицинской помощи Бердской центральной городской больницы, как усматривается из трудовой книжки истца (л.д.17) и подтверждающей справки №28 (л.д.26). Период работы в данной должности с 01.11.1999 по 31.12.1999 г. не включен в специальный стаж на том основании, что разделом «Наименование должностей» Списка профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, не предусмотрено должности разъездной-фельдшер.
Согласно раздела «Наименование должностей» данного Списка указаны – фельдшер, фельдшер-лаборант и старший фельдшер. Вместе с тем, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2006 №435 было установлено тождество наименования должности, предусмотренной Списком – «фельдшер» наименованиям должностей - «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи».
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соответствующие федеральные министерства вправе устанавливать такое тождество для всех работников, причем действует такое постановление только на будущее время. Решение же суда принимается в отношении конкретного гражданина и подтверждает тот факт, что его фактическая работа дает право на досрочное назначение пенсии.
Из справки №28 (л.д.26-27) МУЗ «БЦГБ», трудовой книжки истца следует, что в период с 15.09.1988 по настоящее время Романова М.П. работает в отделении скорой медицинской помощи Бердской центральной городской больницы. Свидетель Голубкова Е.П. - заведующая отделением скорой медицинской помощи Бердской ЦГБ подтвердила доводы истца о том, что условия труда Романовой М.П. за весь период работы в отделении скорой медицинской помощи не изменялись. Наименование должности «фельдшер разъездной» было указано в штатном расписании в связи с тем, что за обслуживание вызовов, за разъездной характер работ осуществлялась дополнительная оплата медицинским работникам.
Представитель ответчика полагает, что является не допустимым доказательством подтверждение свидетельскими показаниями характера работы истца в данный период.
Согласно ч.3 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В связи с чем при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.
Вместе с тем, трудовое законодательство не предусматривает каких-либо ограничений в способах доказывания периодов работы и особых условий труда работника. Свидетель Голубкова Е.П. подтвердила период и особые условия труда Романовой М.П. с момента поступления истца в отделение скорой медицинской помощи до настоящего времени.
В п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при рассмотрении спора между гражданином и пенсионным органом о включении в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как усматривается из представленных истцом документов, а также - Решения УПФ РФ в г.Бердске от 17.06.2010 г. №9785, в специальный стаж, дающий право на назначение истцу пенсии по п\п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона, были частично включены периоды работы истца в должности разъездной фельдшер в отделении скорой медицинской помощи в Бердской ЦГБ - с 15.09.1988 по 15.03.1993 г. и с 29.04.1993 по 31.10.1999 г. (л.д.10, 11). Также были учтены периоды с 01.10.2000 по 05.05.2000 г., с 29.06.2000 по 1.12.2001 г., с 01.01.2002 по 31.12.2003 г., с 01.01.2004 по 09.05.2005 г. в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи в БЦГБ, что в совокупности с иными доказательствами по делу подтверждает тождественность выполняемых истцом функций в должности разъездной фельдшер условиям и характеру работы фельдшера отделения скорой медицинской помощи.
Никаких изменений трудовой функции, изменений в должностных обязанностях истца в спорный период не осуществлялось. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Романова М.Н. пояснила, что Инструкции фельдшера разъездного, подтверждающей ее обязанности за спорный период, представить не может, поскольку такого документа не было вообще, т.к. разъездной фельдшер руководствовался в своей работе инструкцией фельдшера. Представить иных доказательств, кроме имеющихся в деле, также не имеет возможности, поскольку это все документы, что сохранились в архиве ЦГБ, имеющие к ней отношение за спорные периоды работы.
3) Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, по мнению суда, также подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по п\п 20 п.1 ст.27 Федерального закона. Суд не согласен с возражениями ответчика в части того, что в указанные периоды времени истец фактически не осуществляла лечебной деятельности, а потому эти периоды не подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Ранее действующее «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет (п/п «ж» п.1 Положения).
Прохождение курсов повышения квалификации является обязательной частью трудовой деятельности работника. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.Истцом представлены приказы о направлении ее работодателем на курсы повышения квалификации (л.д. 52-53, 56, 57-58, 59). Из справки № 28 (л.д.26, 27) следует, что в спорные периоды нахождения Романовой М.П. на курсах повышения квалификации за ней была сохранена средняя заработная плата (л.д.26).
Данной позиции – о необходимости включения периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, - придерживается Верховный Суд РФ, что отражено в Определениях №31-А07-11 от 21.09.2007 г. и №11-В09-7 от 02.07.2009 г..
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Романовой М.П. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бердске от 17.06.2010 г. во включении в стаж работы Романовой М.П., периодов, дающих право на досрочную трудовую пенсию по п\п 20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: с 18.11.1985 по 30.05.1988 в должности медсестры в Залесовской средней школе №2; с 01.11.1999 по 31.12.1999 в должности разъездной фельдшер в отделении скорой медицинской помощи Бердской центральной городской больницы; с 16.03.1993 по 28.04.1993, с 06.05.2000 по 28.06.2000, с 10.05.2005 по 26.04.2005, с 06.04.2010 по 04.05.2010 нахождения на курсах повышения квалификации как фельдшера в отделении скорой медицинской помощи Бердской центральной городской больницы.
Признать за Романовой М.П. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Бердске Новосибирской области засчитать Романовой М.П. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды: с 18.11.1985 по 30.05.1988 г. в должности медсестры в Залесовской средней школе №2 в льготном исчислении как 1 месяц работы за 1,2 месяца; с 01.11.1999 по 31.12.1999 г. в должности разъездной фельдшер в отделении скорой медицинской помощи Бердской центральной городской больницы – календарно; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.03.1993 по 28.04.1993 г., с 06.05.2000 по 28.06.2000, с 10.05.2005 по 24.06.2005, с 06.04.2010 по 04.05.2010 г. – календарно и назначить Романовой М.П. досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения – 5 мая 2010 г..
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Новосибирский областной суд.
Судья ________________________________________________________ Кадашева И.Ф.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>