Дело № 2-135/10 г.
Поступило в суд 30.11.10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2011 годаг.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Зотовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора города Бердска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, на бездействие администрации муниципального образования города Бердска,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Бердска просит признать не соответствующим требованиям ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.ст. 8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», выразившееся в бездействии, непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, по благоустройству территории, ранее занятой домами №№ № по <адрес>, обязать администрацию ликвидировать указанную несанкционированную свалку путем организации очистки территории и проведения ее благоустройства. По всей указанной территории находится скопление мусора, бытовых отходов, ямы от погребов глубиной до 4 метров, что представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Федеральным законодательством организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.Помощник прокурора города Бердска Стулина О.Ж. уточнила предмет требований в судебном заседании: просит обязать администрацию г.Бердска принять меры к организации благоустройства территории, ранее занятой домами № по <адрес> путем освобождения от полуразрушенных объектов в виде ветхих домов, и привязанных к ним хозяйственных построек, ликвидации канав, ям, организации ликвидации несанкционированных свалок бытового и строительного мусора.
Представитель администрации муниципального образования города Бердска по доверенности Межевых Е.В. требований не признал. В возражение пояснил, что территории жилых домов №№№ по <адрес> очищены после сноса ветхого жилья, что подтверждается актами. Жилые дома №№№ еще не снесены ввиду отсутствия финансирования, которое планируется в марте-апреле 2011 г.. Для этого администрацией принимаются соответствующие меры. Доводы прокурора о бездействии в данной части являются не состоятельными. Кроме того, нет доказательств того, что на прилегающей к ветхим домам территории надворные постройки возводились на законном основании.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.
Согласно акта №19, составленного 22.04.2010 г. ведущим специалистом Административно-технической инспекции (АТИ) г.Бердска Г. О. В. в присутствии инженера по работе с населением ООО УК «Салют» К. М. Б., после расселения жилых домов №№ № в г.Бердске на 21 квартале на территории находятся скопление строительного мусора и бытовых отходов, полуразрушенные дома, в местах овощных погребов – ямы, что представляет угрозу жизни и здоровью людей (л.д.4).27.10.2010 г. тем же ведущим специалистом АТИ г.Бердска в присутствии специалиста АТИ Н. Н. А. вновь произведено обследование территории на месте снова жилых домов, составлен акт, согласно которого территория на месте сноса ветхих домов не благоустроена (л.д.3). В подтверждение представлены фотографии обследуемой территории (л.д.5-6).
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Статьей 8 данного Федерального закона также установлено, что 1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. 2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24); организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25).
В возражение на требования прокурора представителем администрации представлены справки ОГУП «Техцентр НСО» о сносе объектов и снятии с технического учета по адресу <адрес> по результатам технической инвентаризации, проведенной 18.06.2010 г. (л.д.24-26) и акт от 02.07.2010 г. о приемке Муниципальным учреждением «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства» выполненных работ по разборке зданий, засыпке подземной части зданий (демонтаж фундамента), по вывозу и утилизации строительного мусора, планировке территории по указанным адресам подрядчиком - ЗАО «ФинСибИнвест-Строй» (л.д.21-23).
Поскольку представленный акт выполненных работ датирован 02.07.2010 г., а повторный акт административно-технической инспекции по факту имеющихся нарушений федерального законодательства составлен 27.10.2010 г., суд счел необходимым осуществить осмотр территории на месте, в присутствии лиц, участвующих в деле, а также – свидетеля Г. О. В..
При этом свидетель Г. О. В. пояснила, что выезжала на осмотр территории лично дважды. Фактически по состоянию на октябрь 2010 г. три дома по <адрес> были уже снесены, демонтирован фундамент, площадки на этом месте были ровные. Ям и погребов не было. Однако, на данной территории был бытовой мусор. Почему в акте от 27.10.2010 г. были указаны прежние нарушения в отношении территории этих трех домов, описанные в акте от 22.04.2010 г. – пояснить не смогла.
Представитель администрации г.Бердска пояснил, что расселение жильцов из ветхих домов №№ № (нечетная сторона) по <адрес> было осуществлено в марте-апреле 2010 г.. Не оспаривает, что ветхие дома, из которых были расселены жители, могли за текущее время дополнительно разрушаться как естественным образом, так и посредством частичного их разбора третьими лицами.
В соответствии с п.2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88)) объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
При осмотре территории, ранее занятой жилыми домами №№ № которая располагается в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома <адрес>, установлено, что вокруг жилого дома расположены полуразрушенные останки вышеуказанных ветхих двухэтажных строений, сараев, внутри которых просматриваются погребные ямы. Данные территории не огорожены. В непосредственной близости от них проходят пешеходные тропы, протоптанные в снегу. В том числе – к полуразрушенным строениям. Ввиду того, что территория засыпана снегом – явного присутствия бытового мусора не усматривается. Однако, свидетель Г. О. В. пояснила, что в ветхих домах и возле них жгут костры лица без определенного места жительства, о чем сообщили граждане жилого дома №, в межсезонье и летний период антисанитарное состояние данной территории способствует увеличению количества мышей и крыс, на что также жалуются граждане близлежащих жилых домов.
Представитель администрации полагает, что в данном случае отсутствует факт бездействия органа местного самоуправления, поскольку снос оставшихся четырех ветхих домов по графику запланирован на март-апрель 2011 г.. Финансирования на данные виды работ в 2010 г. запланировано не было.
По мнению суда, осуществляемые администрацией муниципального образования города Бердска фактические действия, на которые было указано представителем, в данном случае не достаточны. Отсутствие финансирования на очистку, надлежащее содержание, благоустройство территории, расположенной в границах городского округа, - не является уважительной причиной и основанием для освобождения, в том числе на какое-то время, от обязанности, возложенной законодательством на органы местного самоуправления. Наличие внутри жилого квартала несанкционированной свалки строительного и бытового мусора, а также - полуразрушенных ветхих домов и сараев, подлежащих сносу, с находящимися в них ямами от погребов создают безусловную угрозу жизни и здоровью людей.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора города Бердска Новосибирской области удовлетворить.
Признать не соответствующим ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.ст. 8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и незаконным бездействие администрации муниципального образования города Бердска, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, по благоустройству территории, ранее занятой домами № по <адрес>.
Обязать администрацию г.Бердска принять меры к организации благоустройства территории, ранее занятой домами № по <адрес> путем освобождения от полуразрушенных объектов в виде ветхих домов, и привязанных к ним хозяйственных построек, ликвидации канав, ям, организации ликвидации несанкционированных свалок бытового и строительного мусора на данной территории.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Новосибирский областной суд.
Судья ________________________________________________________ И.Ф.Кадашева
Решение не обжаловано, вступило в законную силу «25» января 2011 г<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>