Решение от 20.01.2011 г. О признании незаконным решение об отказе в регистрации т/средства.



Дело № 2-122/11

Поступило 22.11.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2011 годаг.Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Кравченко Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ганжи Д. В. о признании не законным решения должностного лица ГУВД по Новосибирской области в регистрации транспортного средства, выдаче паспорта транспортного средства,

у с т а н о в и л :

Ганжа Д.В. обратился с заявлением о признании не законным решения начальника отделения №4 межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств №1 ГИБДД ГУВД по Новосибирской области (МОГТО и РАМТС №1) об отказе в проведении регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты>; просит обязать ГИБДД ГУВД по Новосибирской области произвести регистрационные действия с автомобилем <данные изъяты>, в том числе - поставить автомобиль на регистрационный учет; выдать паспорт транспортного средства на автомобиль <данные изъяты>. В обоснование заявления указал, что приобрел транспортное средство по договору купли-продажи от 01.10.2010 г., 12.10.2010 г. обратился в МОГТО и РАМТС №1 с заявлением о проведении регистрационных действий, о выдаче паспорта транспортного средства. Письмом №48/4-1287 от 22.10.2010 г. было отказано в проведении регистрационных действий. Считает отказ не законным, нарушающим права и законные интересы заявителя. В письменном отказе не содержится какие именно положения действующих нормативных актов не были соблюдены заявителем. При этом, согласно ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Статья 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. №1001 утверждены Правила регистрации транспортных средств. Пункт 33 Приложения №2в приказу требует наличия документов, подтверждающих сертификацию в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти. Пунктом 4 Регламента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 №720 предусмотрено, что его действие не распространяется на ТС категорий L и M1 с даты выпуска которых прошло 30 лет и более. Автомобиль заявителя относится к категории М1, соответственно, сертификации не требует. Таможенное оформление проведено в полном объеме. По общему правилу при ввозе транспортного средства ПТС оформляется и выдается таможенным органом. Однако, данный автомобиль не классифицирован по указанным в п.п. 55, 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (приказ от 23.06.2005 МВД РФ №496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития №134). Соответственно, ПТС должен выдаваться регистрационным подразделением ГИБДД МВД РФ.

Ганжа Д.В. представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Его представитель по доверенности Михайлечко В.С. поддержал заявление и доводы, изложенные в нем.

Представители ГУВД по НСО Г. М. А. и И. Т. В. считают заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку автомобиль был ввезен предыдущим собственником с указанным в декларации таможенным режимом «предмет коллекционирования», которые обычно не используются по прямому назначению. ГУВД по НСО не нарушало прав заявителя как собственника данного имущества. По заявленному таможенному режиму заявитель и имеет возможность использовать автомобиль: участвовать в выставках, выставлять в салонах. Однако, для допуска к участию в дорожном движении необходимо наличие паспорта транспортного средства, который у заявителя отсутствует. У регистрирующего органа нет обязанности выдавать ПТС на данный автомобиль. При этом органы ГИБДД, указанные заявителем в качестве органа, чьи действия обжалуются, не являются надлежащим должностным лицом по оспариванию соответствующих действий и решений, поскольку в их компетенцию входит обеспечение безопасности дорожного движения, а не выдача ПТС и регистрационных документов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ К. К. П., действующий на основании доверенности от имени Ганжи Д.В., приобрел у Б. Д. В. по договору купли-продажи автомобиль <данные изъяты> (л.д.7-8). С автомобилем, согласно п.1.3. договора, продавец передает все имеющиеся у него документы на автомобиль.

Из приложенных заявителем к настоящему заявлению документов следует, что покупателю были переданы копия таможенной декларации на автомобиль и решение Томской таможни от 23.08.2010 г..

ДД.ММ.ГГГГ Ганжа Д.В. обратился с заявлением к начальнику отделения №4 МОГТО и РАМТС ГИБДД ГУВД по Новосибирской области о выдаче паспорта транспортного средства и постановке на регистрационный учет принадлежащего заявителю автомобиля <данные изъяты> (л.д.9-10), на что получил отказ письмом от 22.10.2010 г. №48/4-1287 со ссылкой на п.3 Приказа №1001 МВД РФ от 24.11.2008 г. и п.33 Перечня оснований для отказа в исполнении государственной функции Административного регламента приказа №1001 МВД РФ от 24.11.2008 г. (л.д.11). В судебном заседании представитель государственного органа Г. М. А. пояснила, что по существу должностное лицо отказало в совершении регистрационных действий с автомобилем в связи с отсутствием на него паспорта транспортного средства, который является доказательством одобрения типа транспортного средства, которое подтверждает, в свою очередь, соответствие транспортного средства требованиям законодательства для допуска его к участию в дорожном движении.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из изложенного следует, что заявитель должен доказать непосредственно факт совершения должностным лицом оспариваемого заявителем действия (бездействия), а также факт (либо одни из них), перечисленные в ст.255 ГПК РФ.

Отказ должностного лица в совершении регистрационных действий с автомобилем подтверждается письмом (л.д.11) начальника отделения №4 МОГТО и РАМТС ГИБДД ГУВД по Новосибирской области К. В. К..

Автомобиль <данные изъяты>, страна-производитель США, был ввезен в Россию Б. А. В. в мае 2010 г. из Канады. При этом был задекларирован им как предмет коллекционирования по истории, что подтверждается грузовой таможенной декларацией (л.д.12-13). Автомобиль прошел таможенное оформление в установленном законом порядке, что подтверждается отметкой на декларации органа таможенного контроля. Декларация была выпущена 18.06.2010 г. должностными лицами Томского таможенного поста в соответствии с заявленным таможенным режимом.

19.07.2010 г. Б. А. В. обращался с заявлением к начальнику Томской таможни на бездействие должностных лиц Томского таможенного поста Томской таможни, выразившееся в невыдаче паспортов транспортных средств на ввезенные им автомобили <данные изъяты>. Начальником Томской таможни было отказано в удовлетворении жалобы решением № 04-35/001 от 23.08.2010 г. (л.д.14-17). Основания отказа таковы: поскольку оба автомобиля были заявлены декларантом по коду 9705000000 в соответствии с ТНВЭД РФ (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации), в соответствии с п.55 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом от 23.06.2005 МВД РФ №496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития РФ №134, после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для внутреннего потребления оснований для выдачи паспортов транспортных средств таможенными органами не имеется.

Суть данного решения об отказе в удовлетворении заявления Б. А. В. в том, что таможенный орган осуществил процедуру таможенного оформления в соответствии с тем таможенным режимом товара, который был заявлен декларантом, исходя из заявленных при декларировании целей и представленных при декларировании документов на транспортные средства.

Данное решение не имеет и не может иметь никаких правовых обоснований того, что паспорта транспортных средств должны быть в таком случае в обязательном порядке выданы органами ГУВД по НСО.

Согласно п.57 Приказа МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств; …Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Из чего следует, что непосредственно декларантом определяется таможенный режим, а также предоставляются иные документы, необходимые для выдачи паспорта транспортного средства, если последнее ввозится им для использования транспортного средства по первоначальному непосредственному назначению.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. … Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями (п.9 «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств»).

Согласно п.7 Приказа МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке.

В соответствии с п.16 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденного Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств» для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: а) заявление; б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий; г) документ об уплате государственной пошлины; д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; е) транспортное средство, за исключением случаев его утилизации. При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств, допускается представление актов технического осмотра, выданных с соблюдением требований настоящего Административного регламента подразделениями Госавтоинспекции по месту нахождения транспортных средств и заверенных главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов, городов, округов и районов в городах или их заместителями, начальниками регистрационных подразделений или начальниками станций государственного технического осмотра Госавтоинспекции. Срок действия акта технического осмотра - 20 суток; ж) документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации; з) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное) - в случаях регистрации, в том числе временной, и изменения регистрационных данных транспортных средств, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом; и) регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных настоящим Административным регламентом; к) свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.

Из п\п «д» данного перечня следует, что заявителем должны быть представлены регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался. В настоящем случае регистрационный документ не мог быть представлен, поскольку автомобиль не состоял на учете в Российской Федерации. Соответственно, при его отсутствии должен быть представлен паспорт транспортного средства. Последний у заявителя отсутствует.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 15, п. 1) и Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "одобрения типа транспортного средства", а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия в целях обеспечения безопасности дорожного движения (Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (вместе с "Правилами по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов")).Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства».

Доводы представителя заявителя в части того, что автомобиль его доверителя не подлежит сертификации в данном случае не состоятельны и к предмету рассматриваемого заявления отношения не имеют, поскольку требования о сертификации транспортного средства должностным лицом не предъявляются.

Заявителем не представлено доказательств (по смыслу ст.255 ГПК РФ) в подтверждение того, что оспариваемыми действиями должностного лица созданы препятствия к осуществлению его – заявителя - прав и свобод.

Приобретенный им автомобиль находится в его собственности. Он вправе пользоваться, владеть и распоряжаться им в полном соответствии с тем целевым назначением, которое было указано им в таможенной декларации. Отказ должностного лица в выдаче ПТС на автомобиль, по мнению суда, обоснован. Обязанности у должностных лиц ГУВД по НСО по выдаче паспорта транспортного средства Ганже Д.В. на автомобиль <данные изъяты> при установленных обстоятельствах не усматривается. При отсутствии ПТС регистрационные действия с транспортным средством не могут быть осуществлены.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Отказать Ганже Д. В. в удовлетворении заявления о признании не законным решения отделения №4 межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств №1 ГИБДД ГУВД по Новосибирской области об отказе в проведении регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты>; о возложении обязанности на ГИБДД ГУВД по Новосибирской области произвести регистрационные действия с автомобилем <данные изъяты>, в том числе - поставить автомобиль на регистрационный учет, выдать паспорт транспортного средства на автомобиль <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Новосибирский областной суд.

Судья ________________________________________________ И.Ф.Кадашева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>