Дело № 2-726-2011
Поступило в суд 24 марта 2011 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2011 г.г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ачикалова С.В.,
при секретаре Кильчике А.А.,
с участием прокурора Стулиной О.Ж.,
представителей органа муниципального образования, бездействие которого оспаривается, Межевых Е.В. и Подгорбунских О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Бердска Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Бердска Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории муниципального образования, и о возложении на администрацию муниципального образования г. Бердска обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Прокурор г. Бердска Новосибирской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании несоответствующим ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и незаконным, бездействия администрации муниципального образования г. Бердска, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на территории, прилегающей к ливневому выпуску <данные изъяты>, и возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Бердска организовать ликвидацию указанной несанкционированной свалки путём очистки территории.
В обоснование заявления прокурор утверждал, что прокуратурой г. Бердска совместно со специалистами административно-технической инспекции г. Бердска 13 сентября 2010 года и 14 марта 2011 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории г. Бердска, прилегающей к ливневому выпуску <данные изъяты>, находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления, существующая длительное время, что подтверждается актами обследования от 13 сентября 2010 года, от 05 и 14 марта 2011 года. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Длительное существование несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования г. Бердска в области соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. Такое бездействие не соответствует требованиям ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Бездействие администрации муниципального образования г. Бердска, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по вышеуказанным основаниям, дополнив, что создание администрацией муниципального образования муниципального казенного учреждения «УЖКХ» и возложение на него функций по уборке территории муниципального образования, равно как и недостаточное финансирование, не свидетельствует о принятии действенных мер по организации ликвидации свалки.
Представители администрации муниципального образования города Бердска в судебном заседании заявление прокурора обоснованным не признали по тем основаниям, что: администрация муниципального образования не бездействовала, а принимала меры к организации уборки территории муниципального образования, в частности, постановлением от 14 декабря 2010 года № 4338 создало муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунальным хозяйством», возложив на него полномочия органов местного самоуправления по решению задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства; функция обследования территории муниципального образования в целях выявления несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов на законодательном уровне на органы местного самоуправления не возложены, поэтому о существовании данной свалки администрации муниципального образования до обращения прокурора с заявлением в суд ничего известно не было; ликвидация данной конкретной свалки требует значительного финансирования, что не предусмотрено бюджетом муниципального образования на 2011 год.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора и представителей администрации муниципального образования г. Бердска, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Представители администрации муниципального образования г. Бердска в судебном заседании признали факт наличия несанкционированной свалки производственных и бытовых отходов на территории, принадлежащей муниципальному образованию города Бердска, в месте, указанном в заявлении прокурора.
Кроме того, наличие несанкционированной свалки отходов производства и потребления в указанном в заявлении прокурора месте подтверждается и доказано актами осмотра территории, прилегающей к ливневому выпуску <данные изъяты>, от 13 сентября 2010 года, 05 и 14 марта 2011 года (л.д.3-5).
В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа (пункт 1); организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11); организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 24); организация благоустройства территории городского округа (пункт 25).
Согласно ст.17 ч.1 п.3) данного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно ст.8 ч.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, непринятие в течение длительного времени (по крайней мере с 13 сентября 2010 года) администрацией муниципального образования мер города Бердска мер по организации вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов с несанкционированных свалок на территории муниципального образования, а также непринятие мер по формированию бюджетного финансирования этих мероприятий, является незаконным бездействием, не соответствующим требованиям ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 ч.3, ст.13 ч.ч. 1 и 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочиями по решению вопросов местного значения уставом муниципального образования наделяется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), а не какой-либо иной орган.
Поэтому администрация муниципального образования города Бердска является по настоящему делу муниципальным органом, обязанным организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории, принадлежащей муниципальному образованию г. Бердска.
На основании ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать несоответствующим ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и незаконным, бездействие администрации муниципального образования г. Бердска Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории муниципального образования города Бердска, прилегающей к ливневому выпуску <данные изъяты>.
Обязать администрацию муниципального образования г. Бердска Новосибирской области ликвидировать указанную несанкционированную свалку отходов производства и потребления путем организации очистки территории.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья/Подпись/С.В. Ачикалов.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу «_05» мая 20 11г<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>