Дело № 2-281/11 г.
Поступило в суд 19.01.11 г.
/Мотивированное/
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 июня 2011 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области под председательством судьи Плужникова Н.П.,
при секретаре Шефер Л.В. с участием:
Истца Борисенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисенко Н. С. к Министерству Социального развития Новосибирской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о включении в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности по выдаче удостоверения единого образца,-
УСТАНОВИЛ:
Борисенко Н.С. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области (далее по тексту Департаменту), а также Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту МЧС России), о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, о возложении обязанности на Департамент о включении её в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию и на МЧС России обязанности по выдаче удостоверения установленного образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки. В заявлении указывалось, что с февраля 1957 года по ноябрь 2004 года истец проживала в городе Семипалатинске Казахской ССР (ныне республика Казахстан). Семипалатинская область включена в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. По заключению ФГУП «Северский биофизический научный центр» истцом получено облучение соответствующее дозе 27 сЗв (Бэр). В Республике Казахстан истцу выдали удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, как пострадавшей вследствие ядерных испытаний. Ответчики отказали ей в выдаче аналогичного удостоверения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт проживания в период с 1949 года по 1963 год в населенных пунктах, включенных в перечень подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Отказ ответчиков нарушает право истца на возмещение вреда причиненного здоровью. Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» город Семипалатинск отнесен к зоне повышенного радиационного риска. В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, ратифицированной РФ и Республикой Казахстан, официальные документы одной из сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательственной силой.
Определением судьи от 25 февраля 2011 произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области, на надлежащего ответчика – Министерство Социального развития Новосибирской области.
В последующем истец уточнила требования в части возложения обязанности на МЧС РФ выдать ей удостоверение установленного образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 2-ФЗ от 10 января 2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», как получившей суммарную накопительную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
В суде Борисенко Н.С. иск по основаниям указанным в нем поддержала.
Представители ответчиков – Министерства социального развития Новосибирской области и МЧС России в суд не явились. Поданы заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей сторон. В соответствии с представленными ранее отзывами (л.д. 37-40, 45-48), ответчики иск не признают, поскольку город Семипалатинск, где проживала истец, не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Хромосомный анализ крови истца, свидетельствующий о полученной дозе облучения не устанавливает причинно-следственную связь с испытаниями на Семипалатинском полигоне и наступившими для истца вследствие этого вредными последствиями. Удостоверение, выданное истцу Республикой Казахстан, является документом иностранного государства и не может быть принято во внимание на территории Российской Федерации.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, иные доказательства суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 2-ФЗ, от 10 января 2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
В ст. 5 этого же Закона закреплено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 года № 849, обязанность по осуществлению приема документов, их проверки, снятии с них копий, заверению и направлению в МЧС России с представлением о выдаче удостоверения возложена на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно Постановлению администрации Новосибирской области от 27 декабря 2007 года № 212, таким органом на момент обращения истца с заявлением о выдаче удостоверения являлся Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. Ныне эти функции возложены на Министерство Социального развития Новосибирской области.
Согласно адресной справке (л.д. 10) с февраля 1957 года по ноябрь 2004 года истец проживала в городе Семипалатинске (ныне Семей) республики Казахстан. Это же подтверждается справками общеобразовательных учреждений, в которых истец обучалась (л.д. 11, 12, 13), а также сведениями в трудовой книжке, о ее трудовой деятельности (л.д. 14-21).
В 2010 году Борисенко Н.С. обращалась к ответчикам с заявлениями о выдаче удостоверения единого образца, как лицу, подвергшемуся радиационному облучению вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В выдаче удостоверения истцу отказано (л.д. 22, 23). Департамент труда и социального развития Новосибирской области отказывая истцу во включении в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ссылается на отсутствие документов, подтверждающих факт проживания истца в 1949-1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечень подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Из буквального содержания статей 1 и 5 Федерального Закона № 2-фз, от 10 января 2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» следует, что право на льготы и получение удостоверения единого образца имеют граждане, проживавшие в населенных пунктах, отнесенных перечнем к подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Вопрос определения перечня таких населенных пунктов отнесен к ведению Правительства РФ.
Город Семипалатинск (ныне Семей) не включен в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, определенный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1955 года № 356-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08 февраля 2002 года № 156-р).
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 11 июля 2006 года № 404-О, разъясняя положения подпункта «б» пункта 3 указанных выше Правил выдачи удостоверения относительно ограничения прав на получение мер социальной поддержки, указал, что «признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер… Указание в статье 5 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на определение порядка выдачи удостоверений единого образца, на основании которых предоставляются меры социальной поддержки, не предполагает установление им круга лиц, имеющих право на получение таких мер, и условий, с которыми связывается право на их получение».
Согласно разъяснениям в Определении Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года № 960-О-П, установленные Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за её пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (Бэр).
По мнению суда, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная доза облучения которого вследствие ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5сЗв (бэр). Проживание лица в 1949-1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда. Невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ (Определение от 04 декабря 2007 года № 960-О-П) вопрос о возможности предоставления мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе решить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих, либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5 сВз (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Аналогичный вывод Конституционного суда изложен в его определении от 14 декабря 1999 года № 197-О.
21 января 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 5 утверждены Методические указания 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
По сообщению заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека от 04 апреля 2011 года вопрос экспертных организаций уполномоченных проводить экспертизы в соответствии с Методическими указаниями 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» находится в компетенции МЧС России (л.д. 81).
Из ответа МЧС России на запрос суда следует, что решение вопроса определения таких учреждений (органа) поручено Минсоцздравразвития. Министерству Обороны РФ и МЧС России. Поручение находится на стадии проработки (л.д. 105).
Суд приходит к выводу, что действующее законодательство РФ, не содержит механизма определения и подтверждения дозы облучения - свыше 5 сЗв (бэр), гражданами, проживавшими радиационному облучению вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с которым Закон РФ № 2-ФЗ от 10 января 2002 года связывает возможность получения гражданами мер социальной поддержки. Однако, данное обстоятельство, по мнению суда, не должно влечь ограничения прав граждан на получение мер социальной поддержки гарантированной государством.
Из представленных истцом документов - адресной справки (л.д. 10) справок из общеобразовательных учреждений, в которых истец обучалась (л.д. 11, 12, 13), сведений в трудовой книжке, о местах ее работ (л.д. 14-21) следует, что с февраля 1957 года по ноябрь 2004 года истец постоянно проживала в городе Семипалатинске (ныне Семей) республики Казахстан. Ее трудовая деятельность не была связана с производством, влекущим возможность получения радиационного облучения.
По заключению ФГУП «Северский биофизический научный центр» истцом получена облучение соответствующее дозе 27 сЗв (Бэр).
Суд приходит к выводу, что полученная истцом накопительная доза облучения явилась результатом ее проживания в городе Семипалатинске республики Казахстан, подверженного радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Возражая против этого, ответчики не доказали иное. То, что город Семипалатинск не включен в перечень населенных пунктов подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ не может служить основанием не предоставления истцу мер социальной поддержки. С учетом вышеизложенного суд находит иск Борисенко Н.С. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,-
РЕШИЛ:
Признать за Борисенко Н. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой города Семипалатинска Казахской ССР право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 2-ФЗ от 10 января 2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Обязать Министерство Социального развития Новосибирской области включить Борисенко Н. С. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 2-ФЗ от 10 января 2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать Борисенко Н. С. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 2-ФЗ от 10 января 2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», как получившей суммарную накопительную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр).
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Бердского городского суда
Новосибирской области (подпись) Н.П. Плужников
Решение обжаловано, кассационным определением Новосибирского областного суда оставлено без изменения, вступило в законную силу «27» сентября 2011 г<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>