Дело № 2-1751/11 г.
Поступило в суд 26.09.11 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2011 года город Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Перфиловой М.А.,
при секретаре Зубакиной С.А.,
с участием: пом. прокурора Макаровой Т.С.,
пр. ответчика Касса М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бердска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области о признании бездействий незаконными, понуждении к организации ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Прокурор г. Бердска обратился в суд, в защиту интересов неопределенного круга лиц, с вышеуказанным иском в обоснование указав, что прокуратурой города Бердска, с привлечением специалистов административно-технической инспекции города Бердска, была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в результате которой было установлено, что на территории сгоревшего дома по адресу: <адрес>, имеются скопления остатков в результате выгорания дома. Однако, в нарушение Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Бердска, требований СанПиН, администрация города Бердска бездействует, несанкционированная свалка существует длительное время, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит признать бездействия, выразившиеся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, незаконными, обязать администрацию ликвидировать свалку путем организации очистки территории.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бердска НСО Макарова Т.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, приведенном выше.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования города Бердска, Касса М.П., действующая на основании доверенности (л.д.12), требования не признала, пояснив, что сам по себе факт наличия остатков сгоревшего дома, они не оспаривают, равно как и то обстоятельство, что данную свалку необходимо ликвидировать. Однако, администрация в этот вопросе не бездействует. Дом <адрес> сгорел в августе 2011 года, предвидеть этой ситуации администрация не могла. Этот дом шел под снос, договоры о сносе данного дома были заключены, но в связи с тем, что граждане не переселились из дома, а впоследствии дом сгорел, контракт о сносе дома был расторгнут. В бюджет 2011 года не были заложены средства по очистке территории от сгоревшего дома. Но, в настоящее время, в сентябре 2011 года администрацией принята целевая программа, в соответствии с которой предусмотрены средства местного бюджета, в том числе на ликвидацию несанкционированных свалок. Кроме того, ведутся мероприятия по предоставлению земли, на которой дом расположен для строительства другого объекта, и с организацией, которой будет предоставлен этот участок, сразу будет решаться вопрос о расчистки этого участка от сгоревших отходов. Таким образом, администрация принимает все возможные на сегодняшний день меры по организации ликвидации остатков сгоревшего дома.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения.
Аналогичные положения указаны в статье 8 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Также, требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, установлены статьей 13 вышеназванного закона № 89-ФЗ, согласно которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке (п.1); организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления (п.2); порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, определяется органами местного самоуправления (п.3).
Решением Совета депутатов г. Бердска от 24.02.2011 N 786 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Бердска (далее Правила), согласно которым уборка городских территорий осуществляется ответственными лицами, контроль за исполнением настоящих Правил осуществляет администрация муниципального образования.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения, в том числе с отходами, осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается актом от 13.09.2011 года и фотоизображениям к нему (л.д.3,4), на территории сгоревшего дома по <адрес> имеется скопление сгоревших остатков дома в большом объеме.
Представитель ответчика Касса М.П., возражая против требований прокурора в части бездействия администрации по организации ликвидации данной свалки, указывает, что администрацией принимались и принимаются все возможные меры по организации ликвидации данной свалки.
Данные возражения представителя ответчика объективно подтверждаются представленными документами, а именно муниципальным контрактом № 91\10 (л.д.13-16), согласно которому был заключен контракт на выполнение сноса дома не пригодного для проживания, в том числе дома <адрес>. Однако, данный контракт был расторгнут по причине не переселения граждан (л.д.17-20).
Факт того, что вышеуказанный дом сгорел в августе 2011 года сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Постановлением администрации города Бердска от 15.09.2011 N 2397, утверждена целевая программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов г. Бердска на 2012 - 2015 годы", согласно которой органами местного самоуправления производится совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, разработан план такой работы, выделены средства, в том числе и на ликвидацию несанкционированных свалок и меры по их выявлению и предупреждению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком принимались и принимаются определенные меры именно к организации ликвидации, в том числе свалки, о которой заявлено прокурором, а потому говорить о незаконном бездействии администрации, нет оснований, учитывая и тот факт, что город Бердск является дотационным муниципальным образованием, бюджет на 2011 года был сформирован в 2010 году, когда последнее не могло знать о том, что дом не будет снесен и сгорит, принимались меры по его сносу, с учетом указанных выше обстоятельств, на 2012 год запланированы мероприятия, выделены средства, в том числе по организации ликвидации свалок, а потому требования прокурора в части признания незаконным бездействий администрации муниципального образования города Бердска не подлежат удовлетворению.
Однако, по мнению суда, проводимые ответчиком и указанные выше мероприятия не являются в полной мере достаточными, а потому, учитывая требования ст. 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, то обстоятельство, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления (ст. 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), и, несмотря на то, что на сегодняшний день прокурором не представлено доказательств неблагоприятного воздействия на окружающую среду именно данной свалки, в виде остатков сгоревшего дома, но не исключено, что данные последствия могут возникнуть, особенно в весенне-летний период, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности ликвидировать указанную несанкционированную свалку путем организации очистки территории, установив для этого срок до 01 марта 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Бердска Новосибирской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования города Бердска Новосибирской области в срок до 01 марта 2012 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории сгоревшего дома <адрес>, путем организации очистки территории, в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней, с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья /подпись/ М.А. Перфилова
Решение не обжаловано, вступило в законную силу «22» ноября 2011 г<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>