Дело №2-1750/11 г.
Поступило в суд 26.09.11 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2011 года город Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Перфиловой М.А.,
при секретаре Азисовой А.А.,
с участием: ст. пом. прокурора Стулиной О.Ж.,
пр. ответчика Антонова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бердска Новосибирской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Бердское ПАТП» о понуждении к исполнению обязанности,
установил:
Прокурор г. Бердска обратился в суд, в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что в сентябре-октябре 2011 года была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе данной проверки было установлено, что в г. Бердске проживают 7.141 инвалид, из которых 60 – утратившие способность к самопередвижению и использующие для передвижения кресла-коляски. Услуги по перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутной сети города Бердска оказывает ОАО «Бердское ПАТП», в том числе на основании договоров, заключенных с администрацией города Бердска. Автопарк предприятия состоит из 25 автобусов, однако ни одно транспортное средство не оборудовано подъемниками – техническими средствами, позволяющими инвалидам самостоятельно осуществлять подъем-спуск в автобус (из него). Таким образом, инвалиды, утратившие способность к самостоятельному передвижению, лишены доступа к использованию общественного транспорта. А потому, с учетом требований ст. 19 Конституции РФ, ст. 2,15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просит обязать ОАО «Бердское ПАТП» оборудовать транспортные средства, обслуживающие городские маршруты, специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидам к беспрепятственному пользованию транспортными средствами в срок до 01.10.2012 года.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Бердска НСО Стулина О.Ж. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, приведенном выше.
Представитель ответчика – ОАО «Бердское ПАТП», Антонов О.В., действующий на основании доверенности (л.д.25), требования не признал, представлен письменный отзыв на иск (л.д.27-28), который поддержал в судебном заседании. Полагает, что в данном случае обязанность по оборудованию транспортных средств специальными приспособлениями лежит не на их обществе, а на администрации муниципального образования г. Бердска, поскольку транспортное предприятие – это исполнитель, а заказчик услуг по перевозки - муниципальное образование. В данном случае именно органы местного самоуправления должны реализовывать социальные гарантии и решать социальные проблемы граждан, в частности людей с ограниченными возможностями.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно Уставу (л.д.4-13) ОАО «Бердское пассажирское автотранспортное предприятие» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество (п.1.5 Устава), основной целью деятельности является получение прибыли путем эффективного использования своего имущества (п.2.1 Устава), основными видами деятельности общества являются, в том числе деятельность по внутригородским автомобильным (автобусным) пассажирским перевозкам, подчиняющимся расписанию (п.2.4. Устава), общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (п.2.2 Устава).
Также, между администрацией МО города Бердска и ОАО «Бердское ПАТП» заключены договоры об организации перевозки пассажиров в связи с осуществлением пассажирских перевозок № 1-с от 01.07.2011 года (л.д.14-15), и № 2-с от 29.04.2011 года (л.д.16-17), согласно которым ОАО «Бердское ПАТП» (перевозчик) обязан на социально значимых маршрутах обеспечивать перевозку пассажиров всех категорий граждан, в том числе по единому социальному проездному билету (пункты 2.1. договоров).
Однако, в результате проверки, прокуратурой города Бердска было установлено, что ни одно транспортное средство, обеспечивающее перевозку пассажиров, не оборудовано специальными приспособления, позволяющими, в том числе инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственно пользоваться общественным транспортом. Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социальной принадлежности установлено частью 2 статьи 19 Конституции РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 вышеуказанного Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа и пользования, в том числе ко всем видами городского и пригородного пассажирского транспорта (абз.1). Организации, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (абз.5).
Таким образом, из указанных норм федерального законодательства вытекает обязанность по обеспечению доступности, в том числе ко всем видам городского транспорта, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и возлагается это обязанность, в том числе и на организации, независимо от организационно-правовых форм.
При этом, доводы представителя ответчика Антонова О.В. в судебном заседании о том, что их общество является лишь перевозчиком, финансировать переоборудование транспортных средств специальными приспособлениями и создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе к пользованию общественным транспортом, должны органы местного самоуправления, а потому данные требования должны быть заявлены к администрации МО г. Бердска, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.
Как указано выше, нормативно закрепленная обязанность по обеспечению доступности, в том числе и ко всем видам городского транспорта, возлагается на все организации, независимо от организационно-правовых форм. Применительно к данному делу, ОАО «Бердское ПАТП» являясь собственником транспортных средств, в том числе автобусов, осуществляющих перевозки по единому социальному проездному билету, взяв на себя обязанность, как то установлено в частности в договорах, указанных выше, по перевозки пассажиров всех категорий, обязаны и обеспечить перевозку таким транспортным средством, которым могут воспользоваться любые граждане, в том числе и с ограниченными возможностями. А неисполнение ответчиком данных обязанностей, в частности по оборудованию транспортных средств специальными приспособления, позволяющими, в том числе инвалидам-колясочникам пользоваться транспортом на социально значимых маршрутах по единому социальному проездному билету, нарушает права неопределенного круга лиц, а именно лиц, с ограниченными возможностями, потому суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Бердска Новосибирской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать ОАО «Бердское ПАТП» оборудовать транспортные средства, обслуживающие городские маршруты, специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидам к беспрепятственному пользованию транспортными средствами в срок до 01 октября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней, с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья /подпись/ М.А.Перфилова
Решение не обжаловано, вступило в законную силу «05» декабря 2011 г<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>