2-427\2010ссо27
Решение
Именем Российской Федерации
Село Беляевка 18 августа 2010 года
Беляевский районный суд Оренбургской области
В составе:
Председательствующего судьи Харченко Н.А.
При секретаре Дияровой Г.В.,
С участием истицы Поповой Е.И., представителя ответчика Комкова С.М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой ФИО8 государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Беляевском районе (далее по тексту ГУ – УПФР в Беляевском районе) о признании незаконным решения начальника,
Установил:
Попова Е.И. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения №... от ДД.ММ.ГГ. года к ГУ-УПФР в Беляевском районе по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГ. года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Своим решением начальник ГУ-УПФР в Беляевском районе №... от ДД.ММ.ГГ. года отказал в назначении досрочной пенсии по старости, не включив в льготный стаж период нахождения отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года. Считает указанное решение незаконным, просит обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости, включив в льготный стаж указанный выше период.
В ходе судебного заседания истица свои требования полностью поддержала.
Представитель ответчика Комков С.М. в судебном заседании с требованиями истицы не согласился, объяснив, что при вынесении обжалуемого решения нарушений действующего законодательства не было допущено.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В трудовой книжке серии ЕТ-1 №... от ДД.ММ.ГГ. года отражены периоды педагогической деятельности Поповой Е.И. (листы дела 5-6)
Согласно свидетельства о рождении, матерью Поповой В.А. является Попова Е.И (лист дела 16)
Из решения начальника ГУ-УПФР в Беляевском районе №... от ДД.ММ.ГГ. года видно, что из стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, исключен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. (листы дела 7-8)
В ходе судебного заседания обозревалось отказное пенсионное дело Поповой Е.И.: копия трудовой книжки, документы, подтверждающие периоды работы истицы, архивная справка № 6-2\141 от 10 июля 2009 года.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствие с требованиями пункта 10 части 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. года №...ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как видно из обжалуемого решения начальника ГУ_УПФР в Беляевском районе №... от ДД.ММ.ГГ. года, продолжительность льготного стажа Поповой Е.И. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составила 23 года 05 месяцев 16 дней. В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Истица считает, что в ее стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, незаконно не был включен периоды с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года.
Суд считает, что исключение из стажа Поповой Е.И. указанного периода является незаконным по следующим основаниям.
Согласно Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», а также разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375\24-11, женщинам предоставляется дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Пункт 7 вышеназванных разъяснений указывает, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа, стажа работы по специальности время отпусков по уходу за ребенком засчитывается в том же порядке, как работа, в течение которой предоставлены данные отпуска.
Кроме того, в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.
Из трудовой книжки Поповой Е.И. следует, что в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет истица уходила будучи педагогическим работником. Данный отпуск был ей предоставлен до вступления в законную силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РФ» - в июле 1992 года.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В связи с этим, суд полагает, что требования истицы подлежат удовлетворению.
Учитывая, что на момент обращения в УПФР в Беляевском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (на ДД.ММ.ГГ. года) Попова Е.И. имела необходимый стаж педагогической деятельности, досрочная пенсия по старости должна быть ей назначена со дня обращения к ответчику.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Поповой ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Беляевском районе Оренбургской области №... от ДД.ММ.ГГ. года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Беляевском районе Оренбургской области назначить Поповой ФИО10 досрочную пенсию по старости со дня ее обращения в Пенсионный фонд РФ, то есть с ДД.ММ.ГГ. года, включив в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Беляевский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
В окончательной форме решение будет принято 19 августа 2010 года.