Гражданское дело № 2-168\2010 ссо27
Решение
Именем Российской Федерации
Село Беляевка ДД.ММ.ГГ. года
Беляевский районный суд Оренбургской области
В составе:
Председательствующего судьи Харченко Н.А.
При секретаре Лотоцкой Т.В.
С участием истицы Никитиной С.В.,
Представителя ответчика Зинчук И.А.,
действующего на основании доверенности №... 7 от ДД.ММ.ГГ. года,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никитиной ФИО8 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в ххх (далее по тексту ГУ – УПФР в ххх) о признании незаконным решения начальника №... от ДД.ММ.ГГ. года,
Установил:
Никитина С.В. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения начальника №... от ДД.ММ.ГГ. года по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГ. года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением №... от ДД.ММ.ГГ. года было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, не были включены в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года; не засчитаны в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года и отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года. Считает указанное решение незаконным, просит обязать ответчика назначить ей досрочно с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, включив в льготный стаж перечисленные выше периоды.
В ходе судебного заседания истица свои требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, суду объяснила, что на курсы повышения квалификации направлялась работодателем, без них не смогла бы продолжать работать по занимаемой должности.
Представитель ответчика Зинчук И.А. с требованиями истицы не согласилась, полагает, что оснований для включения указанных истицей периодов в специальный стаж не имеется.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В трудовой книжке серии АТ-V №... от ДД.ММ.ГГ. года отражены периоды работы Никитиной С.В. (листы дела 7-8)
Согласно свидетельства о рождении, ДД.ММ.ГГ. года родился ФИО4, матерью которого указана ФИО3. (лист дела 9)
Периоды нахождения Никитиной С.В. в отпуске по беременности и родах, в отпуске по уходу за ребенком, на курсах повышения квалификации подтверждаются справкой ххх выписками из приказов. (листы дела 15, 16-18)
Из решения начальника ГУ-УПФР в ххх №... от ДД.ММ.ГГ. года видно, что из стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года; не засчитаны в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года и отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года. (листы дела 20-22)
В ходе судебного заседания обозревалось отказное пенсионное дело Никитиной С.В.: копия трудовой книжки, справки, подтверждающие периоды работы истицы.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с требованиями пункта 10 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим медицинскую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как видно из обжалуемого решения начальника ГУ-УПФР в ххх №... от ДД.ММ.ГГ. года, продолжительность льготного стажа Никитиной С.В. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составила 23 года 08 месяцев 18 дней. В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года; не засчитаны в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года и отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года.
Суд считает, что исключение из стажа Никитиной С.В. вышеперечисленных периодов является незаконным по следующим основаниям.
Согласно Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», а также разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375\24-11, женщинам предоставляется дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Пункт 7 вышеназванных разъяснений указывает, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа, стажа работы по специальности время отпусков по уходу за ребенком засчитывается в том же порядке, как работа, в течение которой предоставлены данные отпуска.
Кроме того, в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего на 1990-1992 годы, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.
Из трудовой книжки Никитиной С.В. и выписок из приказов следует, что в отпуск по беременности и родам, в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, в отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет истица уходила будучи медицинским работником.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Поэтому, требования истицы о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года и отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года. При этом, периоды нахождения в отпуске по беременности родам, а также отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет должны быть включены в стаж медицинской работы в льготном исчислении в соответствие с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ. года №..., а именно один год как год и три месяца.
Также суд считает, что в стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию по старости, незаконно не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ №... от ДД.ММ.ГГ. года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому, периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление взносов в Пенсионный Фонд РФ.
При определении срока назначения трудовой пенсии Никитиной С.В. суд руководствуется частью 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях», согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГ. года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
Иск Никитиной ФИО9 удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в ххх ххх №... от ДД.ММ.ГГ. года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в ххх ххх назначить Никитиной ФИО10 досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ. года, включив в стаж ее работы в льготном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года; засчитать в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года и отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГ. года по ДД.ММ.ГГ. года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Беляевский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: