Дело №2-100 2011г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Белый 3 октября 2011 года Бельский районный суд Тверской области в составе : председательствующего судьи Новиковой С.А., при секретаре Богачёвой В.П., с участием помощника прокурора Бельского района Степанова Д.В., представителя ответчика - главы администрации муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» - Карпенковой В.Н., представителя ответчика - администрации муниципального образования «Бельский район» - Соколова В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бельского района Тверской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учёт в качестве бесхозяйного общественного кладбища Макаровское, расположенного в д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области, и к администрации муниципального образования «Бельский район» о возложении обязанностей принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельного участка под общественным кладбищем Макаровское, расположенным в д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области, у с т а н о в и л : Прокурор Бельского района Тверской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился с иском в суд к администрации муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» и администрации муниципального образования «Бельский район» и просит возложить на ответчиков обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учёт в качестве бесхозяйного общественного кладбища Макаровское, расположенного в д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области, и о возложении обязанностей принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельного участка под кладбищем. Исковые требования мотивированы тем, что вблизи д.Большое Макарово, расположенной на территории Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области, находится место захоронения - общественное кладбище Макаровское. Согласно п.22 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с п.22 ст.7 Устава муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района Тверской области» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. На учёте в государственном органе регистрации имущества общественное кладбище Макаровское не состоит. Свидетельство на право собственности в отношении кладбища как объекта недвижимости Демяховское сельское поселение не имеет. Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на общественное кладбище Макаровское, расположенное в районе д.Большое Макарово на территории Демяховского сельского поселения Бельского района, которое не имеет собственника, дают положения ст.225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Как установлено в ходе проверки, проведённой прокуратурой района, общественное кладбище Макаровское, расположенное в районе д.Большое Макарово на территории Демяховского сельского поселения Бельского района, являющееся в соответствии с гражданским законодательством бесхозяйной вещью, до настоящего времени на учёт в орган, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлено. Статус указанного захоронения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим потенциальную опасность для граждан, требует принятия мер по передаче его в муниципальную собственность для предотвращения нарушения санитарных и экологических норм и правил, результатом нарушения которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среде. До настоящего времени со стороны администрации Демяховского сельского поселения Бельского района, на территории которого расположено данное бесхозяйное общественное захоронение, мер по принятию указанного объекта в муниципальную собственность не принято. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, право последних на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании помощник прокурора Бельского района Степанов Д.В. исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям и дополнил, что право собственности на объект недвижимого имущества - общественное кладбище Макаровское, расположенное в районе д.Большок Макарово на территории Демяховского сельского поселения Бельского района, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано. На балансе Демяховского сельского поселения данное кладбище не состоит. Как объект недвижимости кладбище представляет собой имущественный комплекс, который должен иметь собственника. Отсутствие собственника, который отвечал бы за содержание кладбища, может повлечь нарушения в области санитарной и экологической безопасности, поэтому просит обязать администрацию Демяховского сельского поселения Бельского района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного общественного кладбища Макаровское, расположенного в д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области, а на администрацию Бельского района возложить обязанности принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельного участка, расположенного под кладбищем, поскольку земли на территории района не разграничены, а в соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Следовательно, администрация Бельского района обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципальных образований, собственность на которые не разграничена, поэтому исковые требования о принятии мер к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ предъявлены именно к районной администрации. Сведения о том, что земельный участок, на котором расположено кладбище Макаровское, принадлежит государству, отсутствуют. Представитель ответчика - глава администрации муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» Карпенкова В.Н. - с иском согласилась частично и пояснила, что на территории Демяховского сельского поселения действительно расположено бесхозяйное кладбище Макаровское - в д.Большое Макарово. Кладбище не имеет собственника. Никакой документации в отношении этого кладбища у администрации Демяховского сельского поселения не имеется. Обслуживание данного кладбища осуществляется администрацией Демяховского сельского поселения, которая привлекает население для обкашивания территории кладбища, прополки могил и вывоза мусора, однако официальный собственник кладбища отсутствует. Захоронения на кладбище производятся стихийно, места для захоронений в установленном законом порядке не отводятся, плата за них не взимается. Кладбище расположено на земле, входящей в состав территории Демяховского сельского поселения, но администрация поселения землями не распоряжается, этот вопрос находится в компетенции муниципального образования «Бельский район». С исковыми требованиями прокурора она согласна частично, считает, что общественное кладбище должно иметь собственника, однако для того, чтобы Демяховское сельское поселение оформило право собственности на данный объект недвижимости, необходимы определённые денежные затраты, а денежными средствами на эти цели сельское поселение не располагает. Бюджет сельских поселений на 50% финансирует МО «Бельский район». Представитель администрации муниципального образования «Бельский район» по доверенности Соколов В.Е. с иском не согласился и пояснил, что в реестре муниципальной собственности Бельского района кладбище Макаровское, расположенное в д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения, не числится. Собственником земельного участка, на котором расположено данное кладбище, администрация Бельского района не является. До разграничения земель этот земельный участок является государственным. Статья 209 ГК РФ говорит о том, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику. В статье 210 ГК РФ сказано, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник. На основании закона «О введении в действие земельного кодекса РФ» администрация района вправе после проведения межевания распорядиться выделенными земельными участками, но не имеет полномочий по владению и пользованию ими. В собственность администрации Бельского района кладбище Макаровское государством не передавалось. Федеральным законом от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бремя организации содержания (но не само содержание) кладбищ возложено на администрации сельских поселений. Вся территория Бельского района распределена между сельскими поселениями, межселенных территорий в Бельском районе нет, поэтому на администрацию Бельского района не могут быть возложены обязанности по проведению кадастровых работ в отношении земельного участка, на котором расположено кладбище. С иском прокурора Бельского о возложении на администрацию муниципального образования «Бельский район» обязанности по организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении Макаровского кладбища он не согласен, считает, что государство обязано оформить кладбище в свою собственность, после чего передать его муниципалитету. Бюджет сельских поселений на 50% финансирует МО «Бельский район». Копией Устава муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района Тверской области» подтверждено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, организация ритуальных услуг и содержание пест захоронения (п.п. 3, 22 п.1 ст.7). Копией Устава муниципального образования Тверской области «Бельский район» подтверждено, что к вопросам местного значения Бельского района относится владение, пользование, распоряжение имуществом, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, находящимся в муниципальной собственности района, организация ритуальных услуг (п.п. 3, 10, 17 п.1 ст.10). Из сообщения комитета по экономике и управлению имуществом администрации Бельского района от 8.08.2011г. усматривается, что на территории Бельского района имеется Макаровское кладбище. На учёте в государственном органе регистрации имущества кладбище не состоит. Свидетельство на право собственности в отношении кладбища как объекта недвижимости сельское поселение не имеет. Из перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность, от 8.07.1992г. усматривается, что общественное кладбище Макаровское, расположенное вблизи д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района, в муниципальную собственность не передавалось. Справкой муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района Тверской области» от 28.07.2011г. и описанием границ поселений Бельского района подтверждено, что общественное кладбище Макаровское расположено на территории Демяховского сельского поселения вблизи д.Большое Макарово. Из сообщения Нелидовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 20.09.2011г. усматривается, что информацией, значится ли в реестре государственного или муниципального имущества кладбища, расположенные на территории Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области, Нелидовский отдел не располагает. Стороны согласны рассмотреть дело по представленным документам. Заслушав объяснения помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В силу пп.22 п.1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии со ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учётом их волеизъявления или по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению, а также содержанию мест погребения устанавливаются статьёй 16 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003г. Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения. Следовательно, отсутствие собственника и надлежащего содержания и контроля за состоянием места захоронения, отсутствие мер по обеспечению его безопасности влечёт невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду. Пункт 10.18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001г. №01-НС-22/1) установлено, что на кладбище должны быть стенд с планом кладбища, стенд для помещения объявлений и распоряжений администрации, правил посещения кладбищ, прав и обязанностей граждан, чаши с кранами для полива зелёных насаждений, общественные туалеты, мусоросборники и урны для мусора и т.д. Непринятие должных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и к нарушению прав граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую среду. То обстоятельство, что отсутствие контроля за эксплуатацией действующего места захоронения может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний, каких-либо доказательств не требует. Кроме того, на общественном кладбище Макаровское, расположенном вблизи д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района, захоронения производятся гражданами стихийно, без разрешения органов местного самоуправления, без учёта правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 6.04.2003г. Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учёта экологических и санитарно-эпидемических требований. Законодательством установлено, что в целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний процесс погребения умерших от инфекции неясной этиологии, а также от особо опасных инфекций (умерших в лечебных учреждениях или поступивших в паталого-анатомические отделения для вскрытия) совершается в оцинкованных, герметически запаянных гробах непосредственно из паталого-анатомического отделения. Захоронение умерших, имеющих высокий радиоактивный фон, допускается на специально отведённом участке кладбища, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности. Однако данные ограничения, установленные законом, органами местного самоуправления Демяховского сельского поселения Бельского района не отслеживаются и не соблюдаются при осуществлении захоронений. В судебном заседании установлено, что общественное кладбище Макаровское, расположенное вблизи д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района, эксплуатируется на протяжении длительного времени, правоустанавливающих документов на него не имеется, земельный участок под размещение данного места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отводился. Согласно ч.1 ст.225 ГПК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Из материалов дела видно и судом установлено, что общественное кладбище Макаровское, расположенное вблизи д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района, не имеет собственника. Какие-либо документы, свидетельствующие о наличии собственника общественного кладбища Макаровское, расположенного вблизи д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района, в материалах дела отсутствуют. Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Общественное кладбище Макаровское относится к недвижимому имуществу, поскольку прочно связано с землёй, перемещение этого объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. В соответствии со ст.225 ч.3 ГПК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, возложение на администрацию муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» обязанности по принятию мер по постановке на регистрационный учёт находящегося на его территории бесхозяйного кладбища не противоречит нормам гражданского законодательства. Вопросы, касающиеся принятия на учёт и снятия с учёта бесхозяйных недвижимых вещей регулирует Положение о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. №580. Согласно пунктам 2, 4, 5, 7 указанного Положения принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется Федеральной регистрационной службой и её территориальными органами на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. На учёт принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225 и 236 Гражданского кодекса РФ. Из данной нормы следует, что орган местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения обязан действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, установив, что на территории поселения находится бесхозяйный объект - общественное кладбище, учитывая, что собственник кладбища отсутствует, администрация Демяховского сельского поселения Бельского района должна была обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке объекта на учёт в качестве бесхозяйного и по истечении одного года обратиться с заявлением в суд о признании на него права муниципальной собственности. Как следует из показаний участников судебного разбирательства и материалов дела администрация Демяховского сельского поселения Бельского района в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт общественного кладбища Макаровское, расположенного на территории данного поселения, в качестве бесхозяйного имущества не обращалась, также как и не обращалась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на данное кладбище. Рассматриваемый объект расположен в административных границах территории Демяховского сельского поселения Бельского района, а следовательно, бездействие администрации в части обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного кладбища на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из п.3 ст.225 ГПК РФ. Невыполнение действий по постановке кладбища на учёт как бесхозяйного препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему содержанию. В соответствии с требованиями п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие наздоровье человека, даже если это потребует больших затрат. Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. В соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве». Согласно ст.1 Федерального закона от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон. В соответствии со ст.17 Федерального закона от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009г. №688. Частью 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимым имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе. Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учёта должны быть представлены межевой план (при постановке на учёт земельного участка, учёте части земельного участка или кадастровом учёте в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьёй 38 данного закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учётом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). В силу статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результатом кадастровых работ является передача заказчику таких кадастровых работ, в частности, межевого плана. Часть 1, 3 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определённые внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Если в соответствии со ст.39 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»во взаимосвязью с частью 3 этой же статьи предметом согласования с заинтересованным лицом, обладающим на праве собственности смежным земельным участком, при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Судом установлено, что право федеральной и муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем Макаровское, расположенного в д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района, не зарегистрировано. Из письма Минэкономразвития РФ от 16.03.2010г. №Д 23-867 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» следует, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органами местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (пункты «г», «к» части 1 статьи 72). В соответствии с данными конституционными положениями решение вопросов разграничения государственной собственности на землю между территориальными уровнями публичной власти, включая определение субъекта, ответственного за распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, реализуется Российской Федерацией и её субъектами в порядке, определяемом, в частности, положениями статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, а также её статьёй 132 (часть2), предусматривающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Таким образом, администрация муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» и администрация муниципального образования «Бельский район» не принимают должные меры к оформлению необходимых документов на земельные участки, занятые под кладбища в Демяховском сельском поселении, меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ, чем нарушаются права неопределённого круга лиц. Указанные в исковом заявлении доводы нашли своё полное подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными. При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объёме. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено (части 1, 2 ст.206 ГПК РФ). Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения - до 10.10.2012 года. Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» и администрации муниципального образования «Бельский район» о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учёт в качестве бесхозяйного общественного кладбища Макаровское, расположенного в д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области, и о возложении обязанностей принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельного участка под кладбищем, удовлетворить. Признать незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействие администрации муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» в части не организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Возложить на администрацию муниципального образования «Демяховское сельское поселение Бельского района» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Нелидовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области), с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества общественного кладбища Макаровское, расположенного вблизи д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области, в срок до 10 октября 2012 года. Возложить на администрацию муниципального образования «Бельский район Тверской области» обязанность в срок до 10 октября 2012 года принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельного участка, занятого под общественное кладбище Макаровское, расположенное вблизи д.Большое Макарово Демяховского сельского поселения Бельского района Тверской области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивировочная часть решения изготовлена 3 октября 2011 года. Судья : С.А. Новикова.