Дело №2-123/ 2011г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Белый 7 декабря 2011 года. Бельский районный суд Тверской области в составе : председательствующего судьи Тепляковой В.К., с участием прокурора Степанова Д.В., при секретаре Новиковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бельского района Тверской области в защиту неопределённого круга лиц к администрации Бельского района об обязании проведения землеустроительных и кадастровых работ, постановке на учёт земельного участка занятого под кладбище в д.Кавельщино, к администрации Кавельщинского сельского поселения о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества, общественного кладбища, находящегося на территории этого муниципального образования в д.Кавельщино, у с т а н о в и л : Прокурор Бельского района Тверской области обратился с иском к администрации Бельского района об обязании проведения землеустроительных и кадастровых работ, постановке на учёт земельного участка занятого под кладбище расположенного в д.Кавельщино, к администрации Кавельщинского сельского поселения о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества, общественного кладбища расположенного в д.Кавельщино, находящегося на территории этого муниципального образования. В обосновании исковых требований указано, что в ходе проведённой прокуратурой Бельского района проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Кавельщинского сельского поселения имеется действующее сельское кладбище Кавельщинское, расположенное в д.Кавельщино Кавельщинского сельского поселения. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм. Кладбище как объект, создающий потенциальную опасность для граждан, требует принятия мер по передаче его в муниципальную собственность для предотвращения нарушения санитарных и экологических норм и правил, результатом нарушения которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среде. Какие-либо правоустанавливающие документы на указанное кладбище, и земельный участок, занятый кладбищем, границы земельного участка на местности не определены, права на соответствующий земельный участок надлежащим образом не оформлены, кадастровый план отсутствует. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Для возникновения муниципальной собственности на общественное кладбище, которое в настоящее время не имеет собственника, администрации Кавельщинского поселения необходимо в порядке ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного. Так как администрация Кавельщинского сельского поселения не принимает должные меры к оформлению необходимых документов для постановки на учёт кладбища, как бесхозяйного имущества, глава администрации при этом ссылается на отсутствие для этого денежных средств, прокурор Бельского района вынужден обратиться с иском в суд. Поскольку земли поселений и муниципальных районов не разграничены, полномочия собственника земель в районе осуществляет администрация Бельского района меры по организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ должна выполнить администрация района. В судебном заседании прокурор Степанов Д.В. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям указанным в заявлении. При этом пояснил, что кладбище, расположенное в д. Кавельщино находится на территории Кавельщинского сельского поселения. В соответствии со ст. ст. 15, 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что какие-либо правоустанавливающие документы на данный объект отсутствует. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм, результатом нарушения которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среде. Статус указанного захоронения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим потенциальную опасность для граждан, требует принятия мер по передаче его в муниципальную собственность для предотвращения нарушения санитарных и экологических норм и правил, результатом нарушения которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среде. Со стороны администрации Кавельщинского сельского поселения Бельского района мер по принятию указанного объекта в муниципальную собственность не принято, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления Кавельщинского сельского поселения Бельского района вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Кавельщинского сельского поселения Бельского района Тверской незаконным и обязать администрацию обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи общественного захоронения Кавельщинское, расположенное в д.Кавельщино. Поскольку земли поселений и муниципальных районов не разграничены, полномочия собственника по распоряжению землями сельских поселений в районе осуществляет администрация Бельского района мероприятия по организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ должна выполнить администрация района. Просит суд обязать администрацию Бельского района выполнить указанные действия, которые необходимы для постановки объекта на учёт. Представитель ответчика - Администрации Кавельщинского сельского поселения Бельского района глава администрации Орлова Т.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснив при этом, что кладбище Кавельщинское, расположенное в д.Кавельщино находится на территории сельского поселения. Кладбище действующее, на нем производятся захоронения, однако каких-либо правоустанавливающих документов на этот объект в администрации сельского поселения нет. Поскольку объект ранее не передавался в муниципальную собственность, полагает, что кладбище находится в государственной собственности. Администрация сельского поселения выполняет требования закона и Устава сельского поселения в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, так как регулярно ухаживает за кладбищем: обкашивает траву, убирает мусор, следит за состоянием. Земельный участок надлежащим образом не оформлен, кадастрового плана нет. Бюджет сельского поселения не предусматривает расходы на проведение мероприятий по регистрации объекта в муниципальную собственность. Землями сельская администрация не распоряжается, полагает, что провести межевание земельного участка, занятого кладбищем, администрация сельского поселения не имеет права. Представитель ответчика Администрации Бельского района Соколов В.Е. исковые требования прокурора не признал, в судебном заседании пояснил, что кладбище Кавельщинское, расположенное в д.Кавельщино, является государственным. В 1992 году в муниципальную собственность переданы предприятия, имущество, в Перечне имущества переданного в муниципальную собственность указанное в решении кладбище не значится. Следовательно, данный объект принадлежит государству. Администрация района имеет только право распоряжения земельными участками, право пользования и владения принадлежит сельским поселениям. Бюджет района дотационный и средства на проведение землеустроительных и кадастровых работ, осуществления постановки на кадастровый учет земельного участка занятого под кладбище бюджетом не предусмотрены. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, будучи надлежащим образом уведомленной, в судебное заседание не прибыл. Самостоятельных требований и возражений по делу не заявлено. Выслушав прокурора, объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования прокурора Бельского района подлежат удовлетворению в полном объёме. Согласно п.22 ч.1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В силу ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О погребении и похоронном деле") места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные. В соответствии с ч.2 ст.25 данного федерального закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Указанный Закон в ч.1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом) после сожжения тел (останков) умерших, (далее прах) крематориями, для предания тел (останков) умерших огню, также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч.4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы...")) Согласно Устава муниципального образования «Кавельщинское сельское поселение Бельского района Тверской области» ст.7 п.22 к вопросам местного значения относятся организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В судебном заседании установлено и подтверждено ответом Администрации Кавельщинского сельского поселения, что Кавельщинское кладбище расположено на территории Кавельщинского сельского поселения, которое эксплуатируется на протяжении длительного времени. Кладбище не состоит на учёте в органе регистрации прав на недвижимость и собственника не имеет. Из ответа Нелидовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области следует, что сведениями о правах собственности на кладбища, расположенные на территории Кавельщинского сельского поселения, отдел не располагает. Из ответа администрации Бельского района следует, что все общественные кладбища, расположенные на территории Бельского района включены в реестр муниципальной собственности сельских поселений, на территории которых они расположены. На учете в государственном органе регистрации имущества кладбища не состоят. Вышеизложенным в судебном заседании опровергается утверждение представителей ответчиков администрации Бельского района Соколова В.Е. и главы администрации Кавельщинского сельского поселения Орловой Т.В., что кладбище в настоящее время находится в государственной собственности. Из представленной суду представителем ответчика - администрации Бельского района Соколовым В.Е. «Описания границ поселений Бельского района» следует, что Кавельщинское кладбище расположено на территории Кавельщинского сельского поселения. В судебном заседании представители ответчиков не отрицают, что правоустанавливающие документы на Кавельщинское кладбище, расположенное в д.Кавельщино в установленном законом порядке не оформлены. Иные действия для оформления кладбищ в муниципальную собственность администрацией Кавельщинского сельского не принимались ввиду отсутствия собственных средств в поселении. С учетом изложенного суд находит, что Кавельщинское кладбище, расположенное в д.Кавельщино не имеет собственника. В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Кроме того, необходимо предоставление кадастрового плана земельного участка. В судебном заседании представители сторон подтвердили, что земли поселений и муниципальных районов не разграничены, полномочия собственника земель осуществляет администрация Бельского района. В соответствии с изложенным, суд находит обоснованными требования прокурора о привлечении администрации Бельского района в качестве соответчика и возложении на данного ответчика обязанности по проведению землеустроительных и кадастровых работ, постановке земельного участка, занятого кладбищем на кадастровый учёт. В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области в защиту неопределённого круга лиц к администрации Бельского района об обязании проведения землеустроительных и кадастровых работ, постановке на учёт земельного участка занятого под Кавельщинское кладбище, к администрации Кавельщинского сельского поселения о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества, общественного кладбища Кавельщинское, находящегося на территории этого муниципального образования в д. Кавельщино удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Бельский район Тверской области в срок до 01 января 2013 года принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка занятого под кладбище Кавельщинское, расположенного в д.Кавельщино Кавельщинского сельского поселения Бельского района Тверской области. Возложить на администрацию муниципального образования Кавельщинское сельское поселение Бельского района обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества кладбища Кавельщинское, расположенного в д.Кавельщино Кавельщинского сельского поселения Бельского района Тверской области в срок до 01 января 2013 года. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток с момента его вынесения путём подачи кассационной жалобы через Бельский районный суд. Председательствующий подпись Теплякова В.К.