Уг. дело № 1-20/2010 г.
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белозерск 15 апреля 2010 года
Судья Белозерского районного суда Вологодской области Шевченко С.И.
с участием государственного обвинителя – прокурора Белозерского района Денисова В.И.,
подсудимого Малешина А.В.,
защитника Даниленко Д.В., представившего удостоверение № 59 и ордер № 53,
при секретаре Ферапонтовой Т.А.,
а также с участием потерпевшей М.
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Малешина А.В., родившегося ... года в ..., ..., проживающего по адресу: ..., ранее не судимого,
содержащегося под стражей со 2 января 2010 года,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч. 1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Подсудимый совершил преступление при следующих обстоятельствах.
1 января 2010 г. около 4 часов 20 минут по месту жительства на кухне дома в ... района ..., ..., ..., ..., между Малешиным А.В. и его сыном М.Е. находящимися в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, в ходе которой М.Е. нанес отцу удар кулаком в область грудной клетки слева, причинив ему физическую боль, а Малешин А.В. в ответ взял на кухне с печи нож и умышленно с целью лишения М.Е. жизни нанес ему удар ножом в область расположения жизненно-важных органов - брюшную полость. Своими действиями Малешин А.В. причинил М.Е. колото-резаную рану брюшной полости с повреждением брюшной аорты, осложнившуюся острой кровопотерей, расценивающуюся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения и повлекшую смерть потерпевшего на месте происшествия.
Подсудимый Малешин А.В. вину признал полностью и суду пояснил, что в новогоднюю ночь после распития спиртного ненадолго ходил к соседям С. после чего намеревался лечь спать. У него болели сломанные около недели назад ребра, и в этот период он плохо спал. Сын М.Е.. был дома, но что у них произошло, не помнит. Очнулся, когда незнакомая девушка закричала, чтобы вызывал «скорую помощь», а потом в доме появились работники милиции. Сын М.Е. был мертв. Признает, что он (Малешин А.В.) убил сына, т.к. больше некому. Считает, что сын М.Е. «довел» его. В течение нескольких лет сын М.Е. не работал, жил на иждивении родителей, злоупотреблял спиртными напитками, приводил домой компании, в т.ч. и в ночное время, мешая всей семье спать. На замечания устраивал скандалы, бывало, что бил его (Малешина А.В.). Полагает, что и в новогоднюю ночь сын тоже учинил скандал, и, поскольку ударил его (Малешина А.В.) в бок, где было сломано ребро, то он (МалешинА.В.) не сдержавшись, убил сына.
В ходе предварительного следствия Малешин А.В. пояснил, что в новогоднюю ночь проснулся от того, что громко работал телевизор, М.Е. разговаривал и смеялся. На кухне увидел М.Е. и ранее незнакомую девушку. Попросил М.Е. говорить тише, не мешать спать. М.Е. что-то ответил в грубой форме. Что было далее, не помнит. Думает, что ударил сына в ходе ссоры ножом, которым строгали на кухне лучины, лежавшим на краю печи.
Кроме личного признания подсудимого, его вина подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей, материалами дела.
Так, потерпевшая М. пояснила суду, что между мужем Малешиным А.В. и сыном М.Е. были плохие отношения, т.к. сын не работал и злоупотреблял спиртным. У них происходили скандалы на этой почве. Бывали случаи, что сын бил Малешина А.В.
В ходе предварительного следствия М. показала, что 31.12.09 года около 18 час. она, муж Малешин А.В., дочь М.О.., ее друг П. выпили бутылку водки. М.Е. спиртного с ними не употреблял. Она (М.) ушла на работу около 19 часов. Ночью М.Е. позвонил ей на работу и сказал, что отец пришел домой пьяный, в снегу, и уснул в туалете. Попросила Малешина А.В. уложить дома спать. М.Е. пообещал. По голосу поняла, что он пьян. Позвонила М.О. и попросила ее сходить домой, посмотреть, все ли там в порядке. М.О. позже сообщила, что Малешин А.В. спит, М.Е. сидит дома. Около половины пятого утра 01.01.10 года ей (М.) позвонили. По телефону услышала женский голос и плач. Сказали, что дома кто-то убит, подумала, что убил М.Е. Вызвала машину «Скорой помощи», встретила ее по дороге и на ней приехала домой. На кухне М.Е. сидел у стола без признаков жизни. Около него была лужа крови. Фельдшер констатировал смерть М.Е.. На крыльце стояла девушка и плакала. Малешин А.В. находился дома, был заметно пьян. Дома не могла найти ножа, которым строгали лучины для растопки печи.
Свидетель У. показала, что в новогоднюю ночь около половины третьего она приходила домой к знакомому М.Е.. Зайдя в дом, услышала, что в одной из комнат отец М.Е.. звал свою дочь, но той дома не было. М.Е. пояснил, что отец пьян. Они сидели в комнате М.Е.. и разговаривали, слушали музыку. В комнату заглянул отец М.Е. Был он пьян. Ничего не говоря, ушел и вывернул пробки, отключив электричество. М.Е. снова включил пробки, заглянул к отцу и спросил, зачем тот это сделал. Ответа не слышала. М.Е. вернулся в комнату. Отец его снова сходил и выключил пробки. М.Е. опять их включил и снова спрашивал у отца, зачем тот выключает пробки, так как музыка была негромкая. Отец грубо отвечал М.Е. и нецензурно ругался. М.Е. ушел из комнаты отца на кухню, она тоже пошла туда. Отец М.Е. кричал из своей комнаты, высказывал какую-то угрозу, как ей показалось, угрожал М.Е. убить. М.Е. пояснил, что такое не в первый раз. После угроз отец М.Е. вышел из комнаты и остановился на пороге кухни. М.Е. спросил, что ему надо, сказал, что может сейчас ему с одного щелчка два ребра сломать, встал с табуретки и ударил отца кулаком в левый бок. Отец М.Е. сразу схватил с печки нож, которым строгают лучины, и ударил им М.Е. в живот. Длина лезвия ножа около 20 см, ручки – около 10 см. М.Е. приподнял футболку, и она (У.) увидела небольшую рану. М.Е.. попросил позвонить матери и упал. Нашла телефон у М.Е.., позвонила его матери и рассказала о случившемся. В это время отец М.Е. входил и уходил из квартиры. Ко времени приезда «Скорой помощи» М.Е. уже умер.
Свидетель М.О. суду показала, что 31.12.09 года около 20 час. она ушла из дома в гости. Дома остались отец Малешин А., брат М.Е.. Малешин А.В. был пьян. М.Е. трезв. Около двух часов ночи по просьбе матери ходила домой проверить, все ли в порядке. Малешин А.В. спал. М.Е. сидел один, был в состоянии опьянения. После этого ушла снова. Вернувшись утром, узнала, что убит М.Е. Ранее Малешин А.В. и М.Е. ругались, т.к. М.Е. приходил ночью пьяный, включал громко музыку, происходили скандалы.
Свидетель С.Л. показала, что давно знает семью М., с которой проживает по соседству. У Малешина А.В. и его сына М.Е. плохие отношения, так как М.Е. не работал, злоупотреблял спиртным. Малешин А.В. тоже часто употреблял спиртное. Между Малешиным А.В. и его сыном М.Е. происходили скандалы. При этом бывало, что Малешин А.В. сам мог провоцировать сына. Около двух лет назад видела драку между Малешиным А.В. и М.Е. В ночь на 1.01.2010 года к ним домой пришел Малешин А.В., находившийся в состоянии опьянения. Ругался на сына М.Е.., что было в порядке вещей. Говорил, что тот дома один. Малешин А.В. ушел около 2-х час. ночи. Утром узнала, что М.Е. убит. Зашла к М. домой и на кухне видела лежащий труп М.Е.
Свидетель Я., ..., суду показал, что в ночь на 1.01.10 года около 5 часов на сотовый телефон позвонила ... К. и пояснила, что в доме у М. кто-то нанес ножевое ранение М.Е., и тот умер. Приехав в дом М., застал на кухне квартиры сидящего Малешина А.В., находящегося в состоянии сильного алкогольного опьянения. Труп М.Е. находился на кухне, навалившись на стол и свисая с него, рука была закинута на стол. Малешин А.В. сказал, что они поссорились, и он «порешил сына». На трупе в области живота была рана, рядом с трупом кровь. Позже Малешин А.В. пояснил, что удар нанес ножом, которым строгали лучину.
Свидетель К., ..., показала, что в ночь на 1 января 2010 года в 4 час. 35 мин. поступил телефонный звонок, что у М. кому-то нанесено ножевое ранение. Когда приехали к дому М., на крыльце стояла девушка в слезах, которая стала кричать, что приехали поздно. На кухне около стола находился М.Е. Он был мертв. Выйдя из дома, видела, что Малешин А.В. уходит от дома.
Свидетель Д. суду показала, что у Малешина А.В. и его сына М.Е. были плохие отношения. Около двух лет назад видела, что М.Е. бил своего отца. В ночь на 1.01.2010 года находилась на дежурстве вместе с М. После 24 часов М. позвонил сын М.Е.., сказал, что отец пришел домой пьяный и упал на веранде. М. просила завести его домой. Позже М. сообщила дочь, что отец дома спит. Около 4 часов 30 минут М. позвонили и сказали, что дома кого-то ударили ножом. М. сразу побежала домой.
Согласно протоколу осмотра места происшествия (т.1л.д. 15) на кухне ... ...... ..., ... района возле стола обнаружен труп М.Е. в положении сидя на полу, в области живота на уровне пуповины имеется рана линейной формы около 3,5 см в длину, из которой выступает фрагмент внутренних органов. От раны вверх отходит поверхностная полосовидная рана длиной около 6 см. На брюках - множественные потеки вещества бурого цвета. Запястье правой руки трупа обильно опачкано веществом бурого цвета. Возле трупа - обширное пятно вещества бурого цвета.
В соответствии с протоколом осмотра трупа М.Е. (т.1л.д.45), указанные телесные повреждения зафиксированы с участием судебно-медицинского эксперта.
По акту судебно-медицинского исследования трупа (т.1л.д.197) и заключению судебно-медицинской экспертизы трупа М.Е. (т.1л.д.201), его смерть наступила 1 января 2010 г. от слепого проникающего колото-резаного ранения брюшной полости с повреждением брюшной аорты и при этом обильного кровотечения. Причиной смерти М.Е. явилась острая кровопотеря в результате массивного забрюшинного кровотечения от проникающей колото-резаной раны брюшной полости с повреждением брюшной аорты. На трупе М.Е. обнаружены рана с ровными краями по средней линии брюшной стенки на 3,0 см выше пупка. Нижний край раны острый, верхний тупой, от верхнего края раны по средней линии брюшной стенки продолжается ссадина длиной 6 см шириной до 0,1 см чуть ниже уровня кожи. Рана проникает в брюшную полость, направление раневого канала косо спереди назад и снизу вверх. Далее по ходу раневого канала на верхнем крае корня брыжейки тонкой кишки – рана с ровными краями, вертикальная, длиной 1,5 см, и рана на передней поверхности брюшной аорты, вертикальная, длиной 1,0 см. Данное телесное повреждение является опасным для жизни в момент причинения и расценивается как тяжкий вред здоровью, повлекший смерть М.Е. Проникающая колото-резаная рана с повреждением брюшного отдела аорты находится в прямой причинной связи со смертью М.Е. Смерть М.Е. наступила в течение 1-2 минут после причинения ему смертельного ранения. Смертельная рана с повреждением аорты могла образоваться от воздействия какого-либо колюще-режущего предмета, заканчивающегося острием с длиной клинка не менее 13-15 см, от однократного сильного удара колюще-режущим предметом. На момент смерти М.Е. находился в состоянии алкогольного опьянения сильной степени.
Кроме того, на трупе обнаружен кровоподтек под левым глазом с переходом на спинку носа, как вред здоровью не расценивающийся, причиненный за 5-8 дней до смерти, к причине смерти отношения не имеющий.
В соответствии с актом гистологического исследования внутренних органов трупа М.Е. (т.1л.д.206), в подтверждение причины смерти выявлено повреждение аорты (пересечение) с массивным кровоизлиянием в наружную ее оболочку, мелкоочаговая острая эмфизема легких, кровоизлияния в паренхиму легких, начальные явления отека легких, отек стромы миокарда, относительное малокровие коры почки.
Согласно заключению трасологической экспертизы (т. 1л.д. 223), на майке с трупа М.Е. сквозное повреждение имеет колото-резаный механизм образования и образовано твердым предметом, имеющим заостренную и затупленную части, таким предметом мог быть клинок ножа или другой подобный предмет.
Как следует из протоколов выемки (т.1л.д.71) и осмотра предметов (т.1л.д. 172), на майке, брюках и трусах с трупа М.Е. имеются множественные следы вещества бурого цвета в виде пятен и потеков по направлению сверху вниз. На передней части майки и толстовки имеется сквозное повреждение ткани линейной формы длиной около 2,2 см, на майке - на расстоянии 23 см от низа майки, на толстовке - на расстоянии 16 см от низа толстовки.
По заключению судебно-медицинской экспертизы Малешина А.В. от 5.01.2010 года (т.1л.д.192), у него обнаружен закрытый перелом шестого ребра слева с незначительным смещением отломков, требующий для лечения срок не менее трех недель и по признаку кратковременности расстройства здоровья расценивающийся как легкий вред здоровью, который мог образоваться в срок, указанный Малешиным А.В - около 10 дней назад до проведения экспертизы.
Кроме того, вина подсудимого подтверждается
- протоколом явки с повинной Малешина А.В. от 1.01.2010 года в том, что он в ходе ссоры с сыном Евгением ударил его ножом в живот (т.1л.д. 7),
- обозреваемыми в суде вещественными доказательствами – одеждой М.Е.,
а также всеми материалами дела в совокупности.
Таким образом, суд вина подсудимого установлена исследованными в судебном заседании доказательствами, из которых следует, что именно подсудимый Малешин А.В. нанес удар ножом М.Е., в результате чего наступила его смерть.
Действия Малешина А.В. квалифицируются по ст. 105 ч. 1 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. Малешин А.В., нанося М.Е. удар ножом, сознавал общественную опасность своих действий и возможность наступления общественно опасных последствий – причинения смерти М.Е.., и желал наступления таких последствий. Об умысле Малешина А.В. на лишение жизни М.Е. свидетельствует выбор в качестве орудия преступления ножа – предмета, применение которого может быть опасно для жизни и здоровья; нанесение удара в брюшную полость - место расположения жизненно важных органов и крупных кровеносных сосудов; сила удара, о которой свидетельствует длина раневого канала.
В соответствии с заключением судебно-психиатрической экспертизы (т. 1л.д. 213) Малешин А.В. каким-либо психическим расстройством не страдал и не страдает, мог в момент совершения инкриминируемого ему деяния и может в настоящее время осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, в состоянии алкогольного патологического опьянения или физиологического аффекта не находился.
С учетом указанного заключения экспертизы, адекватного поведения подсудимого на протяжении предварительного следствия и в судебном заседании, у суда нет никаких сомнений во вменяемости подсудимого Малешина А.В.в отношении инкриминируемого ему деяния и его способности нести уголовную ответственность за содеянное.
При определении меры наказания суд принимает во внимание, что совершенное преступление – особо тяжкое.
Личность подсудимого характеризуется посредственно, как лицо, склонное к употреблению спиртными напитками.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, не имеется.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд признает явку с повинной, совершение преступления впервые, поведение потерпевшего М.Е., явившееся поводом для преступления.
При этом суд принимает во внимание сложившуюся длительную психотравмирующую ситуацию из-за аморального поведения М.Е. и противоправное поведение М.Е., явившееся поводом для преступления, непосредственно перед его совершением. М.Е. судя по характеристикам с места жительства, характеризовался как лицо, склонное к злоупотреблению спиртными напитками, агрессивное в состоянии опьянения, семейный скандалист. Вместе с тем суд учитывает и то, что на противоправные действия в ночь на 1.01.2010 года М.Е. спровоцировал сам же Малешин А.В., что видно из показаний свидетеля У..
С учетом указанных конкретных обстоятельств, тяжести содеянного и наступивших последствий, их необратимости, суд считает необходимым назначить подсудимому наказание, связанное с изоляцией от общества.
За потерпевшей следует признать право на удовлетворение иска о возмещении материального ущерба и морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307, 308, 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Малешин А.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8 (восемь) лет в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания Малешину А.В. исчислять с 15 апреля 2010 года. Зачесть ему в срок отбывания наказания время задержания и содержания под стражей с 1 января по 15 апреля 2010 года.
Меру пресечения на кассационный срок Малешину А.В. оставить прежнюю – заключение под стражу.
Признать за потерпевшей М. право на удовлетворение иска о возмещении материального ущерба и морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.
Вещественные доказательства – сотовый телефон «Нокия», майку, брюки черного цвета на ремне с потеками бурого цвета, трусы, толстовку с трупа М.Е. - передать потерпевшей М.; брюки черного цвета, рубашку в серо-черную клетку - возвратить по принадлежности Малешину А.В.
Приговор может быть обжалован в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, либо участии защитника, которого вправе пригласить самостоятельно либо ходатайствовать о назначении защитника судом, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК РФ. В соответствии с п.5 ч.2 ст.131, ст.132 УПК РФ суммы, выплаченные адвокату за оказание юридической помощи в случае участия адвоката по назначению, относятся к процессуальным издержкам, которые суд вправе взыскать с осужденного.
Председательствующий Шевченко С.И.