Уг. дело 1- 05 /2011год
П Р И Г О В О Р
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 января 2011 года г. Белозерск
Судья Белозерского районного суда Вологодской области Тарасов Н.Г.
с участием государственного обвинителя Болотовой Г.К.,
подсудимой Романовой В.В.,
защитника Михайловой И.Н., представившей удостоверение № 367 и ордер,
при секретаре Рулёвой Т.А.,
а также с участием потерпевшего Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Романовой В.В. года рождения, уроженки ..., зарегистрированной и проживающей по адресу: ... имеющей на иждивении двоих малолетних детей, ..., ранее не судимой, личность установлена по паспорту ..., под стражей не содержалась, копию обвинительного заключения получила 20 декабря 2010 года, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л
Подсудимая совершила преступление при следующих обстоятельствах:
23 октября 2010 года в период с 18 до 19 часов Романова В.В., находясь в квартире № дома № по улице ..., из личных неприязненных отношений, в ходе бытовой ссоры с Л., имея умысел на причинение ему тяжкого вреда здоровью, нанесла удар кухонным ножом в левую половину грудной клетки, а также несколько ударов ножом по рукам Л., в результате чего потерпевшему были причинены телесные повреждения в виде резаных ран обоих локтевых суставов, а также колото-резаной раны грудной клетки, проникающей в левую плевральную полость, которые в совокупности являются опасными для жизни в момент причинения и расцениваются, как тяжкий вред здоровью.
Подсудимая Романова В.В. вину в совершённом преступлении признала полностью и от дачи показаний в судебном заседании отказалась. В соответствии со ст. 276 ч. 1 п. 3 УПК РФ, были оглашены её показания, данные на предварительном следствии в качестве подозреваемой (л.д.49-53), когда Романова В.В. показала, что проживает с Л., который является отцом её детей, помогает в их содержании. 23 октября 2010 года Л. был дома, распивал спиртное, между ними произошла ссора, в ходе которой на кухне Л. душил её шлангом, угрожал убийством, держа в руках кухонный нож. Затем она из кухни вышла в коридор квартиры. Л. подошёл к ней, в руке держа кухонный нож, с черной пластмассовой рукояткой и длинным тонким клинком из белого металла. Л. передал ей нож, предложил ей ударить его ножом в сердце, чтобы он не мучился. Она сильно на Л. рассердилась и один раз правой рукой нанесла удар клинком ножа в левую часть грудной клетки, увидела, как из раны на груди Л. потекла кровь. Л. вышел из коридора квартиры в комнату, а она с ножом в руке пошла следом за ним. Она допускает, что там из неприязни могла ножом порезать локти Л.. Затем Л. вышел из квартиры в общий коридор дома. Она позвонила в милицию, куда сообщила о том, что ударила ножом Л.. Когда она наносила удар ножом, убивать Л. она не хотела, смерти ему не желала. Удар ножом в живот Л. она нанесла осознанно, с целью его напугать.
Виновность подсудимой подтверждается следующими доказательствами:
Потерпевший Л. показал, что 23 октября 2010 года в течение дня он распивал спиртные коктейли дома у сожительницы Романовой В.В.. Когда он опьянел, у него с Романовой произошла ссора. Вечером около 19 часов он и Романова ругались в коридоре квартиры. Он передал кухонный нож Романовой, предложив ей его ударить, что она и сделала. Дальнейших событий он не помнит. Считает, что в случившемся виновен в большей степени сам. Претензий к Романовой В.В. не имеет, просит строго её не наказывать.
Свидетель И., чьи показания, данные на предварительном следствии, были оглашены в судебном заседании в соответствии со ст. 286 ч. 1 УПК РФ, показал, что 23 октября 2010 года он пришёл в гости к Л. по адресу: .... В квартире находились Л., Романова В.В. с маленькими детьми, её отец Р.В.. Романова и Л. между собой ругались. Он (И.) заходил на кухню курить и видел, как Л. схватил на кухне газовый шланг и накинул его на горло Романовой и стал стягивать газовым шлангом её шею. Романова перехватила шланг у горла и стала вырывать шланг из рук Л.. В этот момент Л. кричал Романовой, что её убьет. Он (И.) вернулся из кухни в комнату, сел рядом с компьютером, слышал, что на кухне Л. и Романова между собой продолжали ругаться. Через некоторое время Романова пришла в комнату, за ней следом в комнату зашёл Л.. У него в руке был зажат кухонный нож с тонким длинным лезвием из белого металла. Затем Романова из комнаты перешла в коридор квартиры. Л. подошёл к Романовой, нож по-прежнему был у него в руке. Л. разговаривал с Романовой спокойно, предлагал помириться. Л. передал кухонный нож Романовой. Затем он (И.) увидел, что Романова один раз сделала резкое движение рукой с ножом вперёд так, что острие ножа вошло в левую нижнюю часть грудной клетки Л., после чего у Л. потекла кровь. После этого удара Л. побежал из коридора квартиры в комнату, где запрыгнул на диван. Романова с ножом в руке пошла вслед за Л., подошла к дивану, на котором стоял Л.. Ларичев рукой держался за кровоточащую рану на грудной клетке, Романовой кричал, что хватит, и что больше не надо. Романова ножом порезала Л., стоявшему на диване, правую руку около локтя. После этого Л. спрыгнул с дивана и побежал сначала в коридор квартиры, затем из коридора побежал из квартиры в подъезд дома. Романова стала искать мобильный телефон, чтобы позвонить в милицию. Он (И.) передал Романовой свой мобильный телефон, и она позвонила в милицию, сообщила о том, что ударила ножом Л.. Затем он (И.) забрал у Романовой свой телефон, оделся и ушёл из квартиры. В подъезде дома на полу на втором этаже лежал Л., у него грудная клетка и живот были в крови, рядом на полу были пятна крови. Он (И.) не стал дожидаться прибытия милиции, ушёл к себе домой.
Свидетели К., К.Л., чьи показания, данные на предварительном следствии, были оглашены в судебном заседании в соответствии со ст. 286 ч. 1 УПК РФ, показали, что в 19 часов ХХХ на отделение скорой медицинской помощи МУЗ «...» поступил вызов от дежурного РОВД по адресу: .... на ножевое ранение. Они выехали на автомашине «скорой помощи» по вышеуказанному адресу. По прибытии они поднялись на второй этаж дома и зашли в шестую квартиру. Там прошли в комнату и увидели лежавшего на диване мужчину, который был в сознании. Он лежал на спине, при осмотре у мужчины была обнаружена колото-резаная рана на передней поверхности грудной клетки слева и резаные раны обоих предплечий. Мужчина был пьян, на вопрос о случившемся сказал, что он, якобы, упал на бутылку и таким образом поранился. Однако, считают, что мужчина сказал неправду, т.к. раны, обнаруженные на его теле, не могли образоваться от падения на бутылку, даже если бы она при этом разбилась. Такие раны образуются от воздействия острых режущих предметов. Пострадавшему мужчине была оказана первая медицинская помощь, он был доставлен в приёмный покой и затем на хирургическое отделение МУЗ «...» с диагнозом «ножевое ранение грудной клетки».
Свидетель Л.Н., чьи показания, данные на предварительном следствии, были оглашены в судебном заседании в соответствии со ст. 286 ч. 1 УПК РФ, показала, что Л. является её сыном. Он сожительствует с Романовой В.В., у них есть общие дети. Л. и Романова по характеру оба вспыльчивые, у них иногда происходили ссоры. Во второй половине дня 23 октября 2010 года ей позвонила Романова и сообщила, что у неё и Л. произошла ссора и попросила её забрать Л. к себе. Она сказала Романовой, чтобы они разбирались сами, но позвонила в милицию и сообщила о скандале. Затем через некоторое время вечером она (Л.) приехала домой к Романовой и Л.. Когда она поднялась в их квартиру, там уже находились работники «скорой помощи», сын в комнате лежал на диване, на спине и рукой на груди слева удерживал рану. Позднее от Романовой она узнала, что в ходе ссоры она ударила ножом в грудь Л..
Свидетель С., чьи показания, данные на предварительном следствии, были оглашены в судебном заседании в соответствии со ст. 286 ч. 1 УПК РФ, показал, что 23.10.2010 года он был на смене в качестве оперативного дежурного ОВД по Белозерскому району. В 18 часов 45 минут 23.10.2010 года по телефону он принял сообщение от Романовой В.В. о том, что она в ходе скандала по адресу: .... ударила ножом в грудную клетку слева Л..
Кроме показаний потерпевшего и свидетелей вина подсудимой подтверждается следующими письменными доказательствами:
Протоколом осмотра места происшествия (л.д. 4-10), согласно которому осмотрена квартира № на втором этаже дома № по улице №. В ходе осмотра установлено, что на ступеньках деревянной лестницы, на площадке между этажами, у двери в квартиру, на поверхности двери, в коридоре и комнате квартиры имеются пятна бурого цвета. На плите печи в кухне находится кухонный нож с чёрной пластмассовой ручкой и с клинком из белого металла, на поверхности клинка и рукоятке ножа имеются пятна бурого цвета. В ходе осмотра изъяты смывы вещества бурого цвета с пола на лестнице площадки дома № по улице ... в квартире №; изъят нож, проведено дактилоскопирование гражданки Романовой В.В., и изъята её дактилокарта;
Заключением эксперта № от ХХХ (л.д. 54-57), согласно которому след пальца руки, обнаруженный на кухонном ноже, оставлен Романовой В.В..
Заключением эксперта № от ХХХ (л.д. 75-78), согласно которому на поверхности трёх фрагментов марли и ножа, представленных на исследование, обнаружены следы крови человека, которые могли произойти от Л.;
Протоколом явки с повинной Романовой В.В. (л.д. 30), в котором она сообщает, что ХХХ около 19 часов в коридоре квартиры по адресу: ...., у неё произошла ссора с Л., в ходе которой она ударила ножом в живот Л.;
Ксерокопией из журнала КУСП (л.д. 44), в которой под №№ № и № от 23.10.2010 года отображены записи оперативного дежурного ОВД по Белозерскому району С. о том, что поступило сообщение от гр. Л.Н. о скандале между её сыном Л. и Романовой В.В., и поступило сообщение от гр-ки Романовой В.В. о том, что она ударила ножом Л., который получил ранение в грудную клетку слева;
Заключением эксперта N № от ХХХ (л.д. 81-83), согласно которому у Л. обнаружены следующие телесные повреждения: колото - резаная рана левой половины грудной клетки, проникающая в плевральную полость, резаные раны обоих локтевых суставов. Колото-резаная рана грудной клетки, проникающая в левую плевральную полость, является повреждением, опасным для жизни, и расценивается как тяжкий вред здоровью. Резаные раны обоих локтевых суставов, как в совокупности, так и в отдельности требуют для своего лечения срок менее трёх недель и по признаку кратковременности расстройства здоровья расцениваются, как лёгкий вред здоровью. Все телесные повреждения, обнаруженные на теле Л., могли образоваться от воздействия какого-либо колюще-режущего предмета, возможно причинение телесных повреждений представленным на экспертизу ножом. Время образования всех телесных повреждений - в течение последних суток до момента поступления в МУЗ «...» 23.10.2010 года в 19 ч. 30 мин.. Все телесные повреждения, обнаруженные на теле Л., не могли образоваться при падении с высоты собственного роста на стеклянную бутылку;
Протоколом осмотра предметов (документов) (л.д. 88-90), и всеми материалами дела в их совокупности.
В соответствии с заключением эксперта № от ХХХ (л.д. 86-87), у Романовой В.В. обнаружены следующие телесные повреждения: ссадина области правой ключицы и правой лопатки. Данные телесные повреждения могли образоваться как от воздействия тупого твёрдого предмета (предметов) или удара о таковой (таковые), так и от воздействия какого-либо предмета, обладающего относительно острым травмирующим углом или остриём, в том числе, возможно, ножом, представленным на экспертизу. Время образования данных телесных повреждений за 2-4 суток до момента осмотра 25.10.2010 года. Все телесные повреждения, обнаруженные на теле Романовой В.В., являются повреждениями незначительными, поверхностными, скоропроходящими и поэтому как вред здоровью не расцениваются.
Таким образом, суд считает вину подсудимой установленной совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств и квалифицирует действия подсудимой по ст. 111 ч. 1 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, т.к. Романова В.В. 23 октября 2010 года нанесла Л. удары кухонным ножом, в том числе один из них - в левую половину грудной клетки. Наличие телесных повреждений у потерпевшего и степень тяжести причинённого его здоровью вреда установлены заключением судебно-медицинской экспертизы. Суд находит действия подсудимой умышленными: она осознавала их опасный характер, предвидела возможность наступления таких опасных последствий, как тяжкий вред здоровью, и желала их наступления, о чём свидетельствует как выбор в качестве орудия преступления ножа с лезвием длиной более 140 мм., так и нанесение удара этим ножом, в том числе, в грудную клетку – место, где расположены многочисленные жизненно-важные органы человека.
Суд исключает из обвинения Романовой В.В. все иные признаки тяжкого вреда здоровью потерпевшего, кроме опасности для жизни, как излишне вменённые.
Суд считает, что Романова В.В. не находилась в состоянии необходимой обороны, т.к. после высказывания угроз и применения к ней насилия со стороны Л. до момента совершения инкриминируемого ей деяния прошёл уже значительный промежуток времени, в момент содеянного никакого нападения или угрозы такового с его стороны в отношении неё не было, защищаться ей было не отчего.
При определении меры наказания подсудимой суд принимает во внимание, что совершённое преступление относится к категории тяжких, личность подсудимой характеризуется удовлетворительно.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой, суд признаёт явку с повинной, наличие на иждивении малолетних детей, противоправность поведения потерпевшего, послужившую поводом для совершения преступления.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой, судом не установлено.
С учётом изложенного, суд считает возможным исправление и перевоспитание подсудимой без изоляции её от общества, но в условиях обязательного контроля со стороны специального государственного органа и полагает необходимым назначить ей наказание в виде лишения свободы условно, с длительным испытательным сроком. Каких-либо исключительных обстоятельств для применения в отношении подсудимой ст. 64 УК РФ судом не установлено.
Вещественные доказательства: кухонный нож, как орудие преступления, хранящийся при уголовном деле, подлежит уничтожению; дактилокарту, копию карты вызова скорой медицинской помощи, копию справки из истории болезни МУЗ «...» - следует хранить при уголовном деле; следы рук на отрезке светлой липкой лены «30х40мм», след руки с поверхности ножа, три фрагмента марли со следами вещества бурового цвета - следует уничтожить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л
Признать Романову В.В. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным и не приводить в исполнение, если осужденная докажет своё исправление в период испытательного срока в 1 год 6 месяцев.
Обязать осужденную периодически являться в уголовно-исполнительную инспекцию на регистрацию в дни и время, установленные инспекцией, уведомлять инспекцию об изменении места жительства, не нарушать общественный порядок.
Меру пресечения осужденной на кассационный срок в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения.
Вещественные доказательства: кухонный нож, следы рук на отрезке светлой липкой лены «30х40мм», след руки с поверхности ножа, три фрагмента марли со следами вещества бурового цвета - уничтожить; дактилокарту, копию карты вызова скорой медицинской помощи, копию справки из истории болезни МУЗ «...» - хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы, принесения возражений на жалобу потерпевшего или кассационное представление прокурора, осужденная вправе в тот же срок ходатайствовать о своём участии, об участии защитника, которого она вправе пригласить сама или ходатайствовать о его назначении судом, в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Судья Тарасов Н.Г.
Копия верна. Судья Тарасов Н.Г.