2-197 Решение по заявлению о понуждении к проведению лицензирования



гр. дело № 2-197/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белозерск 10 мая 2011 года

Белозерский районный суд Вологодской области в составе

председательствующего судьи Шевченко С.И.,

при секретаре Ферапонтовой Т.А.,

с участием прокурора Головкина Б.С.,

рассмотрев гражданское дело

по заявлению прокурора Белозерского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты> муниципального района о признании незаконным бездействия, понуждении к проведению лицензирования на право ведения образовательной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>» осуществляет образовательную деятельность при отсутствии соответствующей лицензии. Срок действия лицензии, выданной 5 сентября 2007 года Департаментом образования <данные изъяты> области, истек 5 сентября 2010 года.

Прокурор Белозерского района обратился в суд с заявлением к муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты> муниципального района о признании незаконным бездействия, понуждении к проведению лицензирования на право ведения образовательной деятельности.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями <данные изъяты> района и администрацией <данные изъяты> муниципального района законодательства об образовании. В ходе проверки установлено, что МОУ «<данные изъяты>» нарушаются требования Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года.

В соответствии со ст. 12 Закона дошкольные учреждения являются типом образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 33.1 Закона образовательная деятельность образовательных учреждений подлежит лицензированию.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования.

В соответствии с п.3 ст. 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, срок действия лицензии МОУ «<данные изъяты>» на право ведения образовательной деятельности истек 05.09.2010 года. Новая лицензия на ведение образовательной деятельности не получена в связи с невыполнением предписаний отделения надзорной деятельности, отсутствием свидетельства на право оперативного управления земельным участком.

Отсутствие у образовательного учреждения разрешения на право ведения образовательной деятельности нарушает права как несовершеннолетних, так и их родителей, которым предоставлено право выбирать для своих детей образовательное учреждение путем ознакомления с Уставом учреждения, а также другими документами, регламентирующими деятельность образовательного процесса, в числе которых и лицензия, устанавливающая соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемого образовательным учреждением, государственным и местным требованиям.

Согласно Уставу МОУ «<данные изъяты>», утвержденного постановлением Главы района от 28.01.2009 года № 57, учредителем данного образовательного учреждения выступает администрация <данные изъяты> муниципального района.

В соответствии с п. 1.11 Устава учреждение проходит лицензирование в порядке, установленном действующим законодательством и в соответствии с п. 1.12 Устава осуществляет образовательную деятельность на основании соответствующей лицензии.

Согласно ст. 31 Закона, п.10 ч.4 Устава <данные изъяты> муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Вологодской области, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, допущенные администрацией <данные изъяты> муниципального района и руководством МОУ «<данные изъяты>» нарушения лицензионного законодательства повлекли за собой нарушение конституционного права воспитанников на получение образования, закрепленные в ст. 43 Конституции РФ.

Прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района и МОУ «<данные изъяты>» в связи с отсутствием лицензии на право ведения образовательной деятельности и обязать провести лицензирование на право ведения образовательной деятельности данным образовательным учреждением в срок до 01.06.2011 года.

Прокурор в судебном заседании заявление поддержал по указанным основаниям. Дополнил, что препятствием к получению лицензии образовательным учреждением является отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок, где находится здание МОУ, а также невыполнение требований предписания отделения надзорной деятельности по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Документы на земельный участок в стадии оформления. Ведется работа по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности. Следует предоставить срок для обязанности пройти лицензирование образовательной деятельности до 1 сентября 2011 года.

Представитель ответчика МОУ «<данные изъяты>» Спиридонова Н.Э. с заявлением согласна. Просит назначить срок для получения лицензии до 01.09.2011 года. Пояснила, что документы на земельный участок в стадии переоформления. Для получения положительного заключения отделения надзорной деятельности необходимо выполнить ряд работ, которые требуют значительного финансирования. Денежные средства должны поступить в районный бюджет в августе 2011 года.

Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> муниципального района Савин В.В. с заявлением согласен. Пояснил, что принимаются меры и оформляются документы на земельный участок, используемый образовательным учреждением. Устраняются нарушения требований правил пожарной безопасности. Для этого требуется время около 3 месяцев. После получения документов и устранения нарушений правил пожарной безопасности не будет препятствий для получения лицензии учреждением в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Согласно положениям Федерального Закона «Об образовании» № от ДД.ММ.ГГГГ общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Согласно Уставу МОУ «<данные изъяты>», утвержденному постановлением Главы <данные изъяты> муниципального района № 57 от 28.01.2009 года, учредителем этого учреждения является администрация Белозерского муниципального района. Учреждение является муниципальным дошкольным образовательным учреждением и относится к типу «дошкольное образовательное учреждение», к виду «детский сад», и, следовательно, обязано осуществлять образовательную деятельность на основании соответствующей лицензии, что предусматривается и Уставом учреждения.

Из материалов дела следует, что срок действия лицензии серии №, регистрационный номер № от 05.09.2007 года, ранее выданной муниципальному дошкольному образовательному учреждению «<данные изъяты>», истек 05.09.2010 года. Причиной неполучения новой лицензии на право ведения образовательной деятельности после истечения срока действия предыдущей лицензии послужило отсутствие у образовательного учреждения правоустанавливающего документа на земельный участок, а также невыполнение предписаний отделения надзорной деятельности об устранении нарушений правил пожарной безопасности.

Муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>», согласно Уставу учреждения, действует с февраля 2009 года. Следовательно, у данного учреждения до истечения срока ранее выданной лицензии имелось достаточное время для оформления необходимых документов на занимаемый земельный участок.

Решением Белозерского районного суда от 08.09.2010 года на МДОУ «<данные изъяты>» возложена обязанность в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности. Решение суда вступало в законную силу 21.09.2010 года. Из этого видно, что нарушения правил пожарной безопасности имели место еще до истечения срока действия ранее выданной учреждению лицензии.

Отсутствие надлежащим образом оформленных документов и невыполнение обязанности об устранении нарушений требований пожарной безопасности является результатом бездействия как администрации образовательного учреждения, так и учредителя – администрации <данные изъяты> муниципального района, к компетенции которой относится предоставление земельного участка, а также финансирование мероприятий по противопожарной безопасности.

Таким образом, в результате бездействия администрации <данные изъяты> муниципального района и МОУ «<данные изъяты>» нарушаются права обучающихся на получение образования, а также на благоприятные условия, гарантирующие защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе.

С учетом указанных обстоятельств заявление прокурора подлежит удовлетворению. На ответчиков необходимо возложить обязанность провести лицензирование на право ведения образовательной деятельности. Срок до 1 сентября 2011 года с учетом мнения участников процесса суд считает соразмерным и достаточным для выполнения обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Белозерского района.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района и муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» в связи с отсутствием лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района и муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>» провести лицензирование на право ведения образовательной деятельности данным образовательным учреждением в срок до 1 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий С.И. Шевченко