Гр.дело № 2-443/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2011 года г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Михеева Н.С.,
при секретаре Войновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-ххх УФСИН России по ..., УФСИН России по ... о понуждении к устранению нарушений законности, в сфере беспрепятственного доступа осужденных, являющихся инвалидами, к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
прокуратурой ... в ходе осуществления надзора за соблюдением исполнения администрацией ФКУ ИК-ххх УФСИН России по ... действующего законодательства в сфере защиты прав инвалидов, выявлены факты ненадлежащего исполнения требований законов, по обеспечению беспрепятственного доступа осужденных, являющихся инвалидами, к объектам социальной инфраструктуры исправительного учреждения.
Прокурор ... обратился в суд с заявлением к ФКУ ИК-ххх УФСИН РФ в ..., УФСИН России по ... о понуждении к устранению нарушений законности, в сфере беспрепятственного доступа осужденных, являющихся инвалидами, к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование заявления указано, что в ФКУ ИК-ххх на 26 июля 2011 года содержится 13 осужденных являющихся инвалидами, из них 3 имеют ампутационные культи конечностей. Помещения ФКУ ИК-ххх, где содержатся осужденные-инвалиды, или которые ими пользуются, не оборудованы специальными приспособлениями, обеспечивающими их беспрепятственный доступ. Отсутствие специальных приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов в здание, нарушает социальные права неограниченного круга лиц имеющих инвалидность, на доступ к объектам социальной инфраструктуры колонии. Сложившееся положение в ФКУ ИК-ххх, влечет существенное нарушение гарантированных законом прав осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, на надлежащие условия содержания и обращение. Просит обязать администрацию ФКУ ИК-ххх УФСИН России по ... провести оборудование зданий, где содержатся осужденные, являющиеся инвалидами, а также здания, являющиеся объектами социальной инфраструктуры колонии специальными приспособлениями, обеспечивающими их беспрепятственный доступ.
К участию в деле в качестве соответчика судом привлечено УФСИН России по ....
В судебном заседании прокурор Крючков И.Н. заявленные требования уточнил, просит в срок до 1 декабря 2011 года устранить выявленные нарушения законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных путем: установки на лестницах, ведущих на 2 этажи зданий общежитий дополнительных перил, а в отношении наружной лестницы, ведущей в медицинскую часть учреждения, подъемного устройства. Пороги внутри зданий, а также лестницы до 5 ступенек, дополнительно оснастить пологими спусками или пандусами; установки в моечном отделении бани специальных сидячих мест для помывки инвалидов; установки дополнительного оборудования санитарных узлов для различных категорий инвалидов включающих в себя поручни (настенной или напольной установки и фиксации), потолочные направляющие или межстенные штанги для подвески подъемника, кольца, трапеции в соответствии с количеством унитазов для инвалидов.
Представитель ФКУ ИК-ххх УФСИН России по ... Подойникова Т.Н. требования прокурора не признала. Суду пояснила, что социальная инфраструктура – это созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Согласно Устава ФКУ ИК-ххх является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. В связи с тем, что осужденные отбывают наказание, то они не могут пользоваться всеми перечисленными объектами социальной инфраструктуры. Просит в удовлетворении заявленных требований к учреждению отказать.
Представитель УФСИН России по ... в судебное заседание не явился. Суду представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве также указал, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов необходимо создавать для объектов социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. К объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения. ФКУ ИК-ххх является колонией особого режима, деятельность учреждения, согласно уставным документам, направлена на исполнение наказаний в виде лишения свободы. Учреждение не относится к объектам социальной инфраструктуры. Свободного доступа к объектам ИК-ххх не существует.
Представитель третьего лица - Белозерской районной организации Общероссийской общественной организации «...» Трухина В.П. требований прокурора поддержала. Суду пояснила, что имеется Закон, его нужно выполнять. Считает, что защита инвалидов должна осуществляться не только на свободе, но и в местах лишения свободы. Нельзя исключать, что в будущем, в колонии будут содержаться инвалиды-колясочники, для которых должны быть созданы необходимые условия.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-ххх УФСИН России по ... действующего законодательства в сфере защиты прав инвалидов, выявлены факты ненадлежащего исполнения требований законов, по обеспечению беспрепятственного доступа осужденных, являющихся инвалидами, к объектам социальной инфраструктуры исправительного учреждения.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.
В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...», названное Учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, в ведении которой находится Учреждение. По своей организационно-правовой форме ФКУ ИК-ххх УФСИН России по ... является федеральным казенным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Помимо Устава, правовую основу деятельности Учреждения составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента РФ и Правительства РФ, иные нормативные правовые акты. В предмет и цели деятельности Учреждения входят исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
Сложившееся положение не отвечает требованиям действующего уголовно-исполнительного законодательства РФ, влечет существенное нарушение гарантированных законом прав осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, на надлежащие условия содержания и обращение.
Доводы представителей ФКУ ИК-ххх УФСИН России по ..., УФСИН России по ... о том, что колония не является общественным и производственным зданием судом во внимание приняты быть не могут, так как устройства для доступа инвалидов в помещения колонии необходимы для осужденных-инвалидов, а не для посторонних граждан.
При указанных обстоятельствах суд находит необходимым возложить на администрацию ФКУ ИК-ххх и УФСИН РФ в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в области защиты прав и интересов инвалидов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора ... в полном объеме.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по ... и федеральное казенное учреждение «... УФСИН России по ...» в двухмесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу, устранить выявленные нарушения законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных-инвалидов:
- установить на лестницах, ведущих на 2 этажи зданий общежитий дополнительные перила, а в отношении наружной лестницы, ведущей в медицинскую часть учреждения, подъемное устройство. Пороги внутри зданий, а также лестницы до 5 ступенек, дополнительно оснастить пологими спусками или пандусами;
- установить в моечном отделении бани специальные сидячие места для помывки инвалидов;
- установить дополнительное оборудование санитарных узлов для различных категорий инвалидов включающих в себя поручни (настенной или напольной установки и фиксации), потолочные направляющие или межстенные штанги для подвески подъемника, кольца, трапеции в соответствии с количеством унитазов для инвалидов.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 23 сентября 2011 года.
Судья Н.С. Михеев
Кассационный определением от 14 декабря 2011 года решение изменено в части установления срока устранения нарушений законодательства, установить срок устранения выявленных нарушений законодательства до 01 января 2013 года.