Гр. дело № 2-172/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2012 года г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Михеева Н.С.,
при секретаре Войновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Круглова В.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ... о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
25 декабря 2011 года Круглов В.П. обратился в управление Пенсионного фонда РФ в ... за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ – Управление ПФ РФ в ... № 48 от 13 марта 2012 года Круглову В.П. отказано в назначении льготной пенсии из-за отсутствия специального стажа работы. В специальный стаж не включены следующие периоды работы: с 27 июля 1987 года по 18 июня 1991 года в качестве механика-1 пом.капитана, капитана-1 пом.механика судна ПТР-11 Белозерского рыбзавода; с 26 марта 1993 года по 22 февраля 1995 года в качестве капитана-механика т/х «Патрульный-8» Белозерского порта АООТ СЗП-ва; с 01 апреля 2004 года по 21 марта 2008 года в качестве сменного капитана-сменного механика т/х «Патрульный-7» Филиала Государственной речной судоходной инспекции по Сев.-Зап.бассейну; с 25 марта 2008 года по 25 декабря 2011 года в качестве механика плавкрана ООО «Белозерсклес».
Круглов В.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в ... о назначении досрочной трудовой пенсии. Просит обязать включить в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, период с 25 марта 2008 года по 25 декабря 2011 года, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 25 декабря 2011 года. В обоснование иска указал, что в данный период он работал в качестве механика плавкрана ООО «Белозерсклес», и он подлежит включению в специальный стаж, так как должность относится к плавсоставу, а плавкран не является портовым, а является транзитным, что подтверждается уточняющей справкой, выданной работодателем.
В судебном заседании Круглов В.П. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика – Управления ПФ РФ в ... Карпуничева Л.В. требования истца не признала. Суду пояснила, что у Круглова В.П. отсутствует специальный стаж для получения льготной пенсии. На момент его обращения в ПФ РФ 25 декабря 2011 года истец отработал на соответствующих видах работ 10 лет 03 месяца 21 день. Для назначения пенсии необходимо не менее 12 лет 6 месяцев стажа. В специальный стаж не включен оспариваемый период работы с 25 марта 2008 года по 25 декабря 2011 года в качестве механика плавкрана ООО «Белозерсклес», так как документально не подтверждается работа в должностях, относящихся к плавсоставу и, что плавкран не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Просит в удовлетворении требований Круглова В.П. отказать.
Свидетель С.В. суду показал, что он с Кругловым В.П. работает вместе в ООО «Белозерсклес». Истец работал механиком плавкрана, работали полную смену, сутками. Должность относится к плавсоставу.
Суд, заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В судебном заседании установлено, что 25 марта 2008 года Круглов В.П. принят на работу в ООО «Белозерсклес» механиком плавкрана, что подтверждается записью в его трудовой книжке и копией приказа о приеме работника на работу. Данный период ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в ... не зачтен в специальный стаж истца.
Согласно п. 23 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 года № 369/16-52, в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников народного хозяйства, в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций, в которых указываются периоды работы, засчитываемые в специальный стаж, профессия или должность, характер выполняемой работы, в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы, первичные документы, на основании которых выдана данная справка.
Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20 апреля 1992 года № 1-28-У, а также письмом Министерства труда и социального развития РФ от 31 июля 1997 года № 2191-14 установлено, что для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, в разделе XXVIII, подраздела 3 «Морской и речной флот», позиции 23003010-23484 механики и их помощники, главные и старшие механики (плавающий состав), которые имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.
Согласно Уставу службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного Приказом Министерства речного флота РСФСР № 30 от 30 марта 1982 года, экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, штурманы и их помощники, механики и его помощники, электромеханики и их помощники, начальник радиостанции, а также лица совмещающие данные должности. К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 указанного Закона правом на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости пользуются плавсостав судов морского и речного флота. При этом не имеет значения характер работы, выполняемой членами плавсостава на указанных судах.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для начисления льготной пенсии и подтверждающей полную занятость на льготной работе, занимаемая истцом должность относятся к плавсоставу, а плавкран КПЛ-2043, на котором работал истец не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
В соответствии с Судовой ролью судна КПЛ-2043 за 2008-2011 годы район плавания судна ВВП, в составе экипажа из четырех человек: ст.механика и трех сменных механиков.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец состоял в экипаже судна, работал на плавкране в должности механика, не относящейся к служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Продолжительность навигационного периода при этом не имеет значения, она зависит от природно-климатических условий региона и поэтому может быть разной. Навигация – это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.
В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания.
В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 года № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с п. 5 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5. Согласно п. 5 указанного разъяснения в рабочее время (полный рабочий день) включается время выполнения вспомогательных, подготовительных, а у работников, выполняющих работы при помощи механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В него может включаться и время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
С учетом уже зачтенного УПФР периода работы, общий стаж работы истца связанный с тяжелыми условиями труда составляет более установленного законодательством размера. В связи с этим у ГУ-УПФР не имелось оснований для отказа в назначении Круглову В.П. досрочной трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 15 Правил обращения за назначением пенсий, утвержденных Министерством труда и социального развития и Пенсионным Фондом РФ от 27 февраля 2002 года № 17/19, трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Такое право у истца в момент обращения за назначением пенсии, то есть 25 декабря 2011 года, возникло, поскольку необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости стаж у него имеется.
Таким образом, решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ... № 48 от 13 марта 2012 года об отказе в назначении Круглову В.П. досрочной пенсии на основании отсутствия необходимого стажа, незаконно и подлежит отмене, как недействительное и не порождающее правовых последствий для заявителя с момента вынесения решения.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию возврат уплаченной госпошлины в сумме 200 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Круглова В.П. в полном объеме.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в ... № 48 от 13 марта 2012 года недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его вынесения.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в ... зачесть Круглову В.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в качестве механика плавкрана ООО «Белозерсклес» с 14 апреля по 12 ноября 2008 года (период навигации) и с 01 января 2009 года по 25 декабря 2011 года - и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости с 25 декабря 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в ... в пользу Круглова В.П. возврат уплаченной государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента принятия.
Судья Н.С. Михеев