Дело № 2-370/2011 Р Е III Е Н И Е Именем Российской Федерации С. Белозерское Дата обезличена Белозерский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи – Кондратовой О.Ю. при секретаре – Бутиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерского районам к Администрации Баяракского сельсовета, Администрации Светлодольского сельсовета о признании бездействия незаконными и о возложении обязанности по обращению в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии водозаборных сооружений на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, У С Т А Н О В И Л: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах (далее - ТО Роспотребнадзора) обратился в суд с иском к Администрациям Баяракского и Светлодольского сельсоветов о признании бездействия незаконными и возложении обязанности принять на баланс имущество. Далее истец уточнил исковые требования, в их обоснование указал, что ТО Роспотребнадзора проверено соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации водоснабжения населения на территориях Баяракского и Светлодольского сельсоветов. В ходе проверки установлено, что на территориях данных сельсоветов имеются бесхозяйные общественные колодцы. На территории Баяракского сельсовета - 1 бесхозяйный общественный колодец, расположенный в с. Баярак по ул. …; на территории Светлодольского сельсовета - 2 бесхозяйных общественных колодца, расположенных в д. Юрково и д. Кирово, ул. … Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Исходя из требований ст. 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимых концентраций в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона, устанавливается санитарными правилами. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В силу пп. 1.5., 2.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований воды из нецентрализованных источников водоснабжения с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке. Исходя из требований пп. 4.1., 4.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах; при осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования. Согласно пп. 6.1., 6.2. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно-эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями; с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям. Несмотря на то, что Законодательством Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность по решению вопросов местного значения, в части обеспечения водоснабжения территории поселений, Администрациями Баяракского и Светлодольского сельсоветов данные требования проигнорированы. В связи с отсутствием собственника общественных колодцев, не производится производственный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения, не проводятся систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистка, промывка и при необходимости профилактическая дезинфекция данных колодцев. Наличие подобных «бесхозных» общественных колодцев на территориях Баяракского и Светлодольского сельсоветов создает прямую и непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей и может привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В месте с тем проведенная проверка показала, что Администрации Баяракского и Светлодольского сельсоветов не осуществляют в полной мере обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации при организации водоснабжения населения с. Баярак, д. Юрково, д. Кирово, выразившееся в образовании «бесхозных» общественных колодцев, расположенных по адресу: …, д. Юрково и д. Кирово, ул. … Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, на которую не известен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. На основании пп. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: - Федеральная регистрационная служба (далее именуется – Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; - территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее – именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Исходя из положения ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связанные с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Отсутствие собственника данных общественных колодцев требует принятия незамедлительных мер по определению его собственника, который бы обеспечил его дальнейшую безопасную эксплуатацию. Однако, Администрациями Баяракского и Светлодольского сельсоветов, до настоящего времени не приняты меры по постановке данных объектов на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного, в целях дальнейшего установления собственника. Таким образом, органом местного самоуправления – Администрациями Баяракского и Светлодольского сельсоветов не принимаются должное участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территориях сельсоветов, чем существенно нарушаются права граждан на охрану здоровья, предусмотренные ст. 41 Конституции РФ. В соответствии со ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц. Просит суд признать бездействие Администраций Баяракского и Светлодольского сельсоветов Белозерского района Курганской области по постановке бесхозяйного имущества – общественных колодцев незаконными и возложении обязанностей на ответчиков по обращению в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии общественных колодцев на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: Администрацию Баяракского сельсовета в отношении общественного колодца, расположенного в с. Баярак по ул. …; Администрацию Светлодольского сельсовета - 2 бесхозяйных общественных колодцев, расположенных в д. Юрково и д. Кирово. В судебном заседании представитель истца ТО Роспотребнадзора по доверенности Трофимова М.В. поддержала уточненные исковые требования. Представитель ответчика Администрации Баяракского сельсовета - глава Баяракского сельсовета Светлинский П.С. в судебном заседании признал уточненные исковые требования, о чем приобщил к делу письменное заявление. Представитель ответчика Администрации Светлодольского сельсовета - глава Светлодольского сельсовета Бревнов Н.В. в судебном заседании также признал уточненные исковые требования. Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Суд полагает, что признание иска представителями ответчиков не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Учитывая, что представители ответчиков иск признали, порядок и последствия признания иска судом разъяснены и им понятны, о чем свидетельствуют приобщенное к делу письменные заявления, суд принимает признание иска ответчиками, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в соответствии со ст. 173 ГПК РФ. Ответчик (органы местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 19 п. 1 ст. 333.36. НК РФ). На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерского районам к Администрации Баяракского сельсовета, Администрации Светлодольского сельсовета о признании бездействия незаконными и о возложении обязанности по обращению в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии водозаборных сооружений на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, удовлетворить. Признать бездействия Администрации Баяракского сельсовета Белозерского района Курганской области по постановке бесхозяйного имущества – общественного колодца незаконными. Обязать Администрацию Баяракского сельсовета Белозерского района Курганской области обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии общественного колодца, расположенного по адресу: …, на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. Признать бездействия Администрации Светлодольского сельсовета Белозерского района Курганской области по постановке бесхозяйного имущества – общественных колодцев незаконными. Обязать Администрацию Светлодольского сельсовета Белозерского района Курганской области обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии общественных колодцев, расположенных по адресу: Курганская область, Белозерский район, д. Юрково и д. Кирово, на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда Курганской области в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области. Судья О.Ю. Кондратова Решение вступило в законную силу.