О взыскании заработной платы (денежного содержания)



Дело №2-325/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Белозерское Дата обезличена

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи – Кондратовой О.Ю.,

при секретаре – Бутиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукина И.И. к Администрации Белозерского района о взыскании заработной платы (денежного содержания),

У С Т А Н О В И Л:

Лукин И.И. обратился в Белозерский районный суд Курганской области с иском к Администрации Белозерского района о взыскании заработной платы (денежного содержания). В обоснование иска указал, что на основании Постановления главы Белозерского района МО «Белозерский район», Курганской области от Дата обезличена за № … он вступил в должность главы Белозерского района со Дата обезличена. В соответствии с распоряжением зам. главы Белозерского района Тетеркина А.М. от Дата обезличена за № … Дата обезличена он уволен в связи с истечением срока полномочий на основании Решения Избирательной комиссии Белозерского района «О результатах выборов главы Белозерского района» от 12.10.2009 года за № 39. Уставом Белозерского района Курганской области предусматривалось, что в случае окончания полномочий и не избрания на новый срок ему гарантировалось право на получение заработной платы в течение одного года со дня освобождения от должности до момента трудоустройства. Условием получения заработной платы в течение одного года со дня освобождения от должности до момента трудоустройства являлось прекращение его полномочий. До наступления этого условия право на получение указанной выплаты не наступало. На момент прекращения его полномочий действовал Устав муниципального образования Белозерского района, предусматривающий вышеназванную гарантию. В соответствии с Уставом Муниципального образования Белозерского района следует, что Устав прекращает свое действие после вступления в силу нового Устава. Устав в новой редакции МО Белозерского района был опубликован и вступил в силу после окончания срока его полномочий, т.е. Дата обезличена. Считает, что к моменту прекращения его полномочий нормы материального права, устанавливающие вышеназванную гарантию, не утратили силу (он уволен Дата обезличена), и у него имеется законное снование на получение выплаты. В течение года со дня увольнения он не мог устроиться на работу. Обращался по поводу своего трудоустройства в различные организации и службу занятости. До настоящего времени не может устроиться на работу. В период исполнения полномочий главы Белозерского района Курганской области он получал заработную плату в сумме … рублей, которая включала в себя: оклад – … рублей; особые условия – … рублей; выслуга – … рублей; уральский коэффициент – … рублей. Просит суд взыскать с Администрации Белозерского района Курганской области в свою пользу заработную плату (денежное содержание) за 12 месяцев в сумме … рублей.

Истец Лукин И.И. и его представитель – адвокат Куралесина П.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, в их обоснование ссылались на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Белозерского района Курганской области – по доверенности Никитина Н.Н. в судебном заседании с иском не согласилась. В обоснование своей позиции указала на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. В возражениях глава Белозерского района Попов И.В. указывает, что считает исковое заявление Лукина И.И. необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В соответствии с пунктами «к» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. Согласно статье 18 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право установления социальных гарантий депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления, было передано в ведение субъектов Российской Федерации. Данное положение утратило силу 01.01.2009 года. Согласно статье 16 Закона Курганской области от 28 октября 2002 года № 243 «О статусе выборных лиц местного самоуправления в Курганской области» в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, выборным лицам могут быть предоставлены следующие дополнительные социальные гарантии: выплата денежного содержания или должностного оклада до устройства на место работы (службы) в течение года в следующих случаях: при окончании срока полномочий; при упразднении должности главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления; при досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления (за исключением его роспуска); при сложении полномочий по письменному заявлению о сложении полномочий, если выборное лицо проработало в этой должности не менее одного года. Указанный Закон Курганской области утратил силу с принятием Закона Курганской области от 05.10.2005 г. № 84 «О признании утратившими силу некоторых законов Курганской области», вступившего в силу с 1 января 2006 года. С указанного времени федеральные законы, устанавливающие гарантии выборным лицам местного самоуправления после окончания срока полномочий указанных лиц, законы Курганской области в соответствующей сфере регулирования не принимались. В соответствии с частью статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 172 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии лицам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Из анализа указанных норм следует, что в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые соответствуют федеральным законам или законам субъектов Российской Федерации. При этом федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации не предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать гарантии выборных лиц местного самоуправления после истечения срока их полномочий, в том числе денежные выплаты до устройства на новое место работы в течение одного года после окончания срока полномочий. Полномочия истца в силу требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 3 статьи 40) прекратились в связи с истечением их срока, со дня вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления, с Дата обезличена. Устав Белозерского района Курганской области до внесения в него изменений, отменяющих соответствующие гарантии выборных лиц местного самоуправления, вступивших в действие с момента официального опубликования (28 октября 2009 года) содержал следующие положения (пункт 5 статьи 41 Устава): выборному должностному лицу местного самоуправления Белозерского района, работающему на постоянной основе, гарантируется выплата денежного содержания до устройства его на место работы (службы) в течение года в следующих случаях: 1) при окончании срока полномочий; 2) при досрочном прекращении полномочий Белозерской районной Думы (за исключением ее роспуска). С учетом изложенного указанные положения устава противоречили требованиям федерального законодательства с 1 января 2006 года, так как соответствующих гарантий выборным лицам местного самоуправления после прекращения их полномочий как выборных лиц федеральные законы и законы Курганской области после 1 января 2006 года не содержали. Отсутствовали такие законодательные акты и в момент прекращения полномочий истца (Дата обезличена). Внесенные в Устав изменения, вступившие в силу с 28 октября 2009 года, были призваны привести положения устава в соответствие с федеральным законодательством. Установленные рассматриваемой редакцией Устава Белозерского района гарантии также не могут свидетельствовать о реализации местным самоуправлением права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным и региональным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период исполнения полномочий выборных лиц. Из смысла нормы статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что гарантии главам муниципальных образований могут быть предоставлены только на период исполнения ими полномочий, а не по окончании их срока. Таким образом, рассматриваемые положения Устава Белозерского района на момент прекращения полномочий истца (Дата обезличена) противоречили федеральному законодательству, следовательно, не подлежат применению в настоящем деле. Иное означало бы нарушение принципа верховенства закона, установленного частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации. Иных оснований для производства ответчиком истцу денежных выплат истцом не представлено. Просила исковые требования Лукина И.И. оставить без удовлетворения.

Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что Лукин И.И. на основании Постановления главы Администрации Белозерского района № … от Дата обезличена вступил в должность главы Белозерского района со Дата обезличена и замещал данную должность до Дата обезличена, после чего был уволен с занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий на основании решения Избирательной комиссии Белозерского района «О результатах выборов главы Белозерского района» от 12 октября 2009 года № 39.

Вновь избранный глава Белозерского района Попов И.В. какие-либо Распоряжения, постановления о назначении ежемесячных выплатах в размере содержания по ранее исполняемой должности в отношении Лукина И.И. не издавал, какие-либо выплаты в счет погашения задолженности по денежному содержанию ответчиком истцу не выплачивалось, что не оспаривалось в суде истцом и его представителем.

Ссылки истца и его представителя о невозможности трудоустройства истца суд находит не заслуживающим вниманию при разрешении настоящего спора, поскольку они не имеют существенного значения при разрешении настоящего иска по существу.

В период исполнения обязанностей главы Белозерского района истец получал денежное содержание в размере … рублей в месяц. Размер денежного содержания и расчет суммы иска сторонами не оспаривался.

В соответствии с ч. 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ч. 5 ст. 41 Устава муниципального образования Белозерского района Курганской области сельсовета, зарегистрированного 22 ноября 2005 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу за № RU455020002005001, (с учетом внесения изменений и дополнений) выборному должностному лицу местного самоуправления Белозерского района, работающему на постоянной основе, гарантируется выплата денежного содержания до устройства на место работы (службы) в течение года при окончании срока полномочий.

Редакция Устава муниципального образования Белозерского района Курганской области, зарегистрированная 15 октября 2009 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу за № RU455020002009001, и вступившая в силу со дня опубликования, то есть с 28 октября 2009 года, указанных гарантий выборным лицам не содержит.

Условием получения заработной платы в течение одного года со дня освобождения от должности до момента трудоустройства являлось прекращение полномочий выборного должностного лица. До наступления этого условия право на получение указанной выплаты не наступало.

Суд принимает доводы истца Лукина И.И. о том, что к моменту прекращения его полномочий Дата обезличена как главы Белозерского района вышеуказанные нормы материального права, устанавливающие вышеназванную гарантию, не утратили силу.

Однако, законного основания на получение выплаты за 12 месяцев в общей сумме … рублей у истца Лукина И.И. не имеется в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статья 11 ТК РФ устанавливает, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшим до 1 января 2009 года, депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Установление гарантий в виде выплат денежного содержания после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что Уставом муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законом субъекта Российской Федерации.

Статьёй 8 Закона Курганской области от 30.05.2007 года № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы Курганской области» были предусмотрены дополнительные гарантии муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы высших, главных групп не менее 5 лет, в случае не назначения на должность муниципальной службы по истечении срока контракта, увольнения по сокращению штата, в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования предоставляется право на выплату среднемесячного денежного содержания до устройства на новое место службы (работы), но не более одного года.

Законами Курганской области от 01.12.2008 № 414, от 27.11.2009 № 517 и от 08.12.2010 № 78 действие указанной статьи приостанавливалось на 2009, 2010 и 2011 годы соответственно.

Таким образом, учитывая приведённые выше нормы федерального законодательства и нормы законодательства Курганской области, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований.

Кроме этого, суд принимает во внимание то обстоятельство, что при принятии Закона Курганской области от 30.05.2007 года № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы Курганской области» областным законодателем не были учтены положения ч. 1 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что если принимается закон, либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Так, при проведении повторной юридической экспертизы Закона Курганской области от 30.05.2007 г. № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области», проведенной Департаментом законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов, ст. 8 Закона Курганской области посчитана, что она принята с превышением компетенции Курганской областной Думы, поскольку не соответствуют пункту «н» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 83 БК РФ, ч. 2 и 3 ст. 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Данный факт также принимается во внимание как на обстоятельство, имеющее существенное значение при рассмотрении настоящего дела.

Довод представителя ответчика о том, что выборные должностные лица не являются муниципальными служащими, поэтому статья 8 Закона Курганской области «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» не может распространяться на выборное должностное лицо органами местного самоуправления суд находит состоятельным в связи с тем, что в силу ст. 1 Федерального закона «о муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25 -ФЗ депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Также довод представителя ответчика о том, что работа во исполнение решения окружного совещания с участием руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа и органов местного самоуправления от 11.02.2009 г. под председательством Ульянова В.И. помощника полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, о рекомендации органам местного самоуправления по завершению инвентаризации действующих нормативных правовых актов, о приведении Уставов муниципальных образований в соответствие с изменениями Федеральных законов, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, велась должным образом в Администрации Белозерского района, суд находит аргументировано обоснованным. Так, из письма Правительства Курганской области от 16.03.2009 г. №03-09-131/в следует, что работу по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством необходимо завершить до 1 мая 2009 года. Постановлением Правительства Курганской области от 31.03.2009 г. утверждена целевая программа Курганской области «Противодействие коррупции в Курганской области в 2009-2011 годах» и разработан соответствующий план реализации данной программы. 21.07.2009 г. на совещании с главами сельсоветов района Курганской области одним из обсуждаемых вопросов был вопрос о вышеупомянутой работе по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством, где докладчиком была Вострова Г.И. – заместитель начальника отдела административно-организационной работы, юрист.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец в период его полномочий злоупотребил правом как глава Белозерского района в части неприведения Устава в соответствие с действующим законодательством, поскольку глава муниципального образования в силу п. 1 ч. 4 ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должен представлять муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, от имени муниципального образования, а не в своих интересах.

Кроме того, на основании вышеупомянутой юридической экспертизы Курганской областной Думой на заседании 24.11.2009 г. приняты законы Курганской области «О внесении изменений в Закон Курганской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и «Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», которыми действие статьи 8 названного Закона приостановлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Курганской области «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» № 251 от 30.05.2007 г. органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления, устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

Согласно ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Учитывая, что финансирование из бюджета Курганской области на выплату денежного содержания уволенным главам муниципальных образований в …-… годах не производилась, а действие ст. 8 Закона Курганской области «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» № 251 от 30.05.2007 г. приостановлено Законом Курганской области от 01.12.2008 № 414 (ред. от 26.11.2009), суд находит положение ч. 5 ст. 41 Устава Белозерского района в старой редакции о выплате денежного содержания должностному лицу в течение года при окончании срока полномочий, противоречащим Бюджетному Кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам, а также Конституции Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

С учетом вышеизложенного во взаимосвязи с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лукина И.И. необоснованны и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Лукину И.И. к Администрации Белозерского района Курганской области о взыскании денежного содержания в сумме … рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда Курганской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда (Дата обезличена) путем подачи кассационной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья: О.Ю. Кондратова

Решение не вступило в законную силу.