Дело № 2-330/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации С. Белозерское Дата обезличена Белозерский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи – Кондратовой О.Ю., при секретаре – Бутиной Л.И., рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Зауралье» о возложении обязанности по приведению хранилища пестицидов в соответствие с требованиями федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и по утилизации опасных отходов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Белозерский районный суд Курганской области с иском к ЗАО «Зауралье» о возложении обязанности по приведению хранилища пестицидов в соответствие с требованиями федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и по утилизации опасных отходов. В обоснование иска указано, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Курганской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства по хранению пестицидов и агорохимикатов, по результатам которой установлены существенные нарушения, требующие принятие мер прокурорского реагирования. С привлечением в качестве специалистов сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области установлен факт ненадлежащего хранения запрещенных пестицидов в помещении склада, расположенного на расстоянии в 800 м от д. … МО «Памятинский сельсовет» Белозерского района Курганской области, принадлежащего ЗАО «Зауралье». В помещении указанного склада осуществляется хранение на стеллажах в мешочной таре около 14 килограмм протравителя «фектиурам», 12 килограмм протравителя «изофрен», 20 килограмм хлорофоса, 25 килограмм пестицида «граназан» в 1 барабане. При этом отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие склада и условий хранения в нем препаратов санитарным правилам, паспортизация опасных отходов не произведена, склад требует проведения ремонта. В соответствии с п. 2.5, 5.1 санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил, имеющих выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, заключения, подтверждающие соответствие складов и условий хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам. Пунктом 22.1. СанПиН 1.2.2584-10 закреплено, что обезвреживанию, утилизации и уничтожению подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению. К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами. Из прямого смысла статьи 3 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» следует, что не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Ненадлежащее хранение непригодных и запрещенных к применению химических веществ, опасных отходов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе жителей названного населенного пункта Белозерского района Курганской области на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 49 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая, что ненадлежащее хранение опасных химических веществ, опасных отходов представляет опасность для окружающей среды и здоровья человека, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, утилизация опасных отходов также является обязанностью ответчика. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. С учетом уточненных исковых требований прокурор просил суд обязать ЗАО «Зауралье» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести хранилище пестицидов, расположенное в 800 м от д. … муниципального образования «Памятинский сельсовет» Белозерского района Курганской области, в соответствие с предъявляемыми требованиями федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предусмотренными статьями 19, 24 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», п.п. 2.5, 5.1 СанПиН 1.2.2584-10, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие склада (хранилища) и условий хранения в нем запрещенных пестицидов санитарным правилам; провести паспортизацию опасных отходов (запрещенных пестицидов), хранящихся в складе; обязать ЗАО «Зауралье» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить утилизацию опасных отходов (запрещенных пестицидов), находящихся в хранилище пестицидов, расположенном в 800 м от д. … муниципального образования «Памятинский сельсовет» Белозерского района Курганской области. В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Белозерского района Курганской области Бураков И.В. исковые требования прокурора уменьшил, о чем к материалам дела приобщил уточненное исковое заявление прокурора с уменьшением объема исковых требований. При этом пояснил суду, что ответчиком добровольно выполнена часть исковых требований, в частности, ответчиком получено в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии склада и условий хранения пестицидов и агрохимикатов санитарным правилам. Также пояснил, что требование прокурора о возложении обязанности на ЗАО «Зауралье» осуществить утилизацию запрещенных пестицидов заявлено преждевременно, поскольку необходимо сначала провести паспортизацию запрещенных, непригодных к применению пестицидов. Поэтому просил суд обязать ЗАО «Зауралье» провести паспортизацию запрещенных и непригодных к применению пестицидов, хранящихся в складе, расположенном в 800 м от д. … муниципального образования «Памятинский сельсовет» Белозерского района Курганской области. Представитель ответчика – исполнительный директор ЗАО «Зауралье» Рахманов В.А., действующий на основании доверенности, возражений по уточненным в окончательной форме исковым требованиям прокурора не высказал. Не оспаривал наличие в принадлежащем ЗАО «Зауралье» складе, расположенном в 800 м от д. … муниципального образования «Памятинский сельсовет» Белозерского района Курганской области, запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов. Также указал, что в связи с трудным финансовым положением ЗАО «Зауралье» определить в настоящее время срок осуществления паспортизации запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов затруднительно. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от представителя в суд поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах (ТО Управления Роспотребнадзора) по доверенности Доможирова О.Г. уточненные исковые требования прокурора поддержала. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Белозерского района Курганской области Человечков В.В., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования прокурора поддержал. При этом подтвердил факт наличия в складе ЗАО «Зауралье» запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов, так как лично участвовал в обследовании на предмет соблюдения действующего законодательства РФ, связанного с хранением пестицидов и агрохимикатов, Дата обезличена в складе около д. … Белозерского района Курганской области, о чем был составлен соответствующий акт, где имеется его подпись. Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Управления Россельхознадзора) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В суд поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Россельхознадзора. В предыдущих судебных заседания представители Управления Россельхознадзора Цыганов А.Г. и Извекова Е.Н., действующие на основании доверенностей, исковые требовании прокурора поддерживали в полном объеме. Суду поясняли, что особенностями, определяющими потенциальную опасность запрещенных и непригодных к применению пестицидов для человека и среды его обитания, являются: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения. Особую опасность представляют обезличенные пестициды в смесях. Препараты и продукты их распада, хранившиеся на складах в хозяйствах, обладают канцерогенным, мутагенным, эмбриотоксичным действием на организм человека и представляют реальную угрозу для генофонда населения. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Памятинского сельсовета в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. От главы Администрации Памятинского сельсовета Кузнецова С.Д. имеется письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя сельсовета. Также в заявлении указано, что в склад ядохимикатов несколько лет не завозятся ядохимикаты; все претензии по остаткам ядохимикатов подлежат направлению в ЗАО «Зауралье». Иных ходатайств в суд не поступало. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Курганской области (ФБУ «ЦЛАТИ по УФО») в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд от представителя Подсохиной Л.Н. поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании разрешение исковых требований прокурора оставила на усмотрение суда. При этом поясняла, что определить класс опасности отходов возможно методом экспериментального биотестирования, после чего выдается паспорт на указанные ядохимикаты. По процедуре проведения паспортизации ссылалась на пояснения специалиста – ведущего инженера отдела проектной документации и консультативных услуг ФИО2 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд от представителя поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя данной организации. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Заслушав пояснения сторон, представителей третьих лиц, а также принимая во внимание пояснения в судебном заседании Дата обезличена специалиста ФИО2, изучив письменные материалы дела, обозрев фотосъемки, копии которых приобщены к материалам дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 19.07.2011), ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 19.07.2011) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, а также нарушаются интересы Российской Федерации. Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Условия окружающей среды оказывают влияние на санитарно-эпидимиологическое благополучие на неопределенный круг граждан, поэтому обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным. Согласно ст. 49 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон РФ № 109-ФЗ от 19.07.1997 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды. Статья 1 указанного Федерального закона № 109-ФЗ от 19.07.1997 определяет, что пестициды – это химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты); агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа (в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 260-ФЗ); действующее вещество пестицида - биологически активная часть пестицида, использование которой в виде различных препаративных форм приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений; государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов - регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, дает разрешения на производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов. Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" пестициды и агрохимикаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду, осуществляется на основании специального разрешения. В соответствии с абз. 1 ст. 24 данного закона обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уничтожение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, учитывая, что данные вещества относятся к отходам 1, 2, 3 классов опасности, должно осуществляться на полигонах токсичных отходов (захоронение) либо сжиганием на высокотемпературных установках для сжигания отходов, при этом уничтожение должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарного законодательства (технологии уничтожения должны быть разрешены в установленном порядке). Согласно ст. 19 этого же Федерального закона № 109–ФЗ хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. В соответствии с п. 22.1. санитарных правил и нормативов СанНиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов, введенных в действие с 25.05.2010 г. по Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 г. №17 "Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10" (вместе с "СанПиН 1.2.2584-10. Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы") (далее - СанПиН 1.2.2584-10), обезвреживанию, утилизации и уничтожению подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению. К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами. Согласно п. 22.8. СанПиН 1.2.2584-10 при отсутствии у организаций, имеющих непригодные препараты, надлежащих условий для их хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения. В указанные склады должен быть исключен доступ посторонних лиц. Из статьи 3 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» следует, что не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об отходах производства и потребления") отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. При этом понятие хранение отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является - изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию. Порядок паспортизации опасных отходов в настоящее время устанавливается Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", форма паспорта опасного отхода - Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода". Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. В соответствии с частью 3 названного Федерального закона, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327-ПП, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Судом установлено, что правопреемником колхоза «Заветы Ильича» является закрытое акционерное общество «Зауралье». Так, колхоз «Заветы Ильича» Белозерского района Курганской области был реорганизован в Акционерное общество закрытого типа «Зауралье» на основании постановления Администрации Белозерского района Курганской области № … от Дата обезличена, а Акционерное общество закрытого типа «Зауралье» реорганизовано в Закрытое акционерное общество «Зауралье» - на основании постановления № … от Дата обезличена. Из Акта обследования на предмет соблюдения требований законодательства РФ, связанного с хранением пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории Курганской области, от Дата обезличена следует, что около д. … Белозерского района Курганской области, на территории ЗАО «Зауралье», хранятся запрещенные и непригодные к применению пестициды. Пестициды размещены в шлакоблочном складе, крыша шифер, двери закрыты на навесной замок. Склад расположен возле охраняемой территории зернотока в 800 м от населенного пункта и 1 000 м - от водоема. Ограждение вокруг склада частично нарушено. Склад закрыт на навесной замок. Свободного доступа к пестицидам нет. Пестициды размещены в 2 отсеках. В первом находится пустая тара из под пестицидов 4 бочки по 100 л, 5 бочек по 200 л, 2 барабана из под «Байлетона», в левом углу, в пластиковых мешках тара из под «Гранозана» и 100 литровая бочка с остатками тары и смесью пестицидов. В правом углу лежит 1 барабан «Граназана» - 10 кг (пестицид 1 класса опасности), целостность тары нарушена, имеются просыпи препарата. Во втором отсеке пестициды размещены на стеллажах. На верхнем стеллаже 2 пластиковых мешках, препарат желтого цвета весом около 40 кг. На нижнем стеллаже 1 пластиковый мешок с веществом фиолетового цвета весом около 30 кг, 1 пластиковый мешок с веществом красного цвета весом около 20 кг, 1 бумажный мешок с пластиковым вкладышем весом около 20 кг. На мешках отсутствует маркировка, установить наименование препаратов в ходе осмотра не представляется возможным. В правом углу остатки барабана из под «Хлорофоса» 2 класса опасности и слиток кристаллического вещества весом около 5 кг. Вес пестицидов в складе составляет около 200 кг. Контроль за сохранностью объекта обеспечивает ЗАО «Зауралье». Подобное хранение запрещенных и непригодных к применению пестицидов, в том числе 1 класса опасности для человека, расположенных на территории ЗАО «Зауралье» не отвечает требованиям вышеизложенного законодательства Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и представляет угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Указанные обстоятельства подтверждаются: вышеуказанным актом обследования на предмет соблюдения требований законодательства РФ от Дата обезличена, составленного специалистами – экспертами отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Управления Россельхознадзора по Курганской области ФИО3, ФИО1, в присутствии главного агронома ЗАО «Зауралье» ФИО4; главного специалиста по вопросам растениеводства и земельных отношений Администрации Белозерского района Человечкова В.В.; справкой № … от Дата обезличена специалиста 2 разряда ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерских районах Доможировой О.Г.; копией справки о наличии пестицидов в хозяйствах Белозерского района за … квартал … года, где также отражено и ЗАО «Зауралье»; копией распоряжения № … от Дата обезличена о проведении внеплановой проверки мест хранения запрещенных и непригодных пестицидов в Белозерском районе Курганской области, в том числе в ЗАО «Зауралье» - д. …; перечнем поднадзорных объектов (мест хранения), на которых осуществляется хранение запрещенных и непригодных к применению пестицидов, выявленных Управлением Россельхознадзора по Курганской области в … гг., где также числится ЗАО «Зауралье». И данные обстоятельства представителем ответчика ЗАО «Зауралье» в суде не оспаривались. В период судебного разбирательства по делу, исковое требование прокурора Белозерского района Курганской области о возложении обязанности на ЗАО «Зауралье» привести хранилище пестицидов, расположенное в 800 м от д. … муниципального образования «Памятинский сельсовет» Белозерского района Курганской области, в соответствие с предъявляемыми требованиями федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предусмотренными статьями 19, 24 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», п.п. 2.5, 5.1 СанПиН 1.2.2584-10, в настоящее время ЗАО «Зауралье» выполнено в добровольном порядке. Данный факт подтверждается следующими документами: заявкой (заявлением) ЗАО «Зауралье» на выдачу заключения на склад и условий хранения в нем препаратов санитарным правилам от Дата обезличена; предписанием № … от Дата обезличена начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах Головачевой Е.П.; экспертной оценкой объекта (склада, принадлежащего ЗАО «Зауралье») за № … от Дата обезличена филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах, а также заключением о соответствии склада и условий хранения пестицидов и агрохимикатов № … от Дата обезличена ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах, где отражено, что вышеуказанный склад соответствует требованиям СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». Контроль за сохранностью объекта по настоящее время обеспечивает ЗАО «Зауралье». Однако паспортизация запрещенных и непригодных к применению пестицидов в настоящее время не проведена, что также не оспаривалось ответчиком в суде. Утилизация запрещенных и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов должна происходить в строгом соответствие с требованиями федеральных законов, санитарных норм и правил, решение данной проблемы должно носить централизованный и плановый характер. Как поясняли в суде представители Управления Россельхознадзора, в этой связи на уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются, принимаются и реализуются различные региональные целевые экологические программы. В последние десятилетия прошлого века в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства немаловажное значение придавалось химизации и защите растений от вредных организмов, в результате чего резко возросли производство и применение химических средств защиты растений. Антропогенное воздействие на окружающую среду стало представлять серьезную угрозу нормальному функционированию различных экосистем и ландшафтов. Исследования показали, что большинство химических соединений обладает высокой токсичностью к биологическим ресурсам и относится к наиболее опасным загрязнителям природной среды. Будучи чуждыми природе, пестициды, накапливаясь и провоцируя процессы биоаккумуляции, биотрансформации и взаимотоксификации (увеличение токсичности), неизбежно ведут к глубинным, не поддающимся прогнозированию необратимым изменениям в экосистемах, подавляют иммунитет человека и растений, губительно влияют на все живое в почве, воде, воздухе, обладают мутагенной и канцерогенной активностью. Пестициды «мигрируют по пищевым цепям» и в результате попадают в организм человека и животных. Данный процесс сопровождается эффектом аккумуляции, т.е. в каждом последующем звене пищевой цепи концентрация пестицидов возрастает многократно с течением времени. При этом в наибольшей степени страдает человек как конечное звено пищевой цепи. По результатам исследований, проведенных Академией наук СССР, были внесены существенные коррективы в ассортимент применяющихся пестицидов, и большее их число оказалось запрещенным к применению. Особую опасность представляют обезличенные пестициды в смесях. Препараты и продукты их распада, хранившиеся на складах в хозяйствах, обладают канцерогенным, мутагенным, эмбриотоксичным действием на организм человека и представляют реальную угрозу для генофонда области. Так, Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 г. № 457 утверждена целевая программа Курганской области «Обращение с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012 – 2016 годы», одной из задач которой является обеспечение безопасного хранения отходов запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов. Сбор и организация хранения запрещенных и непригодных к применению пестицидов уменьшает экологическую нагрузку на окружающую природную среду, что является первым этапом такой работы. Второй этап работы запрещенных и непригодных к применению пестицидов – их утилизация. На каждую партию, предназначенную для утилизации, необходимо сопровождать паспортом опасного отхода, который должен содержать сведения о составе и свойствах препаратов. Вопрос установления классов опасности пестицидов для окружающей природной среды имеет большое практическое значение, так как в соответствии с СанПиН 2.1.7.1320-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при выборе способа утилизации учитывается степень их опасности для окружающей среды. От класса опасности будет зависеть стоимость утилизации. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ), а также учитывая особенности, определяющие потенциальную опасность запрещенных и непригодных к применению пестицидов, для человека и среды его обитания, такие как высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения, принимая во внимание то обстоятельство, что в настоящее время ответчиком ЗАО «Зауралье» осуществляется надлежащее хранение непригодных и запрещенных к применению пестицидов, учитывая при этом права неопределенного круга лиц, а так же отсутствие возражений по уточненному иску со стороны ответчика и третьих лиц, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ истец (прокурор) освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета Белозерского муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Уточненные исковые требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Зауралье» о возложении обязанности провести паспортизацию запрещенных и непригодных к применению пестицидов, удовлетворить. Обязать ЗАО «Зауралье» провести паспортизацию запрещенных и непригодных к применению пестицидов, находящихся в складе, расположенном в 800 метрах от д. … муниципального образования «Памятинский сельсовет» Белозерского района Курганской области. Взыскать с ЗАО «Зауралье» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Белозерский район в размере … руб. … коп. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда Курганской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда (Дата обезличена) путем подачи кассационной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области. Судья О.Ю. Кондратова Решение вступило в законную силу.