Дело № 2-346/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации С. Белозерское Дата обезличена Белозерский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи – Кондратовой О.Ю., при секретаре – Бутиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к ПСК «Першинское» о возложении обязанности по перемещению запрещенных и непригодных к применению пестицидов для их хранения в специально оборудованное для этого помещение, о возложении обязанности по проведению паспортизации запрещенных и непригодных к применению пестицидов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Белозерский районный суд Курганской области с иском к ПСК «Першинское» о возложении обязанности по приведению хранилища пестицидов, расположенных в двух металлических емкостях, которые установлены на деревянные площадки под открытым небом на территории зернотока, на расстоянии около 1км от с. … муниципального образования «Першинский сельсовет» Белозерского района Курганской области, в соответствие с требованиями федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и по утилизации опасных отходов. В обоснование иска указано, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Курганской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства по хранению пестицидов и агрохимикатов, по результатам которой установлены существенные нарушения, требующие принятие мер прокурорского реагирования. Так, с привлечением в качестве специалистов сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области установлен факт ненадлежащего хранения запрещенных пестицидов и агрохимикатов в двух металлических емкостях, которые установлены на деревянные площадки под открытым небом на территории зернотока, на расстоянии около 1км от с. … муниципального образования «Першинский сельсовет» Белозерского района Курганской области, принадлежащие ПСК «Першинское». Всего в двух металлических емкостях осуществляется хранение около 3,5 тонн названных веществ в виде смеси. В соответствии с п. 2.5, 5.1 санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил, имеющих выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, заключения, подтверждающие соответствие складов и условий хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам. Пунктом 22.1. СанПиН 1.2.2584-10 закреплено, что обезвреживанию, утилизации и уничтожению подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению. К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами. Пунктом 22.1. СанПиН 1.2.2584-10 закреплено, что обезвреживанию, утилизации и уничтожению подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению. К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами. Согласно п. 22.8. СанПиН 1.2.2584-10 при отсутствии у организаций, имеющих непригодные препараты, надлежащих условий для их хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения. В указанные склады должен быть исключен доступ посторонних лиц. Из прямого смысла статьи 3 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» следует, что не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Ненадлежащее хранение непригодных и запрещенных к применению химических веществ, опасных отходов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе жителей названного населенного пункта Белозерского района Курганской области на благоприятную окружающую среду. Особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания, является: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения. Согласно статьям 41, 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства. Статьей 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в почвах сельских поселений содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов. А также уровень радиационного фонда не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Федеральный закон РФ № 109-ФЗ от 19.07.1997 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды. В соответствии со ст. 24 данного федерального закона обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом, исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно статье 19 этого же федерального закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. В соответствии со ст. 49 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно справке № … специалиста 2 разряда ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах Доможировой О.Г. Дата обезличена в присутствии представителя ПСК «Першинское» ФИО4 проведена внеплановая проверка мест хранения запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов, состоящих на балансе ПСК «Першинское». В ходе данной проверки выявлены нарушения, заключающиеся в хранении опасных отходов вне специального оборудованного для этого помещения, под открытым небом. Аналогичные нарушения ежегодно фиксируются специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, но требования федерального законодательства со стороны ПСК «Першинское» до сих пор не исполнены. Как следует из материалов проверки, факт ненадлежащего хранения опасных химических веществ, опасных отходов представляет опасность для окружающей среды и здоровья человека, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Таким образом, утилизация опасных отходов также является обязанностью ответчика. Принимаемые государственными органами меры административного характера по отношению к ПСК «Першинское» положительного результаты не дали, что позволяет прокуратуре района для разрешения спора обратиться в суд, в том числе на основании ст. 7 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, 150 ГК РФ. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Настоящее исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, точную численность и персональный состав которых установить невозможно, а также в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей природной среде. Далее прокурор уточнял исковые требования, в последнем уточненном иске от Дата обезличена просил суд обязать ПСК «Першинское» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу переместить опасные отходы, находящиеся под открытым небом в двух металлических емкостях, которые установлены на деревянные площадки на территории зернотока, на расстоянии около 1км от с. … муниципального образования «Першинский сельсовет» Белозерского района Курганской области, для их размещения в специально оборудованное для этого помещение, отвечающее предъявляемым требованиям федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предусмотренными статьями 19, 24 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», п.п. 2.5, 5.1 СанПиН 1.2.2584-10; а также обязать ПСК «Першинское» провести паспортизацию запрещенных пестицидов в виде смеси, содержащихся в двух металлических емкостях на территории зернотока, на расстоянии около 1км от с. … муниципального образования «Першинский сельсовет» Белозерского района Курганской области. В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Белозерского района Курганской области Бураков И.В. последние уточненные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Представитель ответчика – ПСК «Першинское» по доверенности Баркин А.В. в судебном заседании с последними уточненными исковыми требованиями согласился частично. При этом не оспаривал наличие в 2 емкостях запрещенных и непригодных к применению пестицидов в смеси, том числе граназан. В общей смеси содержатся не только запрещенные и непригодные к применению пестициды, но и земля с просыпью веществ-пестицыдов, минеральные добавки, другие удобрения, а также тара из-под пестицидов. С первым требованиям прокурора по перемещению данных емкостей в специализированное помещение они согласны. А по второму требованию прокурора о проведении паспортизации в связи с трудным финансовым положением ПСК определить в настоящее время срок осуществления паспортизации смеси запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов затруднительно. Ранее в судебном заседании Дата обезличена директор ПСК «Першинское» ФИО1 суду пояснял, что работает более 30 лет в данном хозяйстве. В настоящее время емкости находятся на охраняемой территории зерносклада, который огорожен. 5-6 лет назад одну из емкостей пытались украсть с целью сдачи ее в чермет, в результате чего емкость пришла в негодность. Похищенную емкость нашли в лесном массиве, с помощью крана емкость перенесли на место, поставив на постамент, чтобы не было соприкосновения с землей. Поскольку целостность похищенной емкости была нарушена, ядохимикаты были упакованы в другие 2 герметично запаянные металлические емкости, в которых находятся вещества по настоящее время. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от представителя в суд поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах (ТО Управления Роспотребнадзора) по доверенности Доможирова О.Г. последние уточненные исковые требования прокурора поддержала. Пояснила суду, что при внеплановой проверки было установлено, что две металлические емкости, установленные на деревянных подставках, хранящихся под открытым небом, при визуальном осмотре течи и нарушений герметичности не обнаружено. Свободного доступа к емкостям нет. Поскольку емкости запаяны, поэтому произвести осмотр емкостей на содержимое не представилось возможным. По информации отдела сельского хозяйства и природных ресурсов Администрации Белозерского района в емкостях, принадлежащих ПСК «Першинское» хранятся неизвестные препараты в виде смеси в количестве 3,5 тонн. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов в таре под открытым небом. Паспортизация отходов необходима для дальнейшей транспортировки запрещенных пестицидов и утилизации этих веществ. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Белозерского района Курганской области Человечков В.В., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования прокурора поддержал частично. При этом пояснил, поскольку со слов представителя ПСК «Першинское» в емкостях находятся остатки пестицидов, в том числе «гранозан», кормовые добавки и часть минеральных удобрений, еще тара с неизвестными пестицидами, то вся смесь веществ будет относиться к 1 классу опасности, поэтому паспортизация веществ не нужна. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Управления Россельхознадзора) по доверенности Немцев Ю.Н. в судебном заседании поддержал последние уточненные исковые требования прокурора в полном объеме. Также дополнил, что по результатам испытаний – по образцу почвы с земельного участка, где хранятся емкости, из экспертизы ФГБУ «Челябинская МВЛ» от Дата обезличена следует, что в данной пробе имеются превышения ГХЦГ, ДДТ и его метаболитов. При этом пояснил, что особенностями, определяющими потенциальную опасность запрещенных и непригодных к применению пестицидов для человека и среды его обитания, являются: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения. Особую опасность представляют обезличенные пестициды в смесях. Препараты и продукты их распада, хранившиеся на складах в хозяйствах, обладают канцерогенным, мутагенным, эмбриотоксичным действием на организм человека и представляют реальную угрозу для генофонда населения. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Першинского сельсовета в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна; заявлений, возражений в суд не поступило. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд от представителя поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя данной организации. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Заслушав пояснения сторон, представителей третьих лиц, изучив письменные материалы дела, обозрев фотосъемки, копии которых приобщены к материалам дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 19.07.2011), ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 19.07.2011) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, а также нарушаются интересы Российской Федерации. Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Условия окружающей среды оказывают влияние на санитарно-эпидимиологическое благополучие на неопределенный круг граждан, поэтому обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным. Согласно ст. 49 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон РФ № 109-ФЗ от 19.07.1997 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды. Статья 1 указанного Федерального закона № 109-ФЗ от 19.07.1997 определяет, что пестициды – это химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты); агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа (в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 260-ФЗ); действующее вещество пестицида - биологически активная часть пестицида, использование которой в виде различных препаративных форм приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений; государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов - регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, дает разрешения на производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов. Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" пестициды и агрохимикаты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду, осуществляется на основании специального разрешения. В соответствии с абз. 1 ст. 24 данного закона обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уничтожение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, учитывая, что данные вещества относятся к отходам 1, 2, 3 классов опасности, должно осуществляться на полигонах токсичных отходов (захоронение) либо сжиганием на высокотемпературных установках для сжигания отходов, при этом уничтожение должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарного законодательства (технологии уничтожения должны быть разрешены в установленном порядке). Согласно ст. 19 этого же Федерального закона № 109–ФЗ хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. В соответствии с п. 22.1. санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов, введенных в действие с 25.05.2010 г. по Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 г. №17 "Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10" (вместе с "СанПиН 1.2.2584-10. Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы") (далее - СанПиН 1.2.2584-10), обезвреживанию, утилизации и уничтожению подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению. К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами. Согласно п. 22.8. СанПиН 1.2.2584-10 при отсутствии у организаций, имеющих непригодные препараты, надлежащих условий для их хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения. В указанные склады должен быть исключен доступ посторонних лиц. Из статьи 3 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» следует, что не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об отходах производства и потребления") отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. При этом понятие хранение отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является - изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию. Порядок паспортизации опасных отходов в настоящее время устанавливается Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", форма паспорта опасного отхода - Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода". Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. В соответствии с частью 3 названного Федерального закона, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327-ПП, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Судом установлено, что колхоз «Россия» был реорганизован с правом правопреемника в АО «Россия» на основании постановления № … от Дата обезличена, затем в АОЗТ «Першинское» - постановление № … от Дата обезличена, затем в ООО «Першинское» - постановление № … от Дата обезличена, затем в ПСК «Першинское» - постановление № … от Дата обезличена. Из Акта обследования на предмет соблюдения требований законодательства РФ, связанного с хранением пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории Курганской области, от Дата обезличена следует, что около с. … Белозерского района Курганской области, на территории зернотока ПСК «Першинское», в 2 металлических емкостях объемом 1,2 куб.м и 2,1 куб.м. по данным ранее проводимого учета хранятся 3,5 тонны смеси запрещенных и непригодных к применению пестицидов. Территория вокруг места хранения заросла сорной растительностью, под емкостями травы нет. Состояние металлических емкостей удовлетворительное. Емкости заварены и установлены на деревянные подставки, под открытым небом в 1 км от населенного пункта и 1,5 км от водоема. Территория зернотока огорожена и охраняется. Емкости окопаны. Свободного доступа к пестицидам нет. Контроль за сохранностью объекта обеспечивает ПСК «Першинское». Подобное хранение смеси запрещенных и непригодных к применению пестицидов, расположенных на территории ПСК «Першинское» не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и представляет угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. В ходе обследования проводилась фотосъемка. Под емкостью 2,1 куб.м отобран образец почвы для химического анализа. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: материалами внеплановой проверки прокурора, актом обследования на предмет соблюдения требований законодательства РФ от Дата обезличена, составленного специалистами – экспертами отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Управления Россельхознадзора по Курганской области ФИО2, ФИО3, в присутствии главного специалиста по вопросам растениеводства и земельных отношений Администрации Белозерского района ФИО5; справкой № … от Дата обезличена специалиста 2 разряда ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерских районах Доможировой О.Г.; копией справки о наличии пестицидов в хозяйствах Белозерского района за 4 квартал … года; копией распоряжения № … от Дата обезличена о проведении внеплановой проверки мест хранения запрещенных и непригодных пестицидов в Белозерском районе Курганской области, в том числе в ПСК «Першинское» - с. …; копией ответа МО «Белозерский район» по информации о наличии мест хранения пестицидов и агрохимикатов на территории Белозерского района, где также указан ПСК «Першинское» - с. … – 3,5 т – хранятся в заваренной цистерне на открытой площадке в состоянии смеси; копией справки, где также отражено о наличии у ПСК «Першинское» 3,5 т пестицидов в смеси (гранозан, зеазин, тара из под пестицидов) в металлической закрытой емкости, заваренной, большой цистерне-контейнере на постаменте); перечнем поднадзорных объектов (мест хранения), на которых осуществляется хранение запрещенных и непригодных к применению пестицидов, выявленных Управлением Россельхознадзора по Курганской области в …-… гг., где числится ПСК «Першинское»; а также результатами испытаний по экспертизе №…. от Дата обезличена ФГБУ «Челябинская МВЛ», где в заключении указано, что пробе почвы обнаружено превышение ГХЦГ, ДДТ и его метаболитов; справкой о физико-химических свойствах ГХЦГ, ДДТ и его метаболитов. И данные обстоятельства представителем ответчика в суде не оспаривались. Контроль за сохранностью вышеуказанных 2 емкостей по настоящее время обеспечивает ПСК «Першинское». Однако паспортизация запрещенных и непригодных к применению пестицидов в настоящее время не проведена, что также не оспаривалось ответчиком в суде. Утилизация запрещенных и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов должна происходить в строгом соответствие с требованиями федеральных законов, санитарных норм и правил, решение данной проблемы должно носить централизованный и плановый характер. Как поясняли в суде представители Управления Россельхознадзора, в этой связи на уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются, принимаются и реализуются различные региональные целевые экологические программы. В последние десятилетия прошлого века в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства немаловажное значение придавалось химизации и защите растений от вредных организмов, в результате чего резко возросли производство и применение химических средств защиты растений. Антропогенное воздействие на окружающую среду стало представлять серьезную угрозу нормальному функционированию различных экосистем и ландшафтов. Исследования показали, что большинство химических соединений обладает высокой токсичностью к биологическим ресурсам и относится к наиболее опасным загрязнителям природной среды. Будучи чуждыми природе, пестициды, накапливаясь и провоцируя процессы биоаккумуляции, биотрансформации и взаимотоксификации (увеличение токсичности), неизбежно ведут к глубинным, не поддающимся прогнозированию необратимым изменениям в экосистемах, подавляют иммунитет человека и растений, губительно влияют на все живое в почве, воде, воздухе, обладают мутагенной и канцерогенной активностью. Пестициды «мигрируют по пищевым цепям» и в результате попадают в организм человека и животных. Данный процесс сопровождается эффектом аккумуляции, т.е. в каждом последующем звене пищевой цепи концентрация пестицидов возрастает многократно с течением времени. При этом в наибольшей степени страдает человек как конечное звено пищевой цепи. По результатам исследований, проведенных Академией наук СССР, были внесены существенные коррективы в ассортимент применяющихся пестицидов, и большее их число оказалось запрещенным к применению. Особую опасность представляют обезличенные пестициды в смесях. Препараты и продукты их распада, хранившиеся на складах в хозяйствах, обладают канцерогенным, мутагенным, эмбриотоксичным действием на организм человека и представляют реальную угрозу для генофонда области. Так, Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 г. № 457 утверждена целевая программа Курганской области «Обращение с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012 – 2016 годы», одной из задач которой является обеспечение безопасного хранения отходов запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов. Сбор и организация хранения запрещенных и непригодных к применению пестицидов уменьшает экологическую нагрузку на окружающую природную среду, что является первым этапом такой работы. Второй этап работы запрещенных и непригодных к применению пестицидов – их утилизация. На каждую партию, предназначенную для утилизации, необходимо сопровождать паспортом опасного отхода, который должен содержать сведения о составе и свойствах препаратов. Вопрос установления классов опасности пестицидов для окружающей природной среды имеет большое практическое значение, так как в соответствии с СанПиН 2.1.7.1320-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при выборе способа утилизации учитывается степень их опасности для окружающей среды. От класса опасности будет зависеть стоимость утилизации. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ), а также учитывая особенности, определяющие потенциальную опасность запрещенных и непригодных к применению пестицидов, для человека и среды его обитания, такие как высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения, принимая во внимание то обстоятельство, что в настоящее время ответчиком не осуществляется надлежащее хранение непригодных и запрещенных к применению пестицидов, учитывая при этом права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора о перемещении вышеупомянутых двух емкостей в специализированное хранилище в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в связи с отсутствием нормативного обоснования в данной части, что также, по-мнению суда, будет нарушать права неопределенного круга лиц и принцип исполнения судебного акта в разумный срок. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ истец (прокурор) освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, и ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета Белозерского муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Уточненные исковые требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к ПСК «Першинское» удовлетворить. Обязать ПСК «Першинское» переместить запрещенные и непригодные к применению пестициды, находящиеся в двух металлических емкостях, хранящихся под открытом небом на территории зернотока на расстоянии около 1 км от с. … муниципального образования «Першинский сельсовет» Белозерского района Курганской области, для их хранения в специально оборудованное для этого помещение, отвечающее предъявляемым требованиям федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предусмотренными статьями 19, 24 Федерального Закона Российской Федерации «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», п.п.2.5, 5.1 СанПиН 1.2.2584-10. Обязать ПСК «Першинское» провести паспортизацию запрещенных и непригодных к применению пестицидов, находящихся в двух металлических емкостях, хранящихся под открытом небом на территории зернотока на расстоянии около 1 км от с. … муниципального образования «Першинский сельсовет» Белозерского района Курганской области. Взыскать с ПСК «Першинское» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Белозерский район в размере … руб. … коп. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда Курганской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда (Дата обезличена) путем подачи кассационной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области. Судья О.Ю. Кондратова Решение вступило в законную силу.