О возложении обязанности оборудовать подъезды и съезды к объектам дорожного сервиса



Дело № 2-69/2011

Р Е III Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Белозерское Дата обезличена

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи – Кондратовой О.Ю.

при секретаре – Бутиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исетского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Урванцеву С.А. о возложении обязанностей оборудовать подъезды и съезды к объектам дорожного сервиса и об организации парковки для специальных автотранспортных средств инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Исетского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Урванцеву С.А. о возложении обязанностей оборудовать подъезды и съезды к объектам дорожного сервиса и об организации парковки для специальных автотранспортных средств инвалидов. В обоснование исковых требований указано, что индивидуальный предприниматель Урванцев С.А. является собственником нежилого одноэтажного строения, расположенного по адресу: … автодорога …-…, … км с левой стороны. Данное строение используется Урванцевым С.А. для размещения кафе «…» и гостиницы. Прокуратурой Исетского района Тюменской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Урванцевым С.А. допускаются нарушения, угрожающие причинением вреда жизни и здоровью, а также имуществу неопределенного круга лиц. Согласно п. 13 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в дальнейшем Федерального закона от 08.11.2007. N 257-ФЗ) объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). Таким образом, кафе «…» с гостиницей, расположенное на … км автодороги …-… с левой стороны, является объектом дорожного сервиса. В силу п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991. автодорога …-... является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения Подъезд к г. Тюмени от магистрали М-51 «Байкал». Пунктом 8 Порядка установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007. N 23) установлено, что в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий: в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами. Согласно абз. 3 п. 11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998. N 1420 в ред. от 29.05.2006.) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев. В соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Законодательством предусмотрена обязанность владельца объекта дорожного сервиса обеспечить безопасное оказание потребителям услуг, для чего подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами. Отсутствие надлежащим образом оборудованных подъездов и съездов к объекту создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, а также имуществу граждан при их въезде и выезде с объекта дорожного сервиса. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Строительство переходно-скоростной полосы и оборудование её элементами обустройства автомобильных дорог (дорожными знаками, дорожной разметкой, объекты освещения и другие) должно осуществляться в соответствии со строительными нормами и правилами, в частности, в соответствии со СНиП 2.05.02.-85 «Автомобильные дороги», государственными стандартами, а также в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993. N 1090. Индивидуальным предпринимателем Урванцевым С.А. также нарушены требования ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995. N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части необходимости выделения в месте стоянки на объекте дорожного сервиса, расположенном на … км автодороги …-…, не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства, обозначив данные места знаком. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, истец просит суд обязать индивидуального предпринимателя Урванцева С.А. устранить нарушения закона: - оборудовать подъезды и съезды к объектам дорожного сервиса, а именно кафе «…» и гостинице, расположенным на … км автодороги …-… с левой стороны, переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги (дорожными знаками, дорожной разметкой и другими необходимыми элементами) в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»), государственных стандартов, Правил дорожного движения; выделить в месте стоянки на объекте дорожного сервиса, расположенном на … км автодороги …-…, не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обозначив данные места знаком.

В судебном заседании заместитель прокурора Исетского района Тюменской области Стрельчук П.А. исковые требования подержал в полном объеме.

Ответчик - индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Урванцев С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Исетского района согласился частично. Пояснил, что принадлежащее ему кафе расположено на площадке для остановки транспорта, которая ему не принадлежит. На строительство переходно-скоростных полос на пересечении подъезда к принадлежащему ему кафе необходимо потратить около … млн. руб., которых у него в настоящее время нет.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Исетскому муниципальному району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства (ФГУ «Уралуправтодор») филиал в г. Тюмени в судебное заседание не явился. От директора филиала Яковлева В.Ф. поступило ходатайство о рассмотрении дела без представителя ФГУ «Уралуправтодор».

Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения истца и ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992. «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, также охраняемых законом интересов общества и государства.

Требования ч. 4 ст. 27, ч. 3, 4 ст. 35 вышеуказанного закона регламентируют право прокурора обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Автомобильная дорога Подъезд к г. Тюмени от магистрали М-51 «Байкал» в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62, является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата обезличена серия … … № … указанная дорога находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ «Сибуправтодор».

Постановлением Правительства от 01.12.1998 № 1420 утверждены Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования, согласно п. 1 которого предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель. Придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода (далее именуются - придорожные полосы) (пункт 2 Правил).

На основании п. 11 Правил, размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Аналогичные требования содержатся в п. 6 ст. 22 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Эти же требования предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»: п. 5.5.8. для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007. № 233 утверждены Правила установления и использования полос отвода Федеральных автомобильных дорог, согласно п. 1 которых предусмотрено, что Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.

Согласно п. 8 Правил № 233 в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги;

б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

В соответствии с Федеральным Законом от 08.11.2007. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Согласно регистрационному удостоверению от Дата обезличена Урванцев С.А. является собственником домовладения, расположенного на границе …-… области, которое в соответствии с актом осмотра участка автодороги, расположено в 15 метрах от … км Автомобильной дороги Подъезд к … от магистрали … «…».

В указанном выше домовладении индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Урванцевым С.А. предоставляются услуги по общественному питанию и услуги гостиницы. Таким образом, кафе «…» является объектом дорожного сервиса.

В силу п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а так же подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Ранее Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998. № 1420 (абз. 3 п. 11 Правил) так же было предусмотрено обустройство объектов дорожного сервиса площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Обязанность владельца объекта дорожного сервиса осуществлять за свой счет и по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, предусмотрена п. 10 ст. 22 ФЗ № 257 от 08.11.2007.

Объект дорожного сервиса, владельцем которого является ответчик, не оборудован переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги, отсутствуют выделенные (с обозначением знаками) места стоянки для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, что подтверждено Актом осмотра участка автодороги - … км автодороги …-… от Дата обезличена комиссией в составе помощника прокурора Исетского района Мещериковым Г.П., государственным инспектором ДН ОГИБДД ОВД по Исетскому району ФИО1 и ответчиком.

Федеральным законодательством предусмотрена обязанность владельца объекта дорожного сервиса обеспечить безопасное оказание потребителям услуг.

Бездействие ответчика по оборудованию надлежащим образом подъездов и съездов к объекту придорожного сервиса и невыполнение обязанности установленной федеральным законодательством по безопасному оказанию потребителям услуг, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, а так же имуществу граждан как при их въезде и выезде с объекта дорожного сервиса, так и при движении по федеральной автомобильной дороге, примыкающей к автомобильной дороге, ведущей к объекту придорожного сервиса.

В силу п. 11 Правил установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования, строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

Это же предусмотрено п. 10 ст. 22 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет; и п. 5.5.27 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»: содержание переходно-скоростных полос, проездов к территории сооружений обслуживания движения (примечание: объекты придорожного сервиса – п. 5) обеспечивается их владельцами за собственный счет.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает, что Урванцев С.А., являясь владельцем дорожного сервиса, кафе «…», обязан соблюдать требования действующего законодательства, в том числе за свой счет: представить проектно-сметную документацию на размещение подъезда, съезда и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос, утвержденную в установленном порядке, согласованную с федеральным управлением автомобильных дорог, оборудовать указанные объекты.

Суд считает, что при использовании в качестве подъезда к кафе участок проселочной дороги, Урванцев С.А. обязан был представить подтверждение соответствия используемого участка проселочной дороги техническим требованиям и согласовать его с органом управления.

По требованиям п. 5.5. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»: все съезды и въезды на подходах к автомобильным дорогам I-III категорий должны иметь покрытия.

Урванцев С.А. не представил согласованную с владельцем дороги инженерно-техническую документацию соответствия используемой им части проселочной дороги техническим условиям подъезда от пункта общественного питания в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги.

Таким образом, суд приходит к выводу, что перечисленные недостатки нарушают права неопределенного круга лиц, пользующихся данной дорогой, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Следовательно, ответчиком нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995. N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Однако на стоянке около вышеуказанного кафе места для инвалидов ответчиком не выделены.

Указанные выше факты в деятельности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Урванцева С.А. напрямую затрагивает публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанную автодорогу, а также права инвалидов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Исетского района Тюменской области.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Исетского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Урванцеву С.А. о возложении обязанностей оборудовать подъезды и съезды к объектам дорожного сервиса, и об организации парковки для специальных автотранспортных средств инвалидов, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Урванцева С.А. устранить нарушения закона:

- оборудовать подъезды и съезды к объектам дорожного сервиса - кафе «…» и гостинице, расположенным на … км автодороги …-… с левой стороны, переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги (дорожными знаками, дорожной разметкой и другими необходимыми элементами) в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»), государственных стандартов, Правил дорожного движения;

- выделить в месте стоянки на объекте дорожного сервиса, расположенном на … км автодороги …-…, не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обозначив данные места знаком.

Взыскать с индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Урванцева С.А. государственную пошлину в доход муниципального образования Белозерский район в размере … рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда от Дата обезличена путем подачи кассационной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья О.Ю. Кондратова

Решение не вступило в законную силу.