Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года п.Белоярский.
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,
с участием старшего помощника Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Ивановой А.П.,
при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа об обязании провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения, разработать и предоставить в надзорный орган декларацию безопасности, предоставить в надзорный орган документы для получения разрешения на эксплуатацию,
У С Т А Н О В И Л:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа об обязании провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения, разработать и предоставить в надзорный орган декларацию безопасности, предоставить в надзорный орган документы для получения разрешения на эксплуатацию.
В основание заявленного требования указал, что в ходе плановой проверки законодательства безопасной эксплуатации муниципальных гидротехнических сооружений Белоярского городского округа организована проверка ГТС Камышевское по адресу: <адрес>, водоизмещением 5,5 млн.куб.м. Согласно свидетельства о государственной регистрации от <дата> ГТС Камышевское является собственностью Белоярского городского округа. В нарушение ст.ст.9,10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997г. № 117-ФЗ и Постановления Правительства РФ ль 27.02.1999г. № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации ГТС» администрация Белоярского ГО, являясь собственником ГТС, не имеет декларацию безопасности ГТС, разрешение на его эксплуатацию, персонал, эксплуатирующий ГТС, своевременно не проходил обучение и не аттестован в области безопасной эксплуатации ГТС. Кроме того, не имеется договора страхования гражданско-правовой ответственности в результате аварии ГТС на время строительства и эксплуатации, что противоречит требованиям ст.ст.15,17 ФЗ № 117-ФЗ. В соответствии со ст.60 Водного кодекса РФ, ст.ст.8,9,10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте. На стадиях проектирования, строительства, эксплуатации, а также после его реконструкции, капитального ремонта собственник ГТС или эксплуатирующая организация обязаны составить декларацию безопасности ГТС и утвердить в органе надзора за безопасностью гидротехнического сооружения. Декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Статьей 10 указанного закона, а также Положением о декларировании безопасности гидротехническое сооружение вносится в Российский реестр гидротехнических сооружений и надзорным органом за безопасностью ГТС выдается разрешение на его эксплуатацию. Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ» с 10.06.2008г. функции надзора за безопасностью всех категорий ГТС на территории Свердловской области переданы в ведение МТУ Ростехнадзора по УрФО. Полномочия собственника в отношении муниципальных ГТС выполняет в соответствии с Уставом администрация Белоярского городского округа (п.3 ст.6 Устава Белоярского ГО), которая организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Исполнение закона о безопасности ГТС,финансирование данных мероприятий, в том числе разработки и согласования декларации безопасности ГТС, заключения договоров страхования должны осуществляться собственником ГТС. Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;
- презумция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст.1 Закона под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды. При невыполнении требований закона, регламентирующих правила безопасности при эксплуатации ГТС в <адрес> нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, так как возникает потенциальная угроза причингения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области окружающей среды. Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Просит обязать ответчика произвести следующие действия в отношении гидротехнического сооружения - гидроузла литер Г, расположенного на территории Белоярского городского округа в <адрес>: разработать и предоставить на утверждение в надзорный орган - Уральское Управление Ростехнадзора декларацию безопасности, получить в Уральском Управлении Ростехнадзора разрешение на эксплуатацию в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе подготовки дела к рассмотрению прокурор уточнил исковые требования. Просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения - гидроузла литер Г протяженностью 350 метров, расположенного по адресу: <адрес>, без улицы, б\н; разработать и предоставить в надзорный орган - Уральское управление Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения - гидроузла литер Г протяженностью 350 метров, расположенного по адресу: <адрес>, без улицы, б\н; предоставить в Уральское управление Ростехнадзора документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения - гидроузла литер Г протяженностью 350 метров, расположенного по адресу: <адрес>, без улицы, б\н, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Иванова А.П. уточненные исковые требования подтвердила, просила их удовлетворить в полном объеме. Суду дополнительно пояснила, что в отношении КУМИ Белоярского городского округа в 2010г. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.9.2 КоАП РФ - нарушение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения. По результатам его рассмотрения КУМИ признан виновным в совершении данного административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа. В настоящее время у ответчика отсутствуют намерение на ликвидацию ГТС в <адрес>.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа ФИО2, действующая на основании доверенности от <дата>, с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в настоящее время проведено преддекларационное обследование ГТС в <адрес>, по результатам которого составлен акт, не подписанный Ростехнадзором. Акт направлялся в Ростехнадзор для утверждения, но был возвращен обратно, требовалось устранить замечания. Этим вопросом занимается начальник ГО и ЧС, который замечания в акте устранил, но повторно его на подпись в Ростехнадзор не направил. Выводы в акте остались прежними. Декларация безопасности и разрешение на эксплуатацию данного гидротехнического сооружения никогда не составлялись. ГТС эксплуатируется в течение нескольких десятков лет, в настоящее время находится в собственности КУМИ администрации Белоярского ГО.Поскольку акт не утвержден, капитальный ремонт плотины проводиться не может. Для проведения капитального ремонта необходимо составить смету о его стоимости. Вода на ГТС в сентябре 2009г. спущена. Документов, подтверждающих данный факт, нет.
Представитель 3-го лица Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, действующий на основании доверенности от <дата>, с требованиями Свердловского межрайонного природоохранного прокурора согласился, просил их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что акт проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений Белоярским городским округом в Ростехнадзор до настоящего времени не предоставлен, собственник ГТС затягивает процедуру подписания акта со стороны надзорного органа. Однако наличие акта проверки не является безусловным основанием для вывода о необходимости капитального ремонта ГТС. Он в качестве представителя Ростехнадзора участвовал в проведении обследования ГТС в <адрес>. В ходе проведения проверки собственником ГТС никаких документов на него представлено не было. В настоящее время ГТС эксплуатируется в безнапорном режиме, хотя находится в аварийном состоянии. По результатам обследования был сделан вывод о том, что ГТС требует капитального ремонта по следующим причинам: на данном гидротехническом сооружении частично отсутствует затворное оборудование, имеющееся оборудование не работоспособно. Имеются повреждения бетонных конструкций основного и дополнительного водосбросов, незначительные дефекты самой плотины - размыв в зоне переменного уровня. Бетонное сооружение сильно разрушено, требует полной замены. Из-за технических неисправностей происходит сброс воды, что создает угрозу жизни и здоровью людей. К этому привела многолетняя эксплуатация ГТС. Гидротехническое сооружение подлежит декларированию с учетом проведения капитального ремонта.
Заслушав пояснение сторон, представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ (в ред. 27.12.2009 с изм. от 27.07.2010) собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.
Основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, является декларация безопасности данного гидротехнического сооружения, составляемая в соответствии с требованиями ст. 10 вышеуказанного Федерального закона.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от <дата> <данные изъяты> собственником гидроузла Литер 1 протяженностью 350 м., расположенного по адресу: <адрес>, без улицы, б/н., является Белоярский городской округ.
Представитель ответчика признала факт того, что в настоящее время не составлена декларация безопасности вышеуказанного гидротехнического сооружения, следовательно, не получено разрешение на его эксплуатацию.
В соответствии с актом <номер> проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от <дата>, ГТС Камышевское расположено <адрес> в 502 км выше устья. ГТС построено в 1797г., реконструировано в 1967г. В состав ГТС, относящегося к 4 классу капитальности, входят: плотина земляная, паводковый водосброс <номер>, паводковый водосбром <номер>. Объем водохранилища при НПУ составляет 5,5 млн. куб.м. (<данные изъяты>).
В объяснении от <дата> помощнику Свердловского межрайонного природоохранного прокурора глава Белоярского городского округа Привалов АюП. Указал, что на всех муниципальных ГТС, в том числе <данные изъяты> отсутствуют декларации безопасности, разрешения на эксплуатацию. Персонал, эксплуатирующий ГТС, своевременно не проходил обучения и не аттестован в области безопасной эксплуатации ГТС, не заключены договоры страхования гражданско-правовой ответственности в результате аварии ГТС на время строительства и эксплуатации (<данные изъяты>
Суд не соглашается с мнением представителя ответчика относительно того, что лишь при наличии утвержденного Ростехнадзором акта проверки можно сделать вывод о необходимости капитального ремонта ГТС <адрес>.
Необходимость такого ремонта подтверждена результатами проведенного обследования ГТС. Акт является лишь документальным оформлением результатов проверки. Состояние ГТС подробно описано в настоящем судебном заседании представителем Ростехнадзора, являющегося участником обследования.
В соответствии со ст.60 Водного кодекса РФ, ст.ст.8,9,10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте.
На стадиях проектирования, строительства, эксплуатации, а также после его реконструкции, капитального ремонта собственник ГТС или эксплуатирующая организация обязаны составить декларацию безопасности ГТС и утвердить в органе надзора за безопасностью гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> по УрФО.
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;
- презумция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
На основании ст.1 Закона под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
При невыполнении требований закона, регламентирующих правила безопасности при эксплуатации ГТС в <адрес>, нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области окружающей среды.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа провести капитальный ремонт гидротехнического сооружения - гидроузла литер Г протяженностью 350 метров, расположенного по адресу: <адрес>, без улицы, б\н.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа разработать и предоставить в надзорный орган - Уральское управление Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения - гидроузла литер Г протяженностью 350 метров, расположенного по адресу: <адрес>, без улицы, б\н.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа предоставить в Уральское управление Ростехнадзора документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения - гидроузла литер Г протяженностью 350 метров, расположенного по адресу: <адрес>, без улицы, б\н, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.Л. Курбатова.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.