РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2010 года Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,
при секретаре Шевцовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на получение трудовой пенсии досрочно, включении в педагогический стаж периодов работы, обязании назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
<ФИО>1 обратилась в суд с иском к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на получение трудовой пенсии досрочно, включении в педагогический стаж периодов работы, обязании назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию. В обоснование своих исковых требований указала, что с <дата> по настоящее время она работает <данные изъяты> в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - детском саду общеразвивающего вида «<данные изъяты>, расположенном в <адрес>. Сначала она работала в этом детском саду <данные изъяты> <дата> она была временно переведена на должность <данные изъяты> на период летних отпусков и декретного отпуска, а с <дата> она переведена на должность <данные изъяты> в этом детском саду постоянно. Ее специальный педагогический стаж работы на этой должности в МДОУ «<данные изъяты>» уже превысил 25 лет. Весь период ее работы в этом детском саду в должности <данные изъяты> детский сад находился в ведении местной администрации, сначала в ведении исполкома поселкового Совета Косулино-1,а затем в ведении администрации <адрес>, несколько раз в течение этого времени детский сад переименовывался, но неизменно выполнял функции детского дошкольного образовательного учреждения. <дата> она обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением ею более 25 лет педагогической деятельности на основании подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Решение <номер> ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <дата> ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого для назначения такой пенсии специального стажа продолжительностью 25 лет. Ее специальный стаж по мнению ответчика составил 13 лет 7 месяцев 09 дней с учетом только тех периодов ее работы в должности <данные изъяты> в МДОУ «<данные изъяты>», когда официальное наименование этого детского дошкольного учреждения включало определения «детский сад общеразвивающего вида» и «ясли-сад», остальной период ее работы <данные изъяты> с <дата> по <дата>, когда детский сад именовался «комбинат ясли-сад», не был включен ответчиком в специальный стаж. На данный период ее трудовой деятельности приходился период прохождения курсов повышения квалификации и два отпуска по уходу за ребенком, поэтому ответчик в обоснование решения об отказе ей в назначении льготной пенсии привел различные доводы, по которым не включил эти периоды работы в ее специальный педагогический стаж. Так, периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> <данные изъяты> в комбинате ясли-сад <адрес>-1 и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с <дата> по <дата> и в отпуске по уходу за ребенком без содержания до 1,5 лет с <дата> по <дата>, приходящиеся на период ее работы <данные изъяты> в комбинате ясли-сад <адрес>-1 не были включены в специальный стаж, так как наименование учреждения «комбинат» не поименовано «Списком наименований должностей и учреждений…», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривающей, что осуществление педагогической деятельности связано с выполнением работы в определенных должностях и учреждениях. Решением <номер> от 12.10.ю2009года ответчик фактически установил, что для назначения льготной пенсии ей не хватает специального педагогического стажа продолжительностью 11 лет 4 месяца и 9 дней, вместе с тем, продолжительность ее работы <данные изъяты> в детском саду в период, когда он именовался «комбинат ясли-сад», составляет 11 лет 4 месяца и 19 дней. Поэтому просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж для назначения ей, <ФИО>1, трудовой пенсии досрочно в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды ее работы <данные изъяты> в комбинате ясли-сад <адрес>-1 с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с <дата> по <дата> и в отпуске по уходу за ребенком без содержания до полутора лет с <дата> по <дата> в период ее работы <данные изъяты> в комбинате ясли-сад <адрес>-1 общей продолжительностью 11 лет 4 месяца 19 дней; признать за ней <ФИО>1 право на получение трудовой пенсии досрочно на основании подп. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей более 25 лет; обязать ответчика назначить и выплачивать ей, <ФИО>1, трудовую пенсию по старости досрочно на основании подп. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с <дата>, т.е. со времени ее обращения к ответчику с заявлением о назначении льготной пенсии.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, уточнила исковое требование об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с <дата>, когда наступило право на такую пенсию.
Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> <ФИО>2, действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, исковые требования не признала, суду пояснила, что <дата> <ФИО>1 предоставила в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> документы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Рассмотрев документы <ФИО>1, представленные для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, УПФ было вынесено решение от <дата> <номер>, в котором определен стаж застрахованного лица равный 13 годам 07 месяцам 09 дням. Не были засчитаны периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> <данные изъяты> в комбинате ясли-сад <адрес>-1, так как наименование учреждения комбинат не поименовано «Списком наименования должностей и учреждений…», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с <дата> по <дата> и в отпуске по уходу за ребенком без содержания до 1,5 лет с <дата> по <дата>, так как наименование учреждения комбинат не поименовано «Списком наименований должностей и учреждений…», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002года, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ». <ФИО>1в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
<дата> истица обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением ею более 25 лет педагогической деятельности на основании подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данный факт подтверждается материалами пенсионного дела.
Решением <номер> ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> свердловской области <дата> ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием у истицы необходимого для назначения такой пенсии специального стажа продолжительностью 25 лет.
Как видно из решения ответчиком зачтены периоды на соответствующих видах работ работы <данные изъяты> в яслях саде <номер>, <данные изъяты> в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ясли-сад № <номер> «<данные изъяты>» администрации <адрес>, <данные изъяты> в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида «<данные изъяты>». Всего зачтено 13 лет 07 месяцев 09 дней.
Не зачтены периоды работы <данные изъяты> в комбинате ясли сад <адрес>-1, так как наименование учреждения комбинат не поименовано «Списком наименований должностей и учреждений…», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
Также не зачтены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с <дата> по <дата> и в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет без содержания с <дата> по <дата>, так как наименование учреждения комбинат не поименовано «Списком наименований должностей и учреждений…», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. (<данные изъяты>).
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, предусмотрено подп. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях» и связано только с выполнением социально-полезной и значимой деятельности в сфере образования и воспитания детей и неблагоприятном воздействием в связи с выполнением такой трудовой функции различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы педагога-то есть с выполнением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В соответствии с п. 3 ст. 1, п.2 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»Правительство РФ в случаях, предусмотренных настоящим законом, определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. В то же время, наделение Правительства РФ такими полномочиями само по себе не может ограничивать право граждан на пенсию, поскольку гарантированное федеральным законом (Законом «О трудовых пенсиях в РФ» право на льготную пенсию в силу требований ст.ст. 39 ч.2 и 55 ч.3 Конституции РФ не может быть ограничено подзаконным актом-Постановлением Правительства.
В соответствие с п.3 ст. 1, п.2 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» Правительство РФ при необходимости утверждает Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)и Правила исчисления периодов работы (деятельности), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно. Наделение Правительства РФ полномочиями только при необходимости утверждать такие «Списки…» и «Правила…» направлено лишь на содействие реализации пенсионных прав граждан, но никак не может ограничивать их право на досрочное назначение пенсии, а утвержденные Постановлениями правительства РФ «Списки…» и «Правила…» с учетом буквального толкования п. 2 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» во взаимосвязи с требованиями ст.ст. 39 ч.2, 55 ч.3 Конституции РФ являются примерными и изначально не могут быть исчерпывающими.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781во исполнение ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Данный «Список…» № 781 от 29.10.2002 года был применен ответчиком при рассмотрении заявления истицы о назначении льготной пенсии, решение об отказе в назначении ей пенсии досрочно основано на неправильном толковании «Списков…».
Согласно п. 1 наименования должностей и п. 1.8 наименования учреждений «Списка…» № 781 от 29.10.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, засчитывается период работы воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях, включая детские сады всех наименований: детские сады, детские ясли, сады-ясли и ясли-сады. Понятие «детские сады всех наименований» является в данном случае обобщающим и право истицы на льготную пенсию не могло быть ограничено из-за того, что в примененном ответчиком «Списке…» не содержится наименования дошкольного образовательного учреждения «Комбинат ясли-сад», так как для досрочного назначения пенсии имеет значение не формально точное наименование должности и учреждения, а суть осуществляемой деятельности.
Истица работает <данные изъяты> в детском саду «<данные изъяты>» с <дата> по настоящее время, что подтверждается исследованными судом копией трудовой книжки истицы <данные изъяты>), справкой Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> <данные изъяты>), справкой Муниципального дошкольного образовательного учреждения- детский сад общеразвивающего вида <данные изъяты>»(<данные изъяты>). Работа <данные изъяты> в детском саду, как и в детских яслях является педагогической деятельностью, направленной на воспитание, всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Во время этого периода ее работы наименование детского сада «<данные изъяты>» менялось неоднократно. Это дошкольное учреждение в виде комбината ясли-сад было создано в результате объединения двух существовавших ранее дошкольных учреждений на территории <адрес>-1: детских яслей «<данные изъяты>» Поселкового Совета Косулино-1 и детского сада <номер> «<данные изъяты>» при в/части <номер>. (<данные изъяты>).
Объединенное дошкольное учреждение выполняло функции как ранее существовавших детских яслей, так и ранее существовавшего детского сада, и как образовательное дошкольное учреждение для детей являлось структурным подразделением Исполкома Поселкового Совета Косулино-1. Далее <дата> в связи с переименованием <адрес>-1 в <адрес> дошкольное учреждение было переименовано в ясли-сад № <номер> «<данные изъяты>» администрации <адрес>. Эти обстоятельства подтверждаются справкой МДОУ «<данные изъяты>» за <номер> от <дата> <данные изъяты>), справкой Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> <номер> от <дата>.
Таким образом изменение наименования детского сада <дата> не было связано с изменением характера деятельности данного детского дошкольного учреждения, выполнявшего с <дата>-момента объединения двух дошкольных учреждений-функции детского сада и детских яслей, а было обусловлено только лишь переименованием населенного пункта, в котором находится детский сад.
После <дата> независимо от смены наименования и организационной формы детский сад по существу продолжал работать как детское дошкольное учреждение, деятельность которого непосредственно направлена на воспитание и развитие детей дошкольного возраста, то есть от изменения организационно-правовой формы характер профессиональной деятельности работающих в нем воспитателей не изменился. При этом для решения вопроса о назначении истице льготной пенсии имело существенное значение, что период работы истицы после <дата> с момента изменения наименования учреждения был включен работниками Пенсионного фонда в специальный стаж.
Суд приходит к выводу о том, что при определении права истицы на льготную пенсию ответчику необходимо было учитывать, что в течение всего периода работы истицы <данные изъяты> в МДОУ «<данные изъяты>» с <дата> по настоящее время ее профессиональная деятельность не менялась, является педагогической, и данное детское дошкольное учреждение с момента его создания до настоящего времени выполняет функции как детского сада, так и детских яслей, является учреждением для детей.
Суд считает, что истица в спорные периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> работала <данные изъяты> в яслях-саде <адрес>-1.
Кроме того, как следует из материалов дела, в периоды работы истицы в яслях-саде <адрес>-1 находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с <дата> по <дата>, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата>
Действующее в период до <дата> трудовое и пенсионное законодательство не содержало запрета на включение периода отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности. Согласно ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР и п. 2 Разъяснений Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от30.03.1970 года № 4/11, время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж, и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Запрет на включение отпусков по уходу за ребенком в стаж для случаев назначения пенсии на льготных условиях предусмотрен ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР только после вступления в действие с <дата> Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». На момент предоставления истице отпусков по уходу за ребенком до 1 года и 1,5 лет, в соответствии с действующим законодательством, оба указанных периода подлежат включению в специальный стаж.
Ответчик не оспаривает факт осуществления истицей педагогической деятельности в спорные периоды.
В силу ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Истица просит обязать ответчика назначить и выплачивать ей трудовую пенсию по старости досрочно с <дата>.
По мнению представителя ответчика, если судом требования истицы об обязании включить в педагогический стаж истицы спорных периодов, то право на пенсию возникает не с даты обращения <ФИО>1 с заявлением о назначении такой пенсии. А с <дата>, так как с этой дате наступило необходимое для назначения трудовой пенсии по старости досрочной пенсии условие- наличие специального трудового стажа не менее 25 лет.
Суд находит исковые требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК Российской Федерации следует взыскать с ответчика в пользу истицы в возврат госпошлины, уплаченной при подаче иска, 300 рублей, а также расходы по оплате услуг по составлению искового заявления 2300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <ФИО>1 удовлетворить.
Признать за <ФИО>1 право на получение трудовой пенсии досрочно на основании подп. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей более 25 лет.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в педагогический стаж <ФИО>1, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы <данные изъяты> в яслях-саде <адрес>-1 с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с <дата> по <дата>, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата> в период работы в должности <данные изъяты> в яслях-саде <адрес>-1.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить и выплачивать <ФИО>1 трудовую пенсию по старости досрочно с <дата>.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> в возврат госпошлины в пользу <ФИО>1 300 рублей.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> в пользу <ФИО>1 расходы на оплату услуг по составлению искового заявления 2300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме).
Председательствующий: А.Г. Вострецова.
Мотивированное решение (Решение суда в окончательной форме) изготовлено 03.02. 2010 года.